Где находится стартер на ваз 2109

Ремонт и замена стартера на ВАЗ 2109 своими руками

Где находится стартер на ваз 2109

  • Неисправности стартера
  • Где находится стартер
  • Как снять стартер
      Пошаговая инструкция снятия стартера
  • Как ремонтировать стартер
  • Замена втулок стартера
  • Замена щёток
  • инструкция
  • Проблемы с запуском двигателя обычно связаны с неисправностью стартера. Замена стартера ВАЗ 2109 своими руками процедура несложная и в большинстве случаев помогает устранить проблему с запуском двигателя. В руководстве по ремонту как произвести ремонт стартера самому, указаны возможные неисправности деталей стартера и как их заменить.

    Стартер фирмы Eldix на автомобиль ВАЗ 2109.

    Перед снятием и разборкой стартера Lada 2109 нужно выяснить причину неисправности. В случае обрыва электрической цепи или нарушении контакта снятие не потребуется. Устранение поломки ограничится ремонтом электропроводки стартера.

    Снимать стартер нужно только после проверки исправности проводки и аккумулятора

    Стартер 2109 устройство и принцип действия

    На всех автомобилях без исключения стартер отвечает за пуск мотора, а точнее, за раскрутку коленвала. По сути — это маленький электродвигатель. Устройство стартера включает: бендикс со щетками, две обмотки, а также подвижный ротор.

    Как все это функционирует? Вокруг роторной и статорной обмоток создаются магнитные поля, которые имеют противоположные значения, что приводит подвижный элемент в действие.

    Подать на стартер напряжение достаточно просто, а вот ротору нужен посредник — щетки, которые состоят из меди и графита.

    Устройство и принцип работы

    Большинство обгонных муфт (будем называть их более популярным среди автомобилистов словом — бендикс) состоят из ведущей обоймы (или наружного кольца), содержащей ролики и прижимные пружины, а также ведомой обоймы.

    Ведущая обойма имеет клиновые каналы, которые с одной стороны имеют значительную ширину. Именно в них вращаются подпружиненные ролики. В узкой же части канала ролики стопорятся между ведущей и ведомой обоймами.

    Как понятно из вышеописанного, роль пружин заключается в том, чтобы загонять ролики в узкую часть каналов.

    В принципе работы бендикса лежит инерционное воздействие на зубчатую муфту, входящую в его состав, до момента ее зацепления с маховиком двигателя. В то время, когда стартер находится в нерабочем состоянии (двигатель выключен или работает в постоянном режиме) муфта бендикса не зацеплена с венцом маховика.

    Работа бендикса происходит по следующему алгоритму:

    Внутренняя часть бендикса

    1. Ключ зажигания поворачивается и ток от аккумуляторной батареи подается на электродвигатель стартера, приводя в движение его якорь.
    2. Благодаря имеющимся на внутренней стороне муфты винтовым бороздам и вращательному движению муфта под собственным весом скользит по шлицам до момента зацепления с маховиком.
    3. Под действием ведущей шестерни ведомая обойма с шестерней начинает вращаться.
    4. В случае, если зубья муфты и маховика не совпали, происходит ее небольшой поворот до момента, когда они входят между собой в жесткое зацепление.
    5. Буферная пружина, имеющаяся в конструкции служит для смягчения момента старта двигателя. Кроме этого, она нужна для предотвращения поломки зубьев от удара в момент сцепления шестерен.
    6. Когда двигатель запустился, он начинает вращать маховик с большей угловой скоростью, чем до этого вращал стартер. Поэтому муфта закручивается в обратном направлении и соскальзывает по шлицам якоря или редуктора (в случае использования редукторного бендикса) и выходит из зацепления с маховиком. Это спасает стартер, который не рассчитан на работу на высоких оборотах.

    Несколько слов о стартере девятки

    Перед тем, как мы научимся использовать ремкомплект интересующего нас стартера, давайте разберемся, что собой представляет данный механизм. Он является элементарным электродвигателем с четырьмя полюсами и щетками, который крепится к зубчатому венцу маховика. На «девятках» разных лет выпуска монтировались следующие модели стартеров: 29.3708; 5712.3708; 423.3708.

    Любой из них работает по смешанному принципу возбуждения, располагает тяговым реле с двумя обмотками. Различия между этими стартерами заключаются в конструкции коллекторного устройства и привода. Так, у механизма модели 423 коллектор имеет цилиндрический тип, у 29 – торцевой, а у стартера 5712 в приводе устанавливается планетарный редуктор. Ремкомплект же у них абсолютно идентичный, как, впрочем, и их неисправности.

    Почему не крутит стартер 2109, возможные причины

    Если стартер не крутит, следует обратить внимание на то, что произойдет во время поворота ключа зажигания в позицию включения стартера. Вариантов дальнейшего развития события три:

    • Слышны многократные щелчки.
    • Слышен однократный щелчок.
    • Ничего не слышно.

    Причина однократного щелчка во время поворота ключа зажигания — либо тяговое реле стартера, либо реле зажигания. Проверьте все разъемы на тяговом реле и непосредственно самом стартере. Если это щелкает тяговое реле, проверьте следующие вещи:

    • Износились щетки стартера.
    • Подгорание контактов на реле.
    • Возможно сломалась вилка, толкающая бендикс стартера.
    • Стартер не способен провернуть коленвал по какой-то причине.

    Если вы слышите многократные щелчки, значит напряжения на тяговом реле недостаточно, чтобы включить его. Причины пониженного напряжения на реле:

    • На клеммах АКБ плохой контакт.
    • Севший аккумулятор.

    Если во время поворота ключа ничего не слышно, проверьте, светится ли приборная панель. Может быть от АКБ просто отвалилась масса. Если приборная панель светится, то причины, по которым стартер не крутит, такие:

    • Короткое замыкание. Если в стартере возникает короткое замыкание, он начинает греться и появляется характерный запах и даже дым.
    • Неисправно реле зажигания.
    • Развалилась контактная группа в замке зажигания.

    Определяем причину неисправности

    Не торопитесь до основания разобрать на ваз 2109 стартер, как всегда сначала важно правильно выявить неисправность. Поэтому начинать следует с проверки:

    • Отсоединяем проводок от клеммы, и подключаем его к «плюсу» напрямую
    • Если двигатель заработал, это означает, что, неисправно реле включения
    • Если мотор молчит, то вероятная причина – износ щеток
    • Простой способ поможет вам выявить перекос либо износ щеток
    • Снимаем агрегат с машины, и проверяем его, запускаем его, снятый с машины
    • Когда выполняем проверку стартера отдельно от машины, следует обратить внимание на функционирование его двигателя
    • Часто случается так, что двигатель работает отлично лишь в одном положении
    • Стоит только повернуть его набок, и контакт сразу пропадет
    • Такое странное явление легко объяснимо
    • Когда щетки у стартера имеют нормальную длину, они плотно прижаты, посредством пружинок щеткодержателя
    • Когда щетки изнашиваются сильно, усилия пружин может не хватать, тогда щетка прижимается лишь собственным весом
    • Поэтому при смене положения агрегата контакт исчезает
    • Подобное же явление наблюдается при «зависании» щеток, имеющих нормальную длину, либо при перекосе щеток

    Замена щеток

    Замена щёток стартера ваз 2109 простая процедура. Любому начинающему автомеханику или автолюбителю под силу самостоятельная замена щеток. Вам важно лишь выполнить простые действия, чтобы справиться с этой задачей:

    • Берем снятый с машины агрегат
    • От клеммы пускателя, отсоединяем кабель, снимаем винты, соединяющие крышки вала и коллектора
    • Снимаем уплотнительное колечко, крышку, прокладку, затем кольцевой зажим и находящееся за ним второе уплотнительное колечко

    Выкрутив винты, снимаем крышку, прокладку зажим и все уплотнительные кольца

    • После этого приступаем к снятию задней крышки стартера, отвернув для этого гайки со стяжных шпилек

    Снимаем со стяжных шпилек гайки

    • Извлекаем сборку щеткодержателя

    Вынимаем сборку щеткодержателя

    • После этого щетки выпадут под действием пружин, но будут удерживаться проводами
    • После разборки, приступаем к осмотру, а при необходимости, к замене щеток
    • Разбирая, стартер не забудьте аккуратно разложить детали в последовательности их снятия, чтобы не запутаться при сборке.
    • Появление «лишних» деталей означает, что вы, что-то забыли прикрутить
    • Осматриваем и при необходимости заменяем щетки ваз 2109 стартера либо всю сборку полностью
    • Прежде чем выполнить сборку, проводим его техническое обслуживание – зачищаем все его элементы
    • Пластинки щеток ставим на коллектор, выполняем их центровку, а затем надеваем пружины и держатели щеток
    • Устанавливаем сборку держателей щеток на якорь коллектора, и вставляем в вырез на корпусе уплотнительную втулку
    • Надеваем на якорь крышку коллектора, затем уплотнительное кольцо с прокладками
    • После этого устанавливаем прокладки, уплотнительное кольцо, кольцевой зажим, надеваем крышку вала на крышку коллектора, затягиваем болты
    • Подсоединяем к электро магнитному пускателю питающий кабель и затягиваем гайку
    • Осталось прикрутить агрегат к двигателю и подключить к нему провода

    Теперь замена щетки стартера ваз 2109 для вас плевое дело, вы убедились, что операция простая и доступная каждому, дополнительно вы всегда можете посмотреть обучающее видео.

    Демонтаж

    С процессом демонтажа не должно возникать никаких проблем. Здесь главное снять стартер, поскольку на нем удерживается искомая релюшка. Следовательно, демонтаж проводится в сборе.

    1. Включите ручник, отключите аккумулятор, сняв с него минусовую клемму.
    2. От АКБ на контакт релюшки идет провод с крупным сечением. Его можно отключить путем откручивания с помощью ключа на 13.
    3. Из втягивающего реле извлеките тонкий провод питания обмотки.
    4. С помощью того же ключа на 13 открутите три крепежные гайки, удерживающие стартер на блоке сцепления.
    5. Извлекать устройство можно через низ или верх. Если выбрали верх, тогда нужно немного покрутить стартер вокруг своей оси и достать.
    6. Нижний вывод сложнее, поскольку здесь нужно снимать защиту картера. Но если проводятся параллельные работы, требующие подобных манипуляций, проблем не возникнет.

    Замена бендикса

    Замена бендикса ВАЗ-2110 и других переднеприводных моделей начинается с демонтажа стартера.

    Для этого следует:

    1. снять клемму « » с аккумулятора;
    2. ключом на 13 открутить и снять клемму питания с электромотора;
    3. открутить болты крепления стартера ключом на 13 (2 сверху и 1 снизу);
    4. извлечь стартер.

    Стоит заметить, что болты крепления электромотора нередко закисают настолько, что открутить их становится сложно. В таком случае не следует пытаться выкрутить болт силой. Это может привести к его поломке. Необходимо обстучать головки молотком, залить их жидкостью WD-40 и подождать 15-12 минут.

    После этого можно повторить попытку. Еще одним способом открутить закисший болт является его нагревание с помощью газовой горелки.

    На снятом электромоторе с вала демонтируется стопорное кольцо. Для этого необходимо сбить его с посадочного места специальной оправкой (при ее отсутствии подойдет высокая головка на 15) и снять с помощью плоскогубцев. После этого деталь легко снимается вручную.

    Новую запчасть надевают на вал, после чего электромотор собирают в обратной последовательности. Надевают стопорные кольца, устанавливают на автомобиль, фиксируют болтами сам стартер и клемму питания, возвращают снятую клемму на аккумуляторную батарею.

    На заметку: новый элемент перед установкой обязательно проверяется на исправность, так как качество запасных частей на автомобили ВАЗ оставляет желать лучшего. Чтобы проверить работоспособность нового элемента, его следует надеть на вал и попытаться провернуть в обоих направлениях. Исправная муфта вращается только против часовой стрелки.

    Источник: https://prometey96.ru/ustrojstvo/remont-startera-vaz-2109.html

    Неисправности стартера

    Ремонт стартера Лада 2109 значительно упростится, если диагностировать неисправность заранее без снятия узла.

    Для диагностики поломки стартера необходимо проводок от клеммы подсоединить напрямую к «плюсу» :

    • двигатель завёлся — неисправность реле включения;
    • двигатель не завёлся — требуется замена щёток.

    Возможно щётки отработали свой ресурс либо имеет место перекос щёток. Чтобы выявить причину неисправности щёток требуется демонтаж стартера.

    Схема устройства стартера.

    Где находится стартер

    На девятке стартер расположен в передней части двигательного отсека, слева от силового агрегата.

    Как снять стартер

    Перед демонтажем стартера необходимо снять провод с минусовой клеммы аккумулятора — обезопасит от замыкания в стартере.

    Пошаговая инструкция снятия стартера

    1. Открутить ключом на 13 мм гайку крепления клеммы от контактного вывода. Она находится на втягивающем реле стартера.
    2. Снять колодку проводов.
    3. Достать красный провод (плюсовой).
    4. Открутить болты крепления и снять защиту картера.
    5. Открутить две гайки крепления стартера. Они находятся в нижней части моторного отсека.
    6. Открутить верхнюю гайку крепления стартера.
    7. Снять стартер со шпилек.

    Установка стартера проходит в обратной последовательности.

    Теперь попробуем все это собрать и установить на место.

    Как ремонтировать стартер

    Не всегда требуется полная замена стартера на новый. Устройство стартера предполагает наличие отдельных деталей, подверженных износу. При замене изношенных и неисправных деталей не потребуется замена узла целиком. Это сохранит значительную часть средств и повысит рентабельность ремонта.

    Замена втулок стартера

    Зачастую неисправность стартера связана с непригодностью втулок. Конструктивной особенностью Жигулей 2109 является расположение втулок. Одна втулка стартера запрессована в картер коробки передач, вторая находится в задней крышке стартера.

    Сперва необходимо осмотреть втулку стартера в картере коробки передач. При наличии задиров, раковин требуется замена втулки.

    При замене втулки в задней крышке стартера нужно обратить внимание на саму крышку со стороны коллектора и промежуточную опору. При наличии трещин — заменить детали.

    Замена щёток

    Замена щёток производится на снятом стартере.

    1. Отсоединить провод от клеммы пускателя.
    2. Снять винты крепления крышки вала и коллектора.
    3. Достать уплотнительное кольцо и снять крышку.
    4. Снять кольцевой зажим и второе уплотнительное кольцо.
    5. Отвернуть гайки со стяжных шпилек.
    6. Снять заднюю крышку стартера.
    7. Демонтировать щёткодержатели.

    Пружины вытолкнут щётки из конструкции. Щётки будут висеть на проводах.

    Ремонтируем автомобиль ВАЗ 2109 самостоятельно:

    Источник: https://bezsto.ru/remont-startera/remont-startera-vaz-2109/

    Устройство стартера Ваз 2109

    Где находится стартер на ваз 2109
    • Ваз • 2109 • Электрика

    Стартер Ваз 2109 состоит из двух основных частей, двигатель и втягивающее реле, устройство стартера Ваз 2109 показано ниже на рисунке:

    Схема стартера ваз 2109: 1 – крышка со стороны коллектора, 2 – корпус, 3 – крышка со стороны привода, 4 – привод, 5 – вал якоря, 6 – втягивающее реле стартера Ваз 2109, 7 – контактные болты, 8 – вывод обмотки статора.

    Ремонт стартера Ваз 2109

    Перед началом ремонта и выявлением неисправности стартера Ваз 2109, его необходима снять с автомобиля, как снять стартер:

    ВАЖНО: Перед началом снятия стартера на Ваз 2109 отключите массу от АКБ. Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.

    Отверните гайку крепления  ключом на 13 и снимите провод с контактного болта втягивающего реле стартера.

    Отверните болты крепления и снимите защиту картера.

    Снизу отсека двигателя отверните две гайки крепления стартера ключом на 13.

    Отверните третью гайку ключом на 13 крепления стартера сверху отсека двигателя.

    Выньте стартер Ваз 2109 из картера сцепления.

    Как стартер окажется в руках, можно начать поиск неисправностей. Основные неисправности стартера Ваз 2019 — это выход из строя втягивающего реле или износ втулок стартера в редких случаях изнашиваются щетки, так как они не подлежат ремонту, требуется замена щеток стартера Ваз 2109.

    Ремонт втягивающего реле стартера Ваз 2109

    Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52-0,59 Ом (красный цвет), а удерживающей — 0,725-0,795 Ом (желтый цвет) при температуре окружающего воздуха от 15 до 25 °С. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.

    Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле. Если омметр показывает «?», то либо обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты. В обоих случаях тяговое реле надо заменить.

    1 – контактная пластина, 2 — прямоугольные головки контактных колец.

    Осмотрите контактные болты. Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов. При сильном выгорании головок можно развернуть болты на 180 °, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной. Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то ее можно повернуть другой стороной к контактным болтам.

    Если устранить неисправности втягивающего Ваз 2109 не удалось, следует произвести замену на новый.

    Замена втулок стартера Ваз 2109

    На автомобиле Ваз 2109 устройство стартера не такое как на классических моделях Ваз и одна из втулок стартера расположена в картере КПП, а вторая в задней крышке стартера, для замены передней втулки стартера требуется снятие стартера (смотри информацию как снять стартера Ваз 2109 выше).

    Втулка стартера расположенная в картере коробки передач Ваз 2109 замена. Осмотрите втулку, запрессованную в картер КПП. Если втулка изношена или на ней имеются задиры, раковины и т. п., замените втулку.

    Замена втулки стартера Ваз 2109 в крышке. Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору. Если на этих деталях появились трещины, замените их. Осмотрите также втулки в крышке и в опоре, в которых вращается вал якоря. При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками.

    Сборка и установка стартера Ваз 2109 производится в обратной последовательности от снятия и разборки.

    Источник: http://remocars.ru/vazman/2109/elektrika/ustroystvo-startera-vaz-2109.html

    Как работает на автомобиле ВАЗ 2109 стартер. Ремонт и замена :

    Где находится стартер на ваз 2109

    В статье вы узнаете, из чего состоит на автомобиле ВАЗ 2109 стартер, его особенности, принцип работы, способы ремонта и замены. От того, в каком состоянии находится этот узел, зависит удобство пользования автомобилем. Если имеются какие-нибудь неполадки, то стартер будет плохо прокручиваться, следовательно двигатель сложно окажется завести. Поэтому необходимо поддерживать в нормальном состоянии всю конструкцию, проводить своевременное обслуживание и замену изношенных элементов.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится предохранитель на стоп сигнал ваз 2112

    Из чего состоит стартер?

    По сути, это электрический двигатель постоянного тока, который приводится в движение лишь в момент запуска ДВС. Получает питание стартер ВАЗ 2109 напрямую от аккумуляторной батареи. И это вполне разумно, так как при нормальной работе он потребляет около 70 ампер электроэнергии. Стоит также отметить, что во время короткого замыкания (например, при попытке провернуть коленвал заклинившего ДВС) потребление возрастает до нескольких сотен ампер (600-700).

    Отсюда вывод: не рекомендуется допускать, чтобы электродвигатель вращался под увеличенной нагрузкой. Исход окажется печальным. Но коленвал проворачивается не постоянно, для соединения шестерни стартера с ним необходим один несложный механизм – втягивающее реле.

    С его помощью производится подача питания на статорную обмотку электродвигателя и механическое соединение шестерни с венцом маховика. Как и остальные электрические двигатели, стартер состоит из ротора и статора.

    На них имеются обмотки, которые необходимы для осуществления вращения.

    Поломки стартера

    К сожалению, ломается на автомобиле ВАЗ 2109 стартер довольно часто. И причины бывают самыми разными. Но вот список наиболее популярных поломок:

    1. Разрушение зубьев венца маховика.
    2. Разрушение обгонной муфты бендикса.
    3. Нагар на контактах реле, обрыв обмотки.
    4. Стирание щеток.
    5. Разрушение бронзовых втулок.
    6. Обрыв роторной или статорной обмотки.

    Следовательно, во время проведения обслуживания необходимо внимательно осматривать все элементы, приведенные в списке. Также учтите, что при разрушении зубьев на венце маховика потребуется снимать коробку передач. Новый венец ставить нет необходимости, можно сбить старый. После этого установить его, перевернув другой стороной. Потребуется только прогреть его до температуры 70-80 градусов.

    Снятие и ремонт

    Крепится стартер ВАЗ 2109 тремя гайками. Их можно без труда выкрутить ключом на 13 (лучше всего торцовым или накидным). Выполнять работу удобнее снизу, необязательно иметь для этого подъемник или яму. Но перед началом работ обязательно отключите аккумулятор, иначе короткого замыкания не избежать. Выкрутите гайку с корпуса втягивающего реле стартера ВАЗ 2109 и извлеките штекер, служащий для питания обмотки.

    https://www.youtube.com/watch?v=DRhN3pF9UOE

    После демонтажа можно разобрать всю конструкцию. Для этого снимите заднюю крышку. Затем выкрутите две гайки, которыми стянут корпус. Вполне возможно, что они выйдут вместе со шпильками. Затем с ротора снимите кольцо. Вот и все, можно произвести разъединение всех частей. Чтобы снять бендикс, потребуется извлечь кольцо на роторе и вынуть из крышки небольшой штифт. Теперь можно начинать менять все элементы.

    Сборка и установка

    Но стоит поговорить о том, что такое втулка стартера ВАЗ 2109. Ее вы можете увидеть в задней крышке. Она изготовлена из бронзы и необходима для осуществления питания ротора. Кроме того, она выполняет функции подшипника. Но не стоит забывать, что имеется еще одна втулка. Находится она в блоке двигателя. И ее тоже необходимо менять своевременно. В противном случае ротор будет иметь осевое биение, контакт окажется плохим. Следовательно, проворачиваться коленвал будет медленно.

    Собирать на автомобиле ВАЗ 2109 стартер необходимо в обратной последовательности. И только лишь после подключения всех силовых проводов устанавливать аккумуляторную батарею на место. Обратите внимание на то, что некоторые модели «одноразовые» (они стоят намного дешевле, нежели стоковые).

    Провода щеток в них не откручиваются, поэтому приходится их обрезать и припаивать новые. Качество пайки, конечно, не всегда на высоте. А если учесть тот факт, что происходит нагрев во время прокрутки, можно сделать вывод: лучше не жалеть средств и приобрести стартер той модели, которая поставляется на конвейер.

    Вы его хотя бы отремонтировать сможете.

    Заключение

    Много «сюрпризов» может принести на автомобиле ВАЗ 2109 стартер. Но отчаиваться не нужно. Если есть возможность, то заведите с буксира двигателя. Но откладывать проведение ремонта не стоит.

    В некоторых случаях, правда, выгоднее оказывается не восстановить старый, а приобрести новый. Это намного эффективнее, да и ресурс у нового окажется выше, нежели восстановленного.

    Конечно, если имеется необходимость в замене одних лишь щеток, не стоит бежать в магазин за новым стартером. Провести такой ремонт можно буквально за 10-15 минут, причем подручными средствами.

    Источник: https://www.syl.ru/article/202004/new_kak-rabotaet-na-avtomobile-vaz-starter-remont-i-zamena

    Неисправности стартера на «Девятке» и борьба с ними

    Стартер ВАЗ 2109 – это тот узел автомобиля, без которого не заведется мотор. Опытные водители по работе агрегата могут определить неисправности и вовремя их устранить. В статье рассматриваются основные неисправности, даются рекомендации, как ремонт стартера автомобиля ВАЗ 2109 выполнить своими руками, а также прилагается демонстрационное видео.

    Прежде чем искать неисправности механизма, необходимо изучить его устройство и принцип работы. Стартер на ВАЗ конструкцией схож с аналогичным узлом автомобиля УАЗ. Он состоит из электромотора, тягового реле, муфты свободного хода с шестерней. Обеспечивают вращение шестерни, ротора и движение муфты втулки.

    Внешний вид механизма

    Назначение пускового механизма – превращать электрическую энергию во вращательное движение шестерни привода. Электроток поступает на полюса силового агрегата благодаря щеткам. В этот же момент выдвигается муфта, и шестерня соединяется с венцом маховика. После запуска мотора муфта возвращается на место.

    Неисправность стартового устройства можно определить по следующим признакам:

    • медленно крутится или не крутится совсем;
    • посторонний шум во время запуска силового агрегата;
    • крутится, но отсутствует сцепление между венцом маховика и шестерней;
    • начинает вращаться вместе с маховиком, но спустя время зацепление пропадает;
    • устройство никак не реагирует на поворот ключа в замке зажигания.

    В первую очередь следует проверить работу электросети машины, зарядку аккумулятора, качество контактов разъемов и клемм. Кроме того, нужно проверить предохранитель, отвечающий за работу пускового механизма и реле (автор видео — Иван Матиешин).

    Демонтаж устройства

    Порой для устранения неисправности приходится снимать стартовый механизм и делать его разборку.

    Снятие стартера состоит из следующих шагов:

    1. Сначала автомобиль нужно обесточить, сняв отрицательную клемму с аккумулятора.
    2. Затем необходимо отсоединить разъем с проводами.
    3. На следующем этапе нужно демонтировать защиту картера.
    4. Для снятия стартера удобнее сначала открутить две гайки внизу моторного отсека, а затем переместится наверх, и выкрутить третью гайку.
    5. Теперь можно снимать устройство с картера сцепления.

    Перед тем, как выполнять ремонт своими руками снятого устройства, его следует помыть и почистить от загрязнений.

    Особенности разборки

    Разборка стартера выполняется поэтапно.

    Первый этап – осмотр состояния щеток. Для этого нужно снять защитную крышку, отжать пружины и вынуть щетки. С помощью штaнгeнциpкyля или линейки замеряется высота щеток. Если она меньше 12 см, то их следует заменить. На рабочей поверхности недопустимо наличие трещин или сколов.

    Замер высоты щеток

    Второй этап – демонтаж и проверка якоря. Для этого снимается корпус вместе со статором. На якоре необходимо выполнить визуальный осмотр коллектора и проверить обмотку на целостность.

    Снятие якоря устройства

    Третий этап – снятие муфты свободного хода с шестерней. Чтобы демонтировать муфту, нужно извлечь якорь из передней крышки, затем вынуть промежуточную опору с вала. Далее следует осмотреть зубья шестерни. Если обнаружится, что неисправна муфта, ее нужно поменять.

    Обгонная муфта и шестерня

    Четвертый этап – замена втягивающего реле. Замену следует делать, если муфта свободного хода не выдвигается, когда на выводы подается напряжение. Менять лучше весь узел целиком.

    Тяговое реле ВАЗ 2109

    Пятый этап — замена втулки стартера. Если при вращении пусковое устройство начинает заедать, причиной чаще всего являются изношенные втулки стартера на ВАЗ 2109. Если выполняется замена втулок стартера ВАЗ 2109, то нужно менять втулку, которая находится в задней крышке, и вторую, установленную в коробке сцепления. Естественно, нужно знать, как заменить втулку стартера.

    Передняя и задняя втулки

    Дефекты втулок обнаруживаются путем их осмотра. На рабочей поверхности не должно быть сколов, трещин, задиров, а также сильного износа. Сделать вывод, что нужна замена втулки стартера ВАЗ 2109, можно по наличию люфта.

    Перед тем, как устанавливать новые детали, внутреннюю поверхность нужно смазать моторным маслом.

    Сборка

    После устранения всех неисправностей, можно приступать к сборке стартера ВАЗ 2109. Перед тем как собирать устройство, все детали следует очистить от пыли и загрязнений. Порой путем очистки деталей можно восстановить работоспособность устройства.

    Сборка стартера не занимает много времени. Собранный механизм устанавливается на штатное место. Далее к нему присоединяется разъем с проводами. После окончательной сборки следует проверить устройство на работоспособность.

    Если отремонтировать устройство не удалось, то потребуется замена стартера ВАЗ 2109. Зная, как снять стартер, заменить его новым узлом не представляет труда. Таким образом, ремонтировать свой автомобиль можно самостоятельно, сэкономив на обслуживании СТО.

    Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

    «Ремонт пускового устройства на ВАЗ 2109»

    В этом видео подробно описан ремонт стартера ваз 2109 (автор ролика — CHECK Харьков).

    Источник: https://labavto.com/vaz/2109/remont-startera-svoimi-rukami/

    Стартер ВАЗ-2109. Что нужно знать каждому уважающему себя водителю

    Если речь зашла о стартере ваз 2109, то именно на этих машинах уже установлен один из тех, кто именует себя  29.3708 или 423.3708, иногда 5712.3708. Эти модели представляют собой тот самый электродвигатель с постоянным током смешанного возбуждения, у которого есть еще и тяговое реле двухобмоточное, тяговое.

    Установочные размеры вышеуказанных стартеров практически одинаковы — различия лишь в устройстве привода и коллекторного узла. Для стартера 29.3708 предусмотрен коллектор торцового типа, а у стартера  423.3708 он  цилиндрический. Больше различий нет, но стартер 5712.3708 в приводе наделен планетарным редуктором.  Если  приемы при снятии или установки во время ремонта одинаковы для всех вышеперечисленных единиц, то речь пойдет о ремонте того, что начинается с цифры  4.

    Давайте рассмотрим рисунок:

    Непосредственно в самом корпусе стартера (16 ) вы найдете четыре закрепленных полюса (17). У всех есть обмотки возбуждения. 3 из них серийного выпуска, а одна шунтовая.  Присмотритесь к корпусу (16) и крышкам (6,  14). Они стянуты 2  шпильками.

     При этом якорь (18) уже имеет цилиндрический  коллектор (12).  Вращение заднего конца вала якоря происходит во втулке из металлокерамики. Она  запрессована в крышку (14). Передний конец  помещен  во втулку, которая запрессована в картере сцепления.

    Запомните схему соединения стартера, вам подобный план пригодится еще не раз, когда будете делать ремонт авто своими руками.

    Что делать, если не крутит стартер ваз 2109

    Прежде, чем разобрать конкретные случаи, посмотрите видео о ремонте стартеров в специализированном сервисном центре.

    А теперь конкретика.

    Случай первый: Если у вас не крутит стартер ваз 2109 индектор и машина стоит колом около недели, а мороз уже за минус 20 перевалил, то можете на аккумулятор не грешить: при отлично работающих световых приборах (габаритках, аварийках и дальнем свете) проблемы могут быть решены двумя способами.

    ·         Совет 1. Вы слышите щелчки или их нет в помине? Проверьте предохранители, осмотрите проводку и  реле втягивающее. Начните процедуру запуска заново. Теперь щелкает, но при этом не крутится? Пора менять реле втягивающее.

    ·         Совет 2.  Посмотрите, насколько износились втулки. Заменили и опять проблемы? Тогда это может быть ротор, который  лег на статор. Устраните эту проблему – поедете к любимой девушке!

    Случай второй: автовладелец купил экспортный вариант 2109. Поворачивает ключ зажигания, при этом загораются лампочки STOP, датчик  давления масла, а лампа аккумулятора светиться не хочет. Хозяин поворачивает ключ в третье положение, но опять  тишина: стартер вообще не крутит. При этом и вентилятор печки перестает работать.

    Водитель отпускает ключ  — и радость: вентилятор набирает обороты.  Лезет в АКБ : там все в порядке, затем  подает питание на втягивающую: стартер начинает крутить, и машинка завелась, но зарядки как не было, так ее и нет.  Аккумулятор на стол! Исправен, оказывается. Новое действие: поставил только что купленный мост.

    И тут облом, хотя лампочка в приборе светится, предохранители все целы, а реле в замке зажигания пытается щелкать.

    Вопрос: что с контрольной лампой заряда АКБ?

    ·         Ответ 1: Поменяйте мост и реле зарядки, которое со щетками в комплекте идет. Однако в предохранители лезть не стоит.  Токи пуска не защищены конкретными  предохранителями.

    ·         Ответ 2: Окислился контакт силового провода. Примерно  на уровне разъеме монтажного блока, где-то  под капотом.

    ·         Ответ 3: Проверьте провод, идущий от батареи к корпусу вашего двигателя. Даже если тяга хорошая, то не поленитесь открутить и зачистить клемму, находящуюся под болтом.

    Как выглядит реле стартера ваз 2109

    Информация для авточайников:

    ·         цифра 8 ваша;

    ·         если взглянуть из-под капота авто, то сразу увидите, что висит оно на задней стенке отсека (моторного). И толстый провод красного цвета к реле идет;  

    ·         не увидели? Да вот же оно: прямо на рамке, смотрит на вас  четырьмя контактами слева от вакуумника.

    Для тех, кто еще не в теме, предлагается фото.

    Втулка стартера ваз 2109

    Вот она, красавица.

    Как же ее самостоятельно вытащить? Если удалось  подметить, что стартер иногда с натягом проворачивает ваш силовой агрегат при условии полного заряда  аккумуляторной батареи, то виновник явлению  – якорь, который  задевает статор. Небольшой проблемы вполне достаточно, чтобы вал стартера немного перекосило:  узкий зазор при этом полностью исчезает. Но иногда причина кроется в сильном износе подшипника (переднего).

    Можете сутки спать спокойно: проблема эта быстро решаема. Для ее устранения надо подготовить подходящий по размеру метчик, найти патрон от дрели, взять длинный болт и старую втулку, банку с гайками и ящик с гвоздями. Теперь стоит отключить АБ, стартер, а затем лишить из «шубы», то есть снять проводку. Получилось? Приступайте к вывинчиванию у прибора нижнего болта и снимайте со стартера оставшиеся крепежные элементы.

    Берем мечик и устанавливаем его в патрон ручной дрели: попробуем  выполнить резьбу во втулке. Осторожно! На малых оборотах проводите такие действия.   Метчик как девушка: предмет хрупкий. Лишнее усилие, небольшой перекос могут и сломать его.

    Не дай бог случится такое: придется раскошеливаться на  новое изделие. Хотя можно провести реанимацию с помощью  длиннющего болта с резьбой, вытачивая новые канавки.

    Как только они готовы, необходимо вставить  гвоздики таким образом, чтобы их кончики выступали не более, чем на сантиметр над торцом.

    Прямо шедевр футуризма получился! Его монтируем во втулку, производим манипуляции, пытаясь  вытащить обломок, при этом делаем все ровно, без перекосов.  Как только получилось нарезать оборотов, то вытаскиваем метчик, затем  вставляем подходящий по размеру болт и тянем наружу втулку.  Такую операцию можно проводить несколько раз.

      Стартер любит капризничать  из-за перекоса вала, поэтому через какое-то время будет опять плохо держать втулку. Что делать? Точно не вытирать пот с лица, заканчивать ремонт стартера ваз 2109, повторяя монотонные действия. Готовьтесь в поход по магазинам.

    Пока вы будете наслаждаться запахом железа, ваша вторая половинка купит журнал, где прочитает статью об истории марки ВАЗ 2109 и пожалеет, что приобрели по более низкой цене не отечественный агрегат.

    Источник: https://vsepoedem.com/story/starter-vaz-2109

    Стартер ВАЗ 2109

    Стартер ВАЗ 2109 имеет классическую конструкцию электродвигателя со щёточным узлом, обмоткой, редуктором и возвратным электромагнитным реле.

    Принцип работы механизма состоит в раскрутке коленчатого вала двигателя до полного запуска цикла зажигания – возгорания топливной смеси в цилиндрах и включения генератора.

    Питание стартера в общей электроцепи автомобиля происходит от аккумуляторной батареи постоянного тока, после срабатывания привода коленвала, когда его крутящий момент становится больше, чем скорость вращения маховика, втягивающее возвратное реле даёт импульс на возвратную муфту, отключая приводной узел.

    Штатные стартеры на модели ВАЗ 2108, 2109 и модификации 21099 «Самара» – взаимозаменяемы и подходят к любой из этих модели как по техническим характеристикам, так и по установочным креплениям. За всё время производства модели ВАЗа этой серии комплектовались в основном тремя типами стартера с оригинальными номерами:

    • 3708 – базовая версия с кольцевым коллектором и приводом роторного типа. Его мощность составляет 1,3 Квт при потребляемой силе тока в 40 А.
    • 3708 – модернизированная версия предыдущего с цилиндрическим коллектором, мощностью в 1,3 Квт и силой тока в 60 А.
    • 3708 – усовершенствованный стартер для семейства «Лада-Самара» с металлокерамической втулкой для рабочей части вала якоря мощностью в 1,5 Квт и значением силы тока на холостом ходу в 80 А.
    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему свистит ремень при запуске двигателя

    Различия в конструктивных особенностях этих стартеров небольшие – изменения были внесены в элементы коллекторных узлов, приводов бендикса и некоторых материалов втулок, выполненных из металлокерамики. Версия 5712.3708 позже была оснащена редуктором привода планетарного типа.

    Сравнительные характеристики штатных стартеров ВАЗ 2109

     423.37085712.3708
    Номинальная мощность 1,3 КВТ 1,55 Квт
    Максимальна сила тока при запуске двигателя 250 А 370 А
    Потребляемая сила тока при срабатывании реле 500 А 700 А
    Потребляемая сила тока на холостом ходу 60 А 80 А

    Типичные неисправности стартера

    Все поломки стартерных механизмов делятся на два типа: механические и электрические. При выходе из строя рабочих элементов шестерёнок бендикса, маховика (их износу, либо повреждению зубьев), нарушению работы рычага привода, обгонной муфты, возвратной пружины – причина поломки механическая, при этом стартер ремонтопригоден. Изношенная деталь подлежит замене.

    Нарушения режима работы в электрике стартера сложнее: сгоревшая обмотка коллектора или якоря, сломанный редуктор, изношенные щётки восстановлению не подлежат, в этом случае меняют весь механизм в сборе на новый.

    Единственная деталь в электроцепи, которую можно заменить без последствий – это втягивающее реле. Часто сбои в электрике происходят в результате попадания влаги, загрязнений, из-за чего возможно падение мощности, короткие замыкания и окисление контактов.

    Такого рода неисправности устраняют чисткой электрических элементов с последующей обработкой специальными антикоррозийным составом.

    Характерные признаки неисправности стартера:

    • При включении зажигания (подачи тока с АКБ) стартер не крутит, слышен щелчок, пуска двигателя не происходит: возможная причина – выход из строя реле, поломка редуктора, заклинивание шестерёнок передаточных узлов бендикса или маховика, короткое замыкание щёток.
    • Стартер запускается медленно с потерей мощности оборотов вала и посторонним скрежетом – механическое повреждение передаточных звеньев, обрыв обмотки в коллекторе или якоре, загрязнение внутренних узлов.
    • После запуска двигателя стартер продолжает работу – выход из строя втягивающего реле, поломка возвратной пружины или обгонной муфты.
    • Зажигание не срабатывает, либо срабатывает с запозданием и последующей потерей мощности, недостаточной для поворота коленчатого вала – нарушения в электроцепи, окисление клемм, обрывы в обмотке якоря.
    • Стартер не реагирует на поворот ключа в замке зажигание – не поступает ток с аккумуляторной батареи: нарушены контакты на клеммах АКБ, либо она разряжена.

    Диагностику электрических причин неисправностей можно произвести, не снимая стартер, с помощью специального оборудования (микрометром или тестером) замерив показатели мощности и силы тока на якоре, контактах втягивающего реле и возвратной муфте. Первый признак электрической поломки – падение напряжения во время пуска.

    Нормой считается отклонение в 1-2 Вольт при включении зажигания, большие отклонения (возможно в два раза) – верный признак того, что неисправны щётки, обмотка, либо втулки.

    Если с электрикой всё в порядке и показатели в норме, то для определения механической причины поломки стартер демонтируют, разбирают, устанавливая возможные повреждения визуально.

    Срок эксплуатации стартера зависит от количества полных запусков системы зажигания и условий работы. При низких температурах его износ происходит быстрее: масло в двигателе становится вязким, поэтому электрическая цепь, редуктор и движущие узлы испытывают повышенную нагрузку. Частый запуск с недостаточным зарядом АКБ автомобиля также может приводить к нарушению работы реле, преждевременному износу обмотки коллектора, на якоре и щёточного узла.

    Снятие и установка стартера ВАЗ 2109

    Перед работой необходимо отключить аккумуляторную батарею, сняв клемму «минус».

    • Снять контакты с торцевой крышки стартера, открутив болты на клеммах:
    • Колодку жгута с проводкой снять и отвести в сторону:
    • Для доступа к нижним креплениям стартера снять поддон картера, отвернув четыре болтовых соединения:
    • Затем отвернуть две гайки на нижнем креплении стартера
    • Верхнюю гайку на стартере открутить в последнюю очередь
    • После этого механизм снимают с креплений:

    Новый или восстановленный стартер устанавливают строго в обратном порядке. При монтаже важно не повредить изоляционный слой на проводке, проследив состояние клемм на предмет образования окислов.

    Источник: https://zapchasti.expert/starter/starter-vaz-2109.html

    Схема подключения стартера ВАЗ

    На автомобилях ВАЗ применяются стартеры, представляющие собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле и роликовой муфтой свободного хода (обгонной муфтой). Стартеры служат для обеспечения минимальной частоты вращения коленчатого вала, необходимой для запуска двигателя. Питание стартера в режиме пуска осуществляется от аккумуляторной батареи.

    Реле стартера имеет подключение к цепному питанию, тем самым замыкая и размыкая цепь, в зависимости от того, с какой скоростью вращается коленвал. На всех автомобилях устройство стартеров одинаковое, отличия лишь незначительные конструктивные. Если вы разбираетесь, как работает стартер в одном автомобиле, то без затруднений разберетесь и в другом.

    Чтобы поломка стартера не застала врасплох, рассмотрим, как заменить его самостоятельно. Но прежде почитайте теорию и изучите все варианты схем подключения стартера на разные модели авто ВАЗ, собранные редакцией 2 Схемы.ру по знакомым автоэлектрикам.

    Схема соединений стартера ВАЗ 2101

    1. стартер;
    2. удерживающая обмотка тягового реле;
    3. выключатель зажигания;
    4. генератор VAZ 2101;
    5. блок предохранителей;
    6. втягивающая обмотка тягового реле;
    7. аккумуляторная батарея.

    При обычных нагрузках ток вырабатываемый стартером составляет 150 А. Когда возникают большие нагрузки, например, зимой, возникающий ток может достигнуть 500 А.

    Это серьезное испытание для этого электроагрегата, поэтому не рекомендуется держать ключ на запуске дольше 10 секунд, а повторные попытки запуска надо делать с перерывом не менее минуты.

    Схема соединений стартера на 2105

    1. генератор;
    2. аккумуляторная батарея;
    3. шунтовая катушка обмотки статора;
    4. стартер VAZ 2105;
    5. сериесная катушка обмотки статора;
    6. удерживающая обмотка тягового реле;
    7. втягивающая обмотка тягового реле;
    8. реле включения стартера;
    9. монтажный блок;
    10. выключатель зажигания.

    Схема подключения стартера ВАЗ 2106

    1. стартер;
    2. генератор;
    3. аккумуляторная батарея;
    4. втягивающая обмотка тягового реле;
    5. выключатель зажигания;
    6. удерживающая обмотка тягового реле
    1 – крышка со стороны привода; 14 – крышка реле;
    2 – стопорное кольцо; 15 – контактные болты;
    3 – ограничительное кольцо; 16 – коллектор;
    4 – шестерня привода; 17 – щетка;
    5 – обгонная муфта; 18 – втулка вала якоря;
    6 – поводковое кольцо; 19 – крышка со стороны коллектора;
    7 – резиновая заглушка; 20 – кожух;
    8 – рычаг привода; 21 – шунтовая катушка обмотки статора;
    9 – якорь реле 2106; 22 – корпус;
    10 – удерживающая обмотка тягового реле; 23 – винт крепления полюса статора;
    11 – втягивающая обмотка тягового реле; 24 – якорь;
    12 – стяжной болт реле; 25 – обмотка якоря;
    13 – контактная пластина; 26 – промежуточное кольцо.

    Схема стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099

    Электрический ток поступает в цепь включения стартера с вывода «30» генератора. Далее через колодку Ш8 (Х8) монтажного блока (выводы 5,6), колодку Ш1 (Х1)-розовый провод, на выключатель зажигания. Водитель поворачивает ключ в замке зажигания, чтобы включить стартер (положение 2) и замыкает контакты (50, 30).

    После чего замка зажигания по красному проводу ток поступает на колодку Ш1 (Х1) монтажного блока (вывод 8), далее колодка Ш5 (Х5) (вывод 4), реле включения стартера (вывод 85). Реле срабатывает. С вывода «30» реле включения ток уходит на вывод «50» тягового реле стартера, запитывая его обмотку.

    Тяговое реле срабатывает, запуская стартер.

    В электрической цепи стартера применяется реле включения 111.3747-10.

    1. Винт крепления защитного колпака.
    2. Защитный колпак.
    3. Стопорное полукольцо.
    4. Гайка крепления задней крышки.
    5. Задняя крышка.
    6. Пружины щеток.
    7. Направляющие щеток (наружная часть).
    8. Щетки.
    9. Статор.
    10. Якорь.
    11. Рычаг привода.
    12. Привод.
    13. Ограничительное кольцо.
    14. Стопорное кольцо.
    15. Ось рычага привода.
    16. Винты крепления тягового реле.
    17. Передняя крышка.
    18. Пластмассовое уплотнительное кольцо крышки.
    19. Стяжные шпильки.
    20. Резиновая заглушка.
    21. Сердечник тягового реле.
    22. Возвратная пружина.
    23. Уплотнительное кольцо тягового реле.
    24. Тяговое реле.
    25. Уплотнительная шайба.
    26. Регулировочные шайбы.

    Схема стартера для ВАЗ 2110, 2111, 2112

    На автомобили ВАЗ-2110 устанавливались стартеры типа 57.3708 и имели следующие технические характеристики:

    • Номинальная мощность 1,55 кВт
    • Потребляемый ток при максимальной мощности не более 375 Ампер
    • Потребляемый ток в заторможенном состоянии не более 700 Ампер
    • Потребляемый ток в режиме холостого хода не более 80 Ампер

    Полезное:  Схема подключения мотора от стиральной машины

    Схема подключения стартера на десятку приведена выше, вот ее расшифровка:

    1. АКБ
    2. генератор
    3. сам стартер
    4. замок зажигания
    1 – вал привода; 20 – контактные болты;
    2 – втулка передней крышки; 21 – вывод «положительных» щеток;
    3 – ограничительное кольцо; 22 – скоба;
    4 – шестерня с внутренним кольцом обгонной муфты; 23 – щеткодержатель;
    5 – ролик обгонной муфты; 24 – «положительная» щетка;
    6 – опора вала привода с вкладышем; 25 – вал якоря;
    7 – ось планетарной шестерни; 26 – стяжная шпилька;
    8 – прокладка; 27 – задняя крышка с втулкой;
    9 – кронштейн рычага; 28 – коллектор;
    10 – рычаг привода; 29 – корпус;
    11 – передняя крышка; 30 – постоянный магнит;
    12 – якорь реле; 31 – сердечник якоря;
    13 – удерживающая обмотка; 32 – опора вала якоря с вкладышем;
    14 – втягивающая обмотка; 33 – планетарная шестерня;
    15 – тяговое реле; 34 – центральная (ведущая) шестерня;
    16 – шток тягового реле; 35 – водило;
    17 – сердечник тягового реле; 36 – шестерня с внутренними зубьями;
    18 – контактная пластина; 37 – кольцо отводки;
    19 – крышка тягового реле; 38 – ступица с наружным кольцом обгонной муфты.

    Втягивающее реле стартера

    Реле пускового устройства называют втягивающим. Это связано с принципом его работы — оно выполняет функцию подключения пускового устройства к электрической цепи и соединения его якоря с коленчатым валом. Происходит это так: когда ток не подается на обмотки устройства, его якорь под действием возвратной пружины пребывает в выдвинутом вперед положении. Эта же пружина через специальную вилку удерживает шестерню бендикса, не давая ей входить в зацепление с венцом маховика коленвала.

    Поворачивая ключ в замке зажигания, мы подаем ток на обмотку устройства. Под воздействием электромагнитного поля якорь подается назад (втягивается в корпус), замыкая контакты питания стартера. Сдвигается и шестерня бендикса, входя в зацепление с маховиком.

    В этот же момент втягивающая обмотка отключается, и в дело вступает удерживающая.

    Усилие от вала стартера передается через шестерню на маховик, заставляя коленчатый вал вращаться до того момента, пока мы не перестанем удерживать ключ в замке зажигания в положении запуска.

    Какие функции выполняет втягивающее реле:

    • Защищает стартер от замыкания контактов в зажигании.
    • С целью отключения питания стартера в той ситуации, когда мотор работает, а ключ показывает режим «стартер».
    • Обеспечивает разгрузку контактов в замке зажигания.

    Когда мотор запускается, напряжение от генератора идет на обмотку реле. Затем начинают работать шестерни приводной системы, за счет чего возникает магнитное поле. Маховик двигательной системы работает. Шестерня начинает свою работу благодаря обмотке удерживания, в то время когда болты замкнутся. Когда ключ возвращается в замок зажигания, то происходит обесточивание обмотки, таким образом, шестерня и маховик разъединяются. Эта схема касается современных автомобилей, включая и модели ВАЗ.

    Если стартер работает с громким шумом, то это могло прослабиться крепление полюса или стартера. В первой ситуации усильте крепление, для этого затяните винт, а во второй – закрепите стартер. Если вы разобрали стартер и увидели, что муфта начинает пробуксовывать, то единственное, что нужно будет сделать, – это заменить привод стартера.

    Подключение проводов к стартеру

    Подключение стартера на ВАЗ — инструкция. Закрепите реле в том месте, где удобно (например бачок омывателя). Подведите провода к стартеру. Затем снимите проводок красного цвета, находящегося на плоском выводе реле, и нужно сделать соединение с разъемом провода типа «папа» и провода от нового реле.

    Провод, имеющий кольцевой наконечник для 8 мм, оденьте на положительную сторону стартера и притяните гайкой. Провод нового реле типа «мама» наденьте на тот контакт, который освободился у тягового реле. Этот провод будет передавать плюс на катушку. Используя хомут, притяните новый провод и штатный вместе. Провод от катушки маленькой длины прикрутите. Теперь можно произвести включение нового реле.

    25,00

    НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ

    Источник: https://2shemi.ru/shema-podklyucheniya-startera-vaz/

    Стартер ВАЗ 2109: как провести ремонт своими руками

    Сегодня мы постараемся рассмотреть стартер ВАЗ 2109 со всех сторон, но особое внимание уделим ремонту и обслуживанию. Вполне возможно, что аккумулятор в автомобиле заряжен полностью, контакты идеальные, без окислений и повреждений, а при повороте ключа слышны щелкающие звуки. И ротор проворачивается с трудом, будто что-то ему мешает. Если появились такие симптомы, то можно судить о неисправности стартера. Его нужно разбирать и проводить капитальный ремонт.

    Как снять стартер ВАЗ 2109

    Сразу нужно упомянуть о том, что оригинальный стартер ВАЗ 2109 без труда ремонтируется, для него имеются специальные комплекты.

    Но есть неоригинальные механизмы, которые не подлежат восстановлению – если износились щетки, то проще будет поставить новый стартер, нежели проводить его ремонт. Дело в том, что щетки можно только припаять или приварить.

    А пайка, например, ухудшает надежность всего устройства. Что касается оригинальных, устанавливаемых на заводе, то их цена выше, зато количество ремонтов может быть неограниченным.

    Чтобы снять стартер ВАЗ 2109, вам потребуется совершить несколько простейших манипуляций:

    1. Открыть капот и отключить минусовую клемму от АКБ.
    2. Если на двигателе карбюратор, а не инжектор, то вы в некотором роде везунчик, доступ к стартеру хороший. Если же стоит инжектор, потребуется снимать корпус воздушного фильтра.
    3. А теперь ключом на «13» выкручиваете гайку от втягивающего реле и убираете в сторону оба провода.
    4. Тем же ключом выкручиваете три гайки крепления стартера.

    Обратите внимание на то, что можно все процедуры проводить снизу автомобиля, но придется демонтировать полностью защиту (если она, конечно, имеется). Вытягивать весь агрегат нужно через верх или низ, в зависимости от выбранной стратегии.

    Проведение капитального ремонта

    Самый уязвимый узел во всем устройстве – это графитовые щетки. Дело в том, что они при работе механизма трутся о ламели, нагреваются за счет силы тока, протекающего по ним. Но существует еще множество нюансов, которые следует учитывать во время ремонта. Вот список работ:

    1. Замена щеток – обязательна при проведении ремонта.
    2. Чистка ламелей на роторе – обязательна. Если они разрушены, то придется устанавливать новый ротор.
    3. Замена бронзовой втулки на задней крышке стартера.
    4. Замена бендикса – не обязательно, но желательно проводить.
    5. Установка новой втулки в блоке ДВС (вторая точка опоры ротора).

    Обратите внимание на то, что втулки также являются одним из проводников, по которым передается питание на обмотку возбуждения ротора.

    Для разборки стартера ВАЗ 2109 потребуется выполнить несколько манипуляций:

    1. Выкрутить болты крышки и снять ее.
    2. Демонтировать втягивающее реле.
    3. Ключом на «10» выкрутить гайки с обеих шпилек на задней крышке.
    4. Отверткой выкрутить болты креплений обмоток статора.
    5. Убрать с ротора стопорную скобу и полностью разобрать механизм.

    Вот и все, несколько простых манипуляций и вы справились с поставленной задачей. Сборка производится в обратной последовательности. Причем нужно акцентировать свое внимание на том, что одна шпилька заизолирована. После проведения ремонта замените обязательно втулку, которая находится в блоке ДВС.

    Источник: https://vaz-remzona.ru/starter-vaz-2109/

    Стартер ВАЗ 2109 – схема механизма, неисправности, замена +

    Для владельцев отечественных авто самостоятельный ремонт или сборка жизненно важных механизмов привычен и доступен, в этой статье попробуем повысить свой уровень мастерства и заменить стартер ВАЗ 2109 своими руками.

    На всех авто без исключения, а значит, и на ВАЗ 2109 стартер отвечает за запуск двигателя, а точнее, раскрутку коленчатого вала. По сути, он является маленьким электродвигателем.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как убрать ошибку maint REQD

    Устройство стартера ВАЗ 2109 включает в себя подвижный ротор, две обмотки, а также бендикс с комплектом щеток. Как же все это работает? Вокруг стартерной и роторной обмотки создаются магнитные поля противоположного значения, что приводит в динамику подвижный элемент.

    Подать напряжение на стартер довольно легко, а вот для ротора нужен посредник – щетки, состоящие из графита и меди.

    Что же насчет бендикса стартера ВАЗ 2109, то этот элемент передает движение на маховик. Состоит деталь из следующих частей: вилка, соединяющая механизм с втягивающим реле, обгонная муфта, обеспечивающая движение в одну сторону, и шестерня. Многие автомобилисты знакомы с ситуацией, когда эта деталь стирается.

    Пробуксовка бендикса хорошо слышна и свидетельствует о том, что установка нового комплекта неизбежна. И хотя причиной часто служит загрязнение механизма, чистить его не рекомендуется.

    Бендикс из-за пыли и сажи подвергается износу, часто неравномерному, и даже после промывки уже не будет выполнять свою функцию на должном уровне.

    Существует редукторный стартер и простой. Отличной является схема передачи крутящего момента на маховик. Редукторный стартер имеет дополнительный элемент между якорем и бендиксом. Многие считают такую конструкцию более продуктивной и менее прожорливой. Правда, ремонтируется редукторный агрегат сложнее.

    Неисправности стартерного механизма

    Если возникают какие-либо сложности с запуском авто, этот узел подозревается в первую очередь, но теперь, зная устройство стартера ВАЗ 2109, вы быстро сориентируетесь, куда смотреть. Насторожить также должны и различные звуки, похожие на металлический скрежет, вполне возможно, на вашем ВАЗ 2109 понадобится разборка стартера. Причина может крыться в маховике, и нужно будет заменить его венец. При этом скорей всего авто заведется, просто не сразу.

    А вот если машина не заводится, и нет настораживающих звуков, тогда, возможно, придется осуществить замену муфты. Разберите стартер и демонтируйте ее, попробуйте прокрутить в обе стороны. Если она свободно вращается, то спокойно выкидывайте вышедшую из строя деталь. Понять, что необходимо снятие и замена износившихся щеток стартера, установленного на ВАЗ 2109, можно по характерному щелчку, после которого ожидаемый запуск мотора не состоится.

    Определить поломку можно и на слух, опытные автомобилисты знают об этом. Более того, на слух можно определить неисправности ещё до выхода из строя всего агрегата. Достаточно прислушаться внимательно и по характерным звукам определить неполадки стартера:1. При включении зажигания доносится прилипающий звук, двигатель не заводится или запускается с трудом. Проблема может заключаться в нескольких моментах.

    Самый очевидный вариант это разряженный АКБ или отсутствие прочной фиксации клемм. Также это может быть связано с нарушением целостности проводки стартера и тягового реле2. Звук затрудненного вращения. Подобный шум издает ротор стартера, если тяговое в исправном состоянии. Проблема возникает из-за разряда аккумулятора, окисления контактов и банального износа.3. Пробуксовка. Звук возникает по причине износа и поломки колец на муфте.4.

    Звук заедания связан с тугим перемещением ротора.

    О проблемах со стартером можно судить и по другим звукам, причиной которых могут стать неисправные подшипники, ослабление креплений и т. д. Также нередко возникает ситуация, когда после запуска двигателя шестерня стартера не отходит в обратную сторону, из моторного отсека при этом доносится характерный звук.

    Это значит, что тяговое не работает или заедает рычаг, необходимо немедленно заглушить двигатель и устранить неисправность, т. к. эксплуатация дальнейшая приведет к быстрому износу и выходу из строя стартера.

    Снятие и подключение нового стартера

    Абсолютно в любом из вышеописанных случаев вы столкнетесь с необходимостью рассмотреть устройство поближе. Следует заметить, что с выпуском ВАЗ 2109 вопрос, как снять стартер, стал более легко решаемым, ведь в этой модели схема расположения комплектующих под капотом существенно проще.

    Итак, вам понадобятся торцовые и накидные ключи и смотровая яма. Теперь независимо от того, нужна ли замена только втулок или стартера ВАЗ 2109 целиком, его нужно снять. Первым делом отсоединяются все провода тягового реле, после чего демонтируется колодка.

    Не забудьте снять высоковольтный провод от АКБ.

    Следующий шаг – демонтаж защиты картера двигателя, для этого достаточно открутить крепежные болты. Потом освобождается подступ к интересующему нас механизму. Чтобы произвести его снятие, нужно открутить три гайки – две на блоке и одна в моторном отсеке. Схема подключения нового стартера ВАЗ 2109 такая же, только имеет обратный порядок, поэтому не вызовет затруднений.

    Разборка начинается с того, что вам необходимо аккуратно сбить стопорное и ограничительное кольцо, а затем, отвинтив крепежи задней крышки, снять его. Теперь мы добрались до графитовых щеток, статора и якоря. Нужно отметить, что редуктора в этой части может и не быть, тогда статор достается после якоря.

    Если конструкция все-таки включает этот элемент, то действовать нужно несколько иначе. Хотя запомнить, как разобрать редукторный стартер на ВАЗ 2109 в случае его выхода из строя, несложно.

    Схема будет всего-то работать наоборот – первым вытаскивается сам статор, потом якорь, и уже в последнюю очередь идет редуктор.

    Будьте внимательны, разборка часто осложняется потерей регулировочной шайбы, установленной на оси якоря, да и пропажей других мелких деталей – их немного, но отсутствие даже одной ставит под вопрос дальнейшую работу механизма.

    Теперь вы представляете, как осуществляется снятие, сборка, установка и подключение стартера ВАЗ 2109, механика по таким вопросам можно больше не беспокоить.

    Источник: https://carnovato.ru/starter-vaz-2109-bendiks-zamena-vtulok/

    Не работает стартер на ВАЗ 2109, что делать?

    :

    Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.

    Внешний вид устройства

    Конструкция и принцип работы

    Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля. 

    Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

    Узел Особенности
    Электромотор По нему через четыре щетки передается постоянный ток
    Муфта свободного хода с шестеренкой Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля
    Тяговое реле Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора
    Втулки Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.

    Схема устройства

    Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

    Принцип работы заключается в преобразовании электросигнала во вращательное движение шестерни привода. Через щетки на полюса электромотора передается ток. Одновременно с этим выдвигается муфта и шестерня соединяется с венцом маховика. Для запуска мотора нужно быстрое, но легкое вращение стартера. Когда двигатель завелся, муфта возвращается в начальное положение.

    Характерные неисправности

    Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

    После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

    К признакам неисправности элемента относят:

    • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
    • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
    • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
    • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
    • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.

    Проверка демонтированного узла

    Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.

    Диагностика

    Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

    1. Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
    2. Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
    3. Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
    4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
    5. Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.

    Снятие

    Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.

    1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
    2. Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
    3. Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
    4. Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
    5. Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
    6. 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
    7. Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.

    Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.

    Ремонт

    Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:

    • Щетки;
    • Якорь;
    • Обгонная муфта;
    • Тяговое реле;
    • Втулки. 

    Теперь обо всем поочередно.

    Щетки

    Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

    1. Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
    2. Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
    3. Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
    4. Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
    5. Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
    6. Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.

    Щетки

    Якорь

    Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.

    1. Снимите корпус со стартером.
    2. На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
    3. При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
    4. Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.

    Обгонная муфта

    Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.

    Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.

    1. Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
    2. Снимите ограничительное кольцо.
    3. Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
    4. Достаньте промежуточную опору с вала.
    5. Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.

    Бендикс или обгонная муфта

    Тяговое реле

    Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.

    • Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
    • Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
    • Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.

    Реле

    Втулки

    При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.

    Втулки

    1. В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
    2. Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
    3. Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
    4. Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
    5. Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
    6. Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.

    Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.

    Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.

     

      Close Window

    Loading, Please Wait!

    This may take a second or two.

    Источник: https://luxvaz.ru/vaz-2109/325-chto-delat-esli-ne-rabotaet-starter.html

    Ремонт стартера ВАЗ 2109 – как снять, заменить и установить стартер своими руками?

    Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Многие из нас еще помнят о том, как, в советский период жизни нашего государства, в очередном выпуске автомобильного журнала «За рулём» появились первые фотографии автомобиля ВАЗ 2109.

    С особым трепетом ждали появления первых машин. Увидеть «девятку» было в диковинку, не говоря уже о том, чтобы приобрести её. Время идёт и сегодня это обычный автомобиль из большой линейки АвтоВАЗа.

    Машина разительно отличается от того, что выпускалось с конвейеров Волжского автозавода до неё. Лёгкий, скоростной и экономичный автомобиль нашёл своего поклонника.

    Он идеально подходит для города, удобен в дальних поездках. За что хочется высказать особую благодарность конструкторам, так это за облегчение некоторых ремонтных процедур.

    Открывая капот девятой модели, мы замечаем первое и самое важное отличие от иных классических моделей – двигатель расположен поперек моторного отсека. Серьёзно изменилась конструкция, ведь теперь ведущими являются передние колёса.

    С определённой долей облегчения мы наблюдаем место дислокации стартера. Теперь снятие стартера ВАЗ 2109 не такая уж сложная задача. Расположен он в удобном месте – в передней части моторного отсека, он менее загрязнен и демонтаж проводить стало значительно удобнее.

    Можно ли самому снять стартер ВАЗ 2109?

    Снятие и установка стартера на жигулях

    Каждый владелец девятой модели и любой другой модификации, разработанной на её основе, обязан уметь снимать, ремонтировать и устанавливать стартер. Производитель заявляет, что при условии бережной эксплуатации срок службы стартера рассчитан примерно на 6-7 лет.

    Речь идёт о полной замене стартера, но сколько раз придётся его снимать за этот период для профилактики и мелкого ремонта, не знает никто. Для того, чтобы автомобиль заводился всегда и в любых условиях систему пуска следует держать в исправности.

    При появлении затруднений в запуске мотора необходимо не задумываясь приниматься за поиск неисправности и устранять её, тем более, что сделать это не так уж и трудно.

    Для того, чтобы снять стартер ВАЗ 2109 необходимо иметь пару торцовых или накидных ключей и Всё! Больше ничего не потребуется.

    Установив авто на смотровой яме, приступим к снятию стартера, для чего необходимо выполнить ряд технологических процедур. А именно:

    • снимаем колодку с клеммой на тяговом реле стартера;
    • откручиваем гайку и снимаем клемму электропровода на тяговом реле;
    • снизу отвинчиваем болты и снимаем защиту картера;
    • откручиваем три гайки крепления стартера к картеру.

    Спустя несколько минут стартер оказывается в руках и полностью готов к ремонту или обслуживанию. Обязательно следует помнить об отличительной особенности конструкции стартеров на этих машинах.

    Технологически-конструктивная «изюминка» заключается в том, что втулка вала устанавливается не на стартере, а в специальном посадочном гнезде корпуса сцепления. Деталь эта изнашивается и требует периодической замены.

    Для владельцев ВАЗ 2109 замена стартера – пошаговая инструкция

    Иногда на тематических форумах можно встретить вопросы о том, как производится замена стартера ВАЗ 21099 или на других модификациях. Всё происходит по одному и тому же сценарию.

    Установить стартер также просто, как и снять. Все действия необходимо выполнять в той же последовательности, но в обратном порядке:

    • находясь в смотровой яме, необходимо установить стартер на штатное место и прикрутить крепёжные гайки (закручивать их следует поочерёдно, равномерно прижимая стартер, для того чтобы не допустить перекос);
    • затем необходимо надеть клемму на контактный болт и закрутить гайку, вставить клеммную колодку;
    • после проверки работоспособности стартера, устанавливается на штатное место защита картера.

    Всем автолюбителям необходимо освоить ещё одно важное правило ремонта любых элементов электрооборудования: не забывайте перед началом работ отключать клемму «массы» аккумулятора.

    Источник: https://cartore.ru/333-remont-startera-vaz-2109.html

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Автолайф
    Можно ли буксировать автомобиль с коробкой типтроник

    Закрыть