Что значит зимняя фрикционная шина

Зимние фрикционные шины: обзор лучших моделей, характеристики липучек

Что значит зимняя фрикционная шина

Фрикционные шины разрабатываются для не слишком морозных условий и хороших дорог. В российских городах на трассах используют реагенты. Соответственно, в городских условиях можно обойтись без шипованных покрышек. В этом случае выбор фрикционных шин – оптимальный вариант.

Липучки показывают себя с лучшей стороны на сухом асфальте. На обычной трассе резина с шипами тормозит хуже, что приводит к преждевременной потере характеристик и быстрому износу.

Основным положительным качеством фрикционных шин является то, что они меньше подвержены заносу на грязе-снеговой каше. Тормозной путь, соответственно, короче.

Также необходимо заметить, что резина липучек более мягкая, а шипованные аналоги из-за повышенной жесткости начинают дубеть при отрицательных температурах. Осталось разобраться, какие фрикционные шины выбрать по качеству и характеристикам.

Michelin Alpin

Эту модель расценивают как условно всесезонную. Автомобиль, обутый в нешипуемые шины Мишлен Альпин, хорошо тормозит по снегу или на мокрых дорогах.

Плюсы:

  • Качественное сцепление;
  • При движении шум практически отсутствует;
  • Стойкость к износу.

Из минусов Michelin Alpin можно выделить высокую цену и то, что из-за мягких боковин они не подойдут для разбитого полотна.

Hankook Tire Winter

Хороший вариант для холодного времени года с минимальным объемом осадков. Рекомендованы для передвижения по каше из снега и влажному асфальту.

Технические показатели Ханкук Винтер:

  • Индекс скорости – не более 210 км/ч;
  • Нагрузка – 710 кг.

Положительные стороны Hankook Winter:

  • Жесткие, но при этом остаются пластичными;
  • Прочные;
  • Хорошее поведение и сцепление с дорогой.

Серьезных недостатков не выявлено.

Dunlop

Бренд предлагает качественные липучки с отличными показателями управляемости на асфальте и на снегу. Среди них модели:

  • Grandtrek,
  • Wintermax,
  • Graspic и др.

На обледенелых трассах не рекомендуется слишком разгоняться даже с полным приводом. В условиях только выпавших осадков нешипованные шины Данлоп, как правило, показывают себя с лучшей стороны, что доказали проведенные испытания.

К положительным качествам можно отнести:

  • Хороший разгон;
  • Покрышки не становятся твердыми при значительных морозах;
  • Отличные сцепные показатели.

Среди минусов выделяют занос на льду, но это естественно для всех моделей, не оснащенных шипами.

Bridgestone Blizzak Revo GZ

При умеренном стиле вождения подойдут для города и трассы. За счет усиления боковин, получилось повысить устойчивость авто на разбитых участках.

Преимущества фрикционных шин Бриджстоун Близак Рево:

  • Управляемость при гололеде;
  • Оптимальная мягкость;
  • Быстрый разгон.

Единственный более-менее существенный минус липучек Bridgestone Blizzak Revo GZ – при легком морозе в минус 10 по Цельсию они начинают слегка дубеть.

Bridgestone Blizzak VRX

В продаже модель появилась уже довольно давно, однако она все также отвечает требованиям многих автовладельцев, за что и пользуется популярностью.

Специальный резиновый состав подобран таким образом, что по мере износа покрышек образуются микропоры. В итоге шины не затвердевают, а остаются эластичными на весь период эксплуатации.

Производитель в значительной мере увеличил количество кромок для сцепления. В итоге это улучшило устойчивость на дорожном полотне и проходимость по заснеженной поверхности.

Отмечается, что Бриджстоун Близак VRX во время движения практически не шумят, а проходимость у них лучше, нежели у существующих аналогов.

Быстро тормозят, независимо от типа покрытия (исключение составляет только лед). Дополнительную защиту и усиление получила и боковая часть. Это понизило возможность образования грыж или порезов.

Несмотря на все положительные стороны, есть у нешипованных покрышек Bridgestone Blizzak VRX и отрицательные моменты. К ним относят основной слой протектора, который изнашивается достаточно быстро, что ухудшает сцепление.

Michelin X-Ice Xi3

Эти покрышки можно назвать универсальными, так как подходят для теплой и холодной зимы с обильными осадками. При этом показатели остаются на высоком уровне.

Канавки на протекторах располагаются таким образом, чтобы отводить влагу с поверхности. Необычная форма блоков и их расположение отвечает за качественное сцепление.

Решая, какие фрикционные шины выбрать, в первую очередь лучше смотреть не на бренд и стоимость, а ориентироваться на их характеристики. В целом все липучки по-своему хороши, но все же немного различаются.

Источник: https://kolesadom.ru/kakie-frikcionnye-shiny-vybrat-dlja-zimy/

Как функционируют зимние фрикционные шины

Что значит зимняя фрикционная шина

Работа зимних автомобильных покрышке основана на применении целого ряда идей, сочетание которых дает оптимальный совокупный эффект.

Рисунок протектора

Рисунок протектора автомобильных шин оказывает существенное влияние на проходимость автомобиля. Когда-то давно, в середине XX века, когда дороги с усовершенствованным покрытием существовали наряду с гравийными и грунтовыми дорогами (такие дороги поддерживались в хорошем состоянии при помощи грейдеров), автомобили оснащались шинами с так называемым «универсальным» рисунком протектора.

В то время универсальный рисунок протектора выступал в роли, так называемого, компромисс между шинами повышенной проходимости с самоочищающимся протектором и шоссейными шинами, предназначение которых – длительная езда по шоссе на высоких скоростях.

Универсальный рисунок протектора, как правило, не обладал ярко выраженными продольными ребрами (для улучшения управляемости и курсовой устойчивости) и глубокими продольными канавками, которые сегодня используются для сведения к минимуму аквапланирования.

В большинстве случаев представлял набор ориентированных продолговатых шашечек. Эти шашечки, в свою очередь, применялись в качестве грунтозацепов (без эффекта самоочищения) при движении по гравийным и грунтовым дорогам. Что касается движения по шоссе, то канавки между шашечками служили для отвода воды из пятна контакта шины с дорогой.

В зимнее время универсальный рисунок протектора обеспечивал удовлетворительное сцепление при движении по расчищенным дорогам и по укатанному снегу. Однако на обледенелой дороге универсальный протектор не позволял уверенно затормозить или уверенно тронуться в горку.

В то время, как сеть шоссейных дорог стремительно увеличивалась вместе с улучшением качества дорожного покрытия, всё больше автомобилей выпускались с заводов с шоссейной резиной. Данная разновидность шин обладает выраженным продольным рисунком, обеспечивающим необходимую степень управляемости и сцепление при движении по сухому и мокрому асфальту. При этом шоссейная резина не позволяет уверенно двигаться по снегу из-за отсутствия грунтозацепов.

Шоссейная резина, по сути, является летней резиной, которая устанавливается на большинство автомобилей. Что касается покрышек повышенной проходимости для внедорожников с выраженными грунтозацепами, то они в данной статье не рассматриваются.

При попытке разогнаться по заснеженной дороге на летней (шоссейной) резине водитель заметит срабатывание ESP и индикацию срабатывания ESP на приборной панели.

При попытке затормозить по заснеженной дороге на летней резине водитель заметит срабатывание системы ABS даже при несильном нажатии на педаль тормоза.

При всесезонной эксплуатации автомобиля возникла необходимость в изготовлении шин, способных обеспечить оптимальную безопасность управления в зимнее время. Соответственно, данную разновидность назвали зимней резиной.

Зимние шины, в свою очередь, могут быть, как фрикционными, так и снабжаться шипами противоскольжения. Надо признать, что инновации при разработке допустим, фрикционных шин находят своё место при разработке зимних шин с шипами противоскольжения. Так, например зимние шины с шипами противоскольжения получили шашечки протектора, разделённые на ламели. Изменился и состав резины, применяемый для изготовления зимних шин с шипами противоскольжения.

Протектор фрикционной зимней шины снабжен грунтозацепами, аналогично любому другому самоочищающемуся протектору. Однако эти грунтозацепы обладают более высокой плотностью расположения, что положительно сказывается на ходимости, а также позволяет увеличить число используемых ламелей.

Протектор фрикционной шины может быть направленным или ненаправленным, симметричным или несимметричным. Но из-за плотного расположения грунтозацепов протекторы большинства фрикционных шин не предназначены для движения по глубокому рыхлому снегу.

Что касается сферы применения так называемых липучек (зимних шин) – это расчищенные улицы городов, скоростные трассы и автобаны. Фрикционные зимние шины отлично подходят для межсезонья, когда ночью всё замерзает и выпадает немного снега, а днём – лужи и всё тает.

Конструирование протектора фрикционной шины выполняется таким образом, чтобы эффект отталкивания воды из пятна контакта был максимальным, во избежание возникновения аквапланирования.

Свойства резины

Для улучшения сцепления с зимней дорогой состав резины, из которой производится фрикционная зимняя шина, должен обеспечивать её эластичность при отрицательных температурах.

Фрикционная резина первых образцов обладала излишней эластичностью, что создавало видимость абсолютной непригодности таких шин в летний период. В процессе дальнейшего совершенствования резина стала менее эластичной, благодаря чему производители получили возможность нарезания шашек протектора меньших размеров.

С целью повышения устойчивости и управляемости автомобиля на льду (или на ледяной поверхности) конструкторы зимних фрикционных шин применяли специальную микропористую резину в качестве материала для изготовления рабочего слоя шины.

Миниатюрные поры микропористой резины как бы прилипают ко льду (как миниатюрные присоски), обеспечивая более короткий тормозной путь и стабильное управление автомобилем на ледяной поверхности.

Большая эффективность прилипания была достигнута за счет разделения шашечки протектора на ламели, которые, в свою очередь, не выступают за пределы геометрии шашечки. Под воздействием веса машины ламели раскрываются, заставляя шину буквально прилипать ко льду, подобно присоске.

За счёт этого эффекта прилипания подобные зимние фрикционные шины и получили название “липучки”. Работа этих самых липучек весьма интересна. По мере износа протектора шины на его поверхности открываются новые поры, что позволяет сохранить долгосрочную эффективность подобной фрикционной шины при длительной эксплуатации.

Не менее значимой инновацией от производителей автомобильных шин стала разработка нового состава резины с наличием волокон стекла. Благодаря применению этих волокон, поверхность льда царапается для обеспечения лучшего сцепления с шиной.

Разновидности ламелей

Как было упомянуто выше, универсальный рисунок протектора (по сравнению с рисунком шоссейной шины) обеспечивал вполне удовлетворительную управляемость на зимней дороге. Посредством изучения данного феномена ученым удалось выяснить, что на сцепление с зимней дорогой влияют шашечки протектора.

Более того, была установлена прямая взаимосвязь между количеством шашечек в пятне контакта и сцеплением колеса с зимней дорогой. Более глубокий анализ полученных свойств резины позволил обнаружить так называемый “кромочный эффект”.

Основывается кромочный эффект на том, что сцеплению шины с зимней дорогой способствует не собственно шашечка протектора, а её кромка.

Кроме того, если при разгоне автомобиля задействуется задняя (по ходу движения) кромка шашечки протектора, при торможении – передняя кромка шашечки.

Из сказанного следует вывод, что сцепление фрикционной шины с дорожным покрытием зависит от количества кромок и их суммарной длины в пятне контакта шины с дорогой.

Способы увеличения сцепления фрикционной шины с дорогой

Решение по увеличению сцепления показалось простым – надо разделить шашечки протектора на отдельные части, тогда количество кромок в пятне контакта фрикционной зимней шины возрастёт.

Однако выполнение данной задачи с технической точки зрения оказалось достаточно сложным по той причине, что увеличение числа ламелей приводило к сокращению их ширины, в результате чего они становились попросту неустойчивыми, в особенности, если речь шла о слишком мягкой резине.

Естественно, у водителей появилось мнение о том, что фрикционные шины можно использовать только при низких температурах, иначе ламели подламываются, и шина быстро приходит в негодность.

По истечению определенного количества времени в ходе экспериментов в сочетании с полученным опытом были созданы современные конструкции фрикционных покрышек, которым были не присущи недостатки первых моделей.

Изменённый состав резины позволяет современной фрикционной шине сохранять свои свойства в широком диапазоне температур, поддерживать долгосрочную эффективность шины при длительной эксплуатации, а также обеспечивает высокую ходимость фрикционных шин.

Кроме того, значительным изменениям были подвержены конструкции ламелей. Применение компьютерного 3D моделирования позволило значительно повысить устойчивость ламелей уже на этапе разработки конструкции. Благодаря отказу от чересчур мягкой резины, эффект подламывания ламелей в процессе резкого разгона, либо торможения был практически исключен.

Конфигурация ламелей, используемая при создании фрикционных шин, призвана обеспечить самоочищение протектора. В конструкции фрикционной шины предусмотрено эффективное отведение воды из пятна контакта с поверхностью дороги. Фрикционные шины последнего поколения обеспечивают автомобилю высокую курсовую устойчивость и отличную управляемость.

Выпуская фрикционные шины последнего поколения, производители лишили свою продукцию практически всех недостатков, которые присутствовали у первых моделей. Они способны сохранять свои первоначальные качества под воздействием широкого диапазона температур, ламели обладают высокой устойчивостью, а длительная эксплуатация не оказывает столь пагубного влияния на длительность эффективного функционирования шины.

Источник: https://www.koleso-razmer.ru/info/kak-funkcioniruyut-zimnie-frikcionnye-shiny/

Типы зимних шин

Что значит зимняя фрикционная шина

С наступлением первых заморозков, когда среднесуточная температура приближается к 7 градусам по Цельсию, автолюбители начинают задумываться о смене шин. Причем при выборе зимних шин потребитель сталкивается с достаточно большим ассортиментом, разобраться в котором не так просто.

Шипованные (нордические) шины

С этой категорией шин все предельно понятно, их выбирают автовладельцы, эксплуатирующие автомобили в суровых зимних условиях. Такие шины обеспечивают самое эффективное сцепление с дорогой, покрытой льдом и укатанным снегом.

Наибольшую эффективность на льду шипованные шины обеспечивают при температурах от 0°C до -25°C. Как правило, шипы не могут эффективно «вгрызаться» в лед при температуре ниже -25°C, так как лед становится более плотным и крепким.

Тем не менее, большинство производителей заявляют об эффективном использовании шипованных моделей вплоть до -50°C.

Большинство автолюбителей акцентируют внимание на более длинном тормозном пути таких шин, относительно нешипованных на очищенных дорогах. На самом деле разница между шинами с шипами и зимними шинами без шипов сравнительно невелика. Помимо этого, именно шипованные шины сделают первый зимний сезон начинающего водителя наиболее безопасным.

Среди популярных новинок шипованных шин можно остановить выбор на Michelin X-Ice North 3, Nokian Hakkapeliitta 8, Continental Ice Contact 2, Pirelli Ice Zero, Yokohama iceGUARD iG55. Стоит также отметить, что шипованные шины – это самый популярный тип шин в России, на их долю приходится более 70% продаж всех зимних шин.

Фрикционные (нешипованные) шины скандинавского типа

Нешипованные шины для суровых зимних условий, также как и шипованные, предназначены для дорог, покрытых льдом и снегом. Они способны эффективно работать при серьезных заморозках, вплоть до -50°C.

Тяговые и тормозные характеристики таких шин на льду у нешипованных шин в температурном диапазоне от 0 до -25°C ниже, чем у шипованных аналогов.

Тем не менее, при температуре ниже -25°C характеристики нешипованных шин скандинавского типа становятся лучше, чем у шипованных шин, так как решающим фактором в обеспечении надежного сцепления начинает играть резина протектора.

Помимо этого к явным плюсам нешипованных скандинавских шин относится низкий уровень шума, комфорт и увеличенный срок службы. Кроме того, использование этих шин позволяет автовладельцу раньше переходить на зимние шины (не дожидаясь первого снега) и позднее переходить на летние.

Среди последних новинок популярных производителей стоит отметить шины Nokian Hakkapeliitta R2, Continental ContiVikingContact 6, Michelin X-Ice 3, Pirelli Ice Zero FR, Yokohama iceGUARD iG 50.

Фрикционные (нешипованные) шины европейского типа

Для этих шин характерен менее зубастый протектор с блоками меньшего размера и развитой сетью канавок и более жестким составом резиновой смеси. Такое строение протектора призвано обеспечить надежные сцепные характеристики преимущественно на зимних, очищенных от снега и льда дорогах. Благодаря наличию канавок, шины европейского типа эффективно выводят талую воду и мокрый снег из пятна контакта, что обеспечивает им эффективные показатели в оттепель.

Фрикционные шины европейского типа предназначены для регионов с теплыми зимами. Они доказали свою эффективность в диапазоне температур от от -20°C до +10°C. Эти шины также выгодно отличаются низким уровнем шума, комфортом и увеличенным сроком службы. Их использование позволяет раньше сменить летние шины на зимние (не дожидаясь первого снега) и позднее переходить на летние.

В этом сегменте шин производители предлагают более скромный выбор моделей, тем не менее, на нашем рынке представлено достаточное количество моделей, среди которых Nokian WRA4, Michelin Alpin 5, Continental ContiWinterContact TS860.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая Разболтовка на Шкоде

Источник: https://www.4tochki.ru/spravochnye-stati/tipy-zimnih-shin/

Как работают фрикционные шины? ч.1

Многие водители используют в своей практике зимние фрикционные шины – шины «липучки», но не каждый знает принцип их работы.

Как работают зимние фрикционные шины – шины «липучки»?

В основу работы зимних шин положены несколько различных идей, которые дают отличный совокупный эффект.

Лучшие шины-липучки (фрикционные) — Выбор техники 2020

Фрикционные шины или «липучки» предназначены для не очень морозной зимы и дорог достаточно хорошего качества. Они производятся и используются, в основном, в странах ЕС.

В больших городах России на дорогах применяют химические реагенты. Таким образом, практически не выезжая из города, зимой можно обойтись и без шипованной резины. В данном случае фрикционная резина – хорошая альтернатива. Благодаря мягкости и эластичности, она хорошо служит и в холодные зимы.

Аргументы в пользу «липучек»

В магазинах такие зимние шины обычно отмечают, как шины для «мягкой» зимы. Их рекомендуют приобретать для городской зимы, для движения по частично очищенному от снега скользкому и мокрому асфальту.

По результатам тестирования шипованных и не шипованных шин, показатели торможения на мокром асфальте у них примерно одинаковые. На льду, разумеется, шипованная резина имеет лучшие показатели.

«Липучки» же выигрывают на сухом асфальте. А в городе таких участков дорог много, даже зимой. На сухом асфальте шипованная резина тормозит хуже, и раньше теряет свои функциональные качества, то есть, изнашивается быстрее.

Однако самым главным качеством липучек является то, что их меньше заносит на грязе-снеговой каше, и тормозной путь в таких условиях у фрикционных покрышек короче, чем у шипованных.

На льду, благодаря своим техническим характеристикам, как говорилось выше, выигрывают шипованные шины.

В пользу «липучек» также стоит отметить то, что эта резина более мягкая, и обеспечивает большее пятно контакта с дорогой при очень низких температурах, когда многие виды шипованной резины «дубеют» из-за своей усиленной жёсткости (направленной, в частности, на удержание шипов в резине протектора).

Вывод:

  • шины-шиповки рекомендуются в пригородах, небольших городах (где дорога более скользкая), за городом.
  • шины-липучки ‒ в большом городе и в местах с «мягкой» зимой, когда на дорогах не лёд, а смесь из воды и мокрого снега.

Автолюбители, предпочитающие «липучки» шипованным шинам, утверждают, что в зимних фрикционных шинах их привлекает:

  • устойчивость на снежной «каше»;
  • хороший отвод воды;
  • отсутствие шума.

По типу протектора нешипованные зимние шины условно делятся на:

  1. Скандинавские – более грубый рисунок протектора для улучшенной проходимости в условиях суровых зим.
  2. Европейские – затейливый рисунок протектора, с большим количеством ламелей для отвода влаги.

Рассмотрим лучшие модели фрикционной резины, рекомендуемые автолюбителями.

MICHELIN Alpin 5 215/60 R17 100H

Эта модель фрикционной резины позиционируется как условно всесезонная, благодаря рисунку протектора, рекомендуется для «мягких» зим. Обеспечивает хорошее торможение на мокрой дороге и на снегу.

Характеристики:

  • для легкового автомобиля;
  • индекс скорости H (до 210 км/ч);
  • индекс нагрузки 100 (800 кг).

Замеченные достоинства:

  • износостойкость;
  • мягкость;
  • отличное сцепление;
  • низкий уровень шума;
  • хороший водоотвод в снежной каше;
  • управляемость в морозные дни.

Выявленные недостатки:

  • дорого;
  • чувствительность в колее;
  • достаточно мягкие боковины (не для разбитых дорог).

Хорошая резина для не очень снежной зимы. Рекомендуется для городских условий на мокром асфальте и снежной каше. Автолюбители позитивно оценивают данную модель, как неплохой вариант для аккуратного зимнего вождения, особенно на автомобиле с полным приводом.

Характеристики:

  • для легкового автомобиля;
  • индекс скорости H (до 210 км/ч);
  • индекс нагрузки 96 (710 кг).

Замеченные достоинства:

  • прочность;
  • жёсткость при достаточной пластичности;
  • высокий индекс скорости;
  • управляемость на сухом и мокром асфальте;
  • сцепление на свежем снегу;
  • низкий уровень шума.

Выявленные недостатки:

  • высокая стоимость;
  • не очень износостойкий вариант;
  • занос на льду.

Дорогостоящий, но очень качественный вариант зимних шин-липучек с высоким индексом скорости и хорошей управляемостью на снегу и асфальте. На льду и снежной каше водители рекомендуют не превышать скорость даже на полном приводе. В условиях «сухого» свежего снега и даже на мокром асфальте эта модель ведёт себя практически идеально, что и доказано многочисленными тестами за рубежом (Германия, Франция).

Характеристики:

  • для легкового автомобиля;
  • индекс скорости H (до 210 км/ч);
  • индекс нагрузки 96 (710 кг).

Замеченные достоинства:

  • низкий уровень шума;
  • управляемость на сухом и мокром асфальте;
  • управляемость на свежевыпавшем снегу;
  • хороший разгон;
  • не дубеет на сильном морозе;
  • высокий индекс скорости;
  • хорошие сцепные свойства.

Выявленные недостатки:

  • дорого;
  • занос на льду (что естественно для любых шин без шипов).

Шины, которые водители характеризуют как недорогие, но вполне надёжные. При умеренной езде, подходят и для города, и для трассы. Усиленная боковина данной модели улучшает устойчивость и проходимость автомобиля на разбитой дороге. Автолюбители высоко оценивают эту модель фрикционных шин за надёжность при сравнительно невысокой цене.

Характеристики:

  • для легкового автомобиля;
  • индекс скорости S (до 180 км/ч);
  • индекс нагрузки 96 (710 кг).

Замеченные достоинства:

  • оптимальная стоимость;
  • прочность;
  • оптимальная мягкость;
  • мощная боковина;
  • низкий уровень шума;
  • хороший разгон;
  • устойчивость на снегу и мокром асфальте;
  • управляемость при гололёде.

Выявленные недостатки:

  • небольшой занос на припорошенном льду;
  • немного дубеет при морозе ниже 10 градусов.

Ещё один вариант «липучек» в средней ценовой категории. Хорошо ведут себя во время умеренной зимы на свежем и уже укатанном снегу. Шины для умеренной езды, желательно по городу. По отзывам пользователей, на льду и льду под снегом не рекомендуются.

Характеристики:

  • для легкового автомобиля;
  • индекс скорости T (до 190 км/ч);
  • индекс нагрузки 100 (800 кг).

Замеченные достоинства:

  • износостойкость;
  • низкий уровень шума;
  • мягкость;
  • управляемость;
  • предсказуемость на льду;
  • нет аквапланирования в лужах;
  • отличное сцепление на мокром асфальте при плюсовой температуре.

Выявленные недостатки:

  • занос на скользком подъёме;
  • медленное торможение на снего-грязевой каше.

Hankook Tire Winter I-Cept Evo 2 WЗ20

0%

Dunlop Winter Sport 5

40%

Bridgestone Blizzak Revo GZ

40%

Свой вариант (предлагайте в комментариях)

20%

Источник: https://tech-choice.net/luchshie-frikcionnye-shiny/

Фрикционные шины — что это такое

С наступлением зимнего периода многие автовладельцы сталкиваются с проблемой выбора между «шиповкой» и фрикционными шинами. Шипованный вариант давно проверен, поэтому к различным инновациям многие относятся с недоверием. Тем не менее, последние новинки предлагают немало интересных возможностей. О том, что это такое и как работают фрикционные шины — в материале ниже.

Принцип работы

Фрикционной шиной или «липучкой» называют класс зимней шины, которая может без металлических вставок цепляться за поверхность льда.

Если в шипованной резине взаимодействие скользкого покрытия и протектора складывается из трения резины и сцепления шипами, то во фрикционной используется только сила трения. Сцепление колеса с дорогой во многом зависит от шашек протекторного рисунка.

Чем больше их количество и суммарная длина кромок в пятне контакта — тем лучше колесо будет держать зимнюю дорогу. При разгоне задействуется задняя кромка шашки протектора, при торможении — передняя.

Прогретая зимняя шина способна плавить структуру льда. Об этом четко свидетельствуют следы протектора на ледяной поверхности.

Принцип работы протектора липучки заключается в удалении (впитывании) тонкой пленки воды, которая образуется между обледенелой поверхностью и разогретой резиной, в результате чего и возникает сухое или полусухое трение.

На толщину водяной пленки влияет температура воздуха и структура льда, поэтому сцепные свойства шины полностью зависят от климатических условий. Чем ниже зимой опускается температура, тем эффективней использование фрикционной резины.

Особенности шины-липучки

Функциональные особенности липучки обеспечивают особые свойства резины и особая текстура поверхности покрышки:

  • большое число ламелей;
  • мягкость материалов;
  • пористая структура;
  • абразивные микрочастицы.

Все фрикционные шины связывает повышенное количество ламелей. Ламель представляет собой тонкую полоску резины, на которые разделен протектор. Такое разделение увеличивает давление на покрытие, за счет чего достигается улучшенное сцепление. Различают следующие виды ламелей:

  • поперечные;
  • диагональные;
  • зигзагообразные.

Протектор липучки снабжен грунтозацепами, как и любой другой самоочищающийся протектор. Разница заключается в повышенной плотности расположения, что положительным образом влияет на ходимость, позволяя использовать большее число ламелей. Именно кромками ламелей шины и цепляются за поверхность, а в сочетании с большой глубиной протектора образуется стабильное и большое пятно контакта.

Под тяжестью автомобиля происходит расхождение ламелей в блоках протектора, который буквально прилипает к поверхности заснеженного дорожного полотна. При уходе с зоны контакта с дорогой ламели сходятся, и шина самоочищается, вытесняя ледяную крошку и снег.

Но ламели — далеко не единственно важное условие. Сколько бы их не предусматривалось, максимальная эффективность прилипания может быть обеспечена только пористой структурой резины.

Именно она будет впитывать воду при наезде на дорожное полотно.

В состав резины липучки входит криосилановая смесь с силикой, поэтому она не грубеет при низких температурах, а большое число микропор отводят пленку воды.

На молекулярном уровне происходит взаимодействие каждой поры шины с поверхностью дороги по принципу присоски, что обеспечивает не только эффективную тяговую функцию, но и короткий тормозной путь.

При этом многие производители заявляют о добавлении в резиновую смесь твердых микрочастиц неорганического и органического происхождения. Такие абразивы выполняют функцию своеобразных мини-шипов, что только усиливает фрикционные свойства.

Виды и особенности фрикционных шин

В зависимости от эксплуатационных характеристик фрикционные шины подразделяются на нордические и европейские. Это условное деление, на покрышке нет такой маркировки.
Липучку нордического типа от «европейки» отличают следующие особенности:

  1. Большое число глубоких ламелей. По сравнению с европейской у нордической фрикционной резины ламели прорезаны практически на всю глубину протектора. Благодаря этому происходит раскрытие блоков протектора и имитация прилипания покрышки к поверхности.

  2. Отсутствие шипа/отверстия под шип.

  3. Низкий скоростной индекс. «Скандинавы» менее устойчивы на высоких скоростях по причине плотной нарезки ламелей и глубокого протектора. Как правило, ограничение по скоростному режиму варьируется в пределах 160-190 км/ч.

  4. Мягкий состав резиновой смеси, благодаря которому не теряется эластичность при экстремально низких температурах.

  5. Нордические фрикционные шины предназначены для холодных зим с частыми снегопадами, в то время как «европейки» не терпят мороза и требуют более щадящих условий — чистых дорог, обработанных противогололедными реагентами.

Фрикционные шины были разработаны в Европе, где не только комфортная погода зимой, но и всегда ухоженные дороги. В российских реалиях липучки ведут себя следующим образом:

  1. Заснеженная дорога. На снежной поверхности фрикционная резина ничем не отличается от шиповки. На снегу шипы не играют никакой роли, главное — высота протектора.

  2. Мокрая дорога. Фрикционка лучше впитывает влагу, тормозной путь сокращается. За счет большого количества микропор, отводящих водяную пленку, липучка выигрывает шипованную резину в сырую погоду. 

  3. Ледяная дорога. На обледенелой дороге при температуре до — 20°С липучка проиграет шиповке: ее способности к зацеплению ниже на 20% по сравнению с шипами, которые прокалывают лед.

После — 20°С характеристики фрикционных и шипованных шин сравниваются. При такой низкой температуре лед становится прочным, и шиповка не может его проколоть и зацепиться. Резина липучки при этом не теряет своей мягкости и легко цепляется за поверхность.

Однозначного преимущества фрикционной резины перед шипованной нет. Липучка более универсальна и подойдет автовладельцам, которые большую часть времени проводят в городе и не разъезжают по загородной местности с характерным для нее гололедом.

Кроме того, с фрикционными шинами не нужно беспокоиться о переменчивой погоде: они хорошо себя показывают в весенний период, когда наблюдаются резкие перепады температуры.

Для езды по заснеженной местности большинство водителей отдадут предпочтение шипам, которые дешевле и уверенней себя ведут на бездорожье.

Особенности эксплуатации липучек

Законодательные требования к зимнему классу шин одинаковы и для шипованной, и для фрикционной резины. В период с декабрь по февраль транспортное средство обязательно должно быть оснащено зимними шинами, имеющими значок горной вершины со снежинкой и буквенную маркировку «M S», «M&S» или «M+S». При этом остаточная высота протектора должна быть более 4 мм.

Требование о наличии на автомобиле знака с буквой «Ш» на фрикционные шины не распространяется. Важно, что данным техническим регламентом запрещается эксплуатация шипованных шин в летнее время, но прямого запрета на использование липучки в аналогичный период нет.

Однако, это не значит, что шину можно считать всесезонной: ее характеристики рассчитаны на зимний период, а эксплуатация на горячем асфальте приведет к потере адекватной управляемости и ускорит износ. Стоит помнить, что первые 100-150 км происходит обкатка фрикционных шин. Этого расстояния достаточно, чтобы стерлась пленка из смазки, которая была нанесена перед вулканизацией.

Оптимальная скорость в период обкатки — не более 80 км/ч. Ламели будут затачиваться в направлении движения, поэтому не стоит резко тормозить и совершать других крутых маневров. В противном случае повреждения протектора неизбежны.

В ходе дальнейшей эксплуатации подобные резкие маневры также нежелательны: резина фрикционных шин отличается мягкостью, поэтому быстро истирается. Монтаж старого комплекта на следующий сезон должен осуществляться с соблюдением того направления вращения, которое было ранее.

Плюсы и минусы фрикционных шин

Липучки нельзя назвать идеальными, поэтому перед покупкой важно знать их положительные и отрицательные стороны.
Плюсы:

  1. Особая мягкость позволяет фрикционной резине буквально «плыть» по дороге, не создавая при этом повышенного шума в салоне.

  2. Резина не твердеет при низких температурах и сохраняет свои сцепные свойства.

  3. Благодаря неплохой управляемости на любой дороге, фрикционные шины подходят для межсезонья. Их можно устанавливать до начала заморозков и возвращаться к летним только в конце весны.

  4. За счет самоочищающегося протектора шина эффективна при езде по глубокому снегу.

  5. Наличие специальных канавок для отвода воды предотвращает скольжение шин.

При движении по глубокому и сухому снегу альтернативных вариантов фрикционной резине нет. Такие шины «прилипают» к снежному покрытию, что гарантирует отличную управляемость. Но существует и ряд недостатков:

  1. Неуверенность на укатанном снеге и льду, что в разы ухудшает управляемость автомобиля.

  2. Несмотря на универсальность, липучки нельзя использовать в качестве всесезонной резины по причине неравномерного изнашивания. В теплую погоду они становятся слишком мягкими, что не лучшим образом сказывается на управляемости.

  3. Фрикционные шины требуют обкатки, чтобы ламели заточились в правильном направлении. Рекомендуется не делать резких маневров на первых километрах.

Еще один недостаток фрикционных шин заключается в их меньшей приспособленности к нуждам малоопытных водителей. Такие водители интуитивно жмут педаль тормоза в нештатной ситуации.

В современных автомобилях эту ошибку компенсирует ABS, но если ее нет, то обутые в липучку заблокированные колеса серьезно теряют свою эффективность. В случае с шиповкой все работает как нужно.
Именно непредсказуемость поведения на хорошо укатанном снеге стала причиной недоверия водителей к фрикционным шинам.

На асфальте этой резине равных нет, поэтому она станет лучшим выбором для больших городов с хорошей дорожной инфраструктурой, автобанов и федеральных трасс.

Источник: https://BlackTyres.ru/informaciya/reviews/friktsionnye-shiny-chto-eto-takoe/

Шипованные или фрикционные шины? / Nokian Tyres

При выборе между шипованными и фрикционными шинами необходимо в первую очередь учитывать свои потребности. Оба типа шин износостойки и имеют великолепные характеристики. Узнав больше об отличиях между ними, вы сможете выбрать тот тип шин, который больше вам подходит.

Заснеженные или обледенелые дороги?

Если зимой вам приходится ездить по обледенелым дорогам чаще, чем по заснеженным, выбирайте шипованные шины. Шипованные шины особенно хороши для тех, кто живет у побережья, где дороги зимой обычно покрываются льдом. Фрикционные шины лучше подходят для передвижения по снегу.

Влажный лед и утрамбованный снег

С фрикционными шинами требуется особенно внимательно вести себя на перекрестках и в других местах, где может появиться мокрый лед или плотно утрамбованный снег. Шипованные шины больше фрикционных подходят для использования на мокром льду и плотно утрамбованном снегу.

Тихие шины

Если вы предпочитаете тихие шины, вам следует выбрать фрикционные шины. Осенью фрикционные шины можно устанавливать раньше шипованных. Установив фрикционные шины, вы уже можете не волноваться из-за изменчивости дорожных условий. Они также подходят для использования весной, когда температура меняется удивительно быстро.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как определить год выпуска шин Dunlop

Непредсказуемая осенняя погода

Осенью фрикционные шины можно устанавливать раньше шипованных. Установив фрикционные шины, вы уже можете не волноваться из-за изменчивости дорожных условий. Они также подходят для использования весной, когда температура меняется удивительно быстро.

Можно ли использовать фрикционные шины круглый год?

Грубые весенние дороги повышают износ шин любого типа, а фрикционные шины рассчитаны на использование преимущественно в зимних условиях. Фрикционные шины, неравномерно износившиеся на грязных весенних дорогах, не идут ни в какое сравнение с хорошими летними шинами, поэтому мы не рекомендуем использовать фрикционные шины в качестве всесезонных. Летние шины являются наиболее безопасным и экономичным выбором для езды летом. 

Источник: https://www.nokiantyres.ru/innovatsii/bezopasnost/shipovannye-ili-friktsionnye-zimnie-shiny/

Выбираем нешипованные шины для машин гольф-класса. Китайцы приятно удивили

Шины этой размерности подходят всем автомобилям гольф-класса, поэтому и ассортимент колоссальный — на любой вкус и кошелек. Самые дешевые в нашем тесте — китайские Triangle Snowlink PL01: в среднем по 3630 рублей за штуку. На боковине отформована надпись: Engineered in Finland («Разработано в Финляндии») — неплохой маркетинговый ход с прицелом на то, чтобы прикрыть менее привлекательный штамп Made in China.

Процентов на двадцать дороже обойдутся настоящие японские шины Nitto SN2. Две шины средней ценовой категории, но разного происхождения — финский Nordman RS2 российского производства и чистокровный «японец» Toyo Observe GSi‑5.

Из «топов» дешевле пяти тысяч за колесо можно купить только Goodyear UltraGrip Ice 2. Почти за те же деньги продается японский Dunlop Winter Maxx WM02. Еще больше просят за Pirelli Ice Zero FR и Bridgestone Blizzak VRX.

К слову, Pirelli Ice Zero FR — фактически новая шина, пускай и с прежним названием.

Рисунок протектора схож, но рабочая ширина профиля увеличена, а главное — обновился состав резиновой смеси (по заверению производителя, характеристики шины на снегу и льду улучшены, причем без ущерба для «асфальтовых» свойств).

Самые дорогие шины на нашем тесте — новинки этого сезона Nokian Hakkapeliitta R3 и Continental VikingContact 7.

На северном дне

На севере Швеции, в провинции Норрботтен (в переводе со шведского — Северное Дно), расположен полигон компании Continental, на котором созданы все условия для тестирования зимних шин. Во второй половине января стояла стабильная погода без оттепелей и сильных морозов. Температура воздуха колебалась от —14 до —7 °C.

Перед тестами проверяем твердость резиновой смеси протектора — для фрикционных шин это один из важнейших показателей. Чем мягче протектор, тем лучше он будет работать на льду, но хуже — на асфальте.

Из общего ряда всех участников с твердостью 48–53 единицы по Шору выбиваются Pirelli и Triangle. Первые о‑о‑очень мягкие — лишь 42 единицы. Готовы бить рекорды на льду, но на асфальте после нескольких торможений велик риск стереть протектор до нуля. Triangle, наоборот, очень жесткий: 58 единиц. Близки к европейским фрикционкам.

Начинаем с ледовых упражнений — пока с неба не сыплет снег. Фрикционные шины больше, чем «шиповки», чувствительны к чистоте покрытия: снежинки на льду работают как микрогорошины, заставляя покрышки поскальзываться.

По разному льду

Время разгона, дистанцию торможения, а также время прохождения ледового круга мы замеряем на гладком озерном льду, который шинники называют натуральным.

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/914603-razrushiteli-traditsij/

Фрикционные шины что это такое: рейтинг лучшей зимней фрикционной резины

Технологии производства шин совершенствуются с каждым днём, из-за чего значительно повышается эффективность при их эксплуатации, качество сцепления с дорогой и долговечность.

Так, ещё какие-то 30 лет назад мир не знал, что такое шипованная зимняя резина, когда в мягкие протекторы впаивались стальные шипы, а сегодня и они уходят в прошлое.

Это означает, что на смену старым технологиям постепенно приходят новые революционные составы резины, которые позволяют производить и эксплуатировать фрикционные шины.

Фрикционные шины – что это такое

Прежде всего, фрикционные шины – это зимние покрышки, эксплуатация которых не приводит к повреждению дорожного покрытия за счёт отсутствия на поверхности сцепления шипов.

Строение фрикционной резины

В то же время для усиления сопротивляемости скольжению протектор имеет острые ламели, захватывающие и удерживающие снежные массы под колёсами, в результате чего происходит увеличение силы трения.

Также в состав резины технологи нередко вводят силикатные частички, в результате при истираемости шины имеют абразивную поверхность, тоже способствующую улучшению сцепления.

Наряду со многой другой продукцией автомобильной индустрии фрикционные покрышки имеют как преимущества, так и недостатки, в частности:

  • Один из главных плюсов – это отсутствие повышенного звукового воздействия, так как нет ударов металла шипов об асфальт.
  • В химсостав изделия на производстве добавляются ингредиенты, обеспечивающие мягкость протектора даже при экстремально низких температурах.
  • В случае езды по глубоким сугробам и сильно заснеженным местам каждая острая ламель вгрызается в поверхность, захватывая частички снега, из-за чего сцепление повышается в несколько раз.
  • В отличие от шипованной резины, которая, как правило, ставится уже при наступлении сильных морозов, фрикционные шины можно без опаски устанавливать уже поздней осенью, когда среднесуточная температура падает ниже градусов по Цельсию.
  • Уникальная конструкция протекторов образует между ними глянцевые борозды, через которые эффективно отводится лишняя вода и снежная каша.

Шины Bridgestone Blizzak VRX Фрикционная резина – что это такое? Помимо указанных выше достоинств, данные колёса имеют также ряд недостатков, один из которых – менее безопасная езда по гололёду или утрамбованному снегу, что часто встречается на многих дорогах с асфальтовым покрытием после обильного снегопада. Также в тёплое время года при езде по сухому асфальту износ мягких протекторов повышается до такой степени, что фрикционная резина не может выдержать даже один сезон эксплуатации в качестве всесезонных изделий.

Принцип работы фрикционной резины или липучки основан на том, что протекторы прорезаны до самого основания поверхности колеса, представляют собой ламели с острыми краями. В то же время данные частицы протекторов объединены между собой специальными перемычками из резины, и тяжесть автомобиля не даёт их согнуть при соприкосновении с дорогой. Так, между ламелями задерживается снег с дороги, который сразу же увеличивает трение, что способствует устойчивости транспортного средства на дороге.

Вам это будет интересно  Почему скрипят колеса при поворотеПокрышка Continental Conti Viking Contact 6

лучших фрикционных автошин 2018 года

Конечно, далеко не все «липучки» заслуживают положительных отзывов от благодарных покупателей, и среди большого ассортимента всегда можно выделить лучшие бренды и их модели, так как год от года одна и та же компания может выпускать как удачные модели, так и не очень.

Так, среди лучших фрикционных покрышек, поступивших в широкую продажу в течение 2018 года, можно выделить следующие модели:

  • Первое место уже не первый год держит фрикционная зимняя резина премиум-класса Bridgestone Blizzak VRX, и прелесть данного японского изделия для легковых автомобилей заключается в умелой комбинации основных свойств – она одинаково хорошо поведёт себя как в глубоком рыхлом сугробе, на укатанном снегу или на мокрой дороге с подтаявшим льдом.
  • Далее следует немецкий производитель Continental, выпустивший модификацию Conti Viking Contac 6, которая имеет упорядоченные в блоки ассиметричные глубокие протекторы и особый состав с добавлением песчаных крупиц для повышения трения во время езды по гололёду.
  • Третью строчку в рейтинге держит модель Goodyear UltraGrip Ice 2, изготовленная в Польше, но под тщательным контролем головной организации в Германии. Так, многочисленные новейшие технологии, которые легли в состав её протекторов, обеспечивают резине хорошую устойчивость как при отрицательных температурах на любом виде покрытия, так и во время оттепели, когда асфальт становится сухим, но риски падения столбика термометра ниже нулевой отметки ещё присутствуют.
  • Данный список не мог также оставить без внимания старейший французский бренд Michelin, а именно новейшую разработку X-Ice XI3, обладающую направленным узором ламелей с острыми краями, что позволяет в значительной степени сократить тормозную дистанцию авто даже если водитель пытается остановить авто на высокой скорости.
  • Одним из лидеров рынка зимней резины, вне всякого сомнения, является бренд Nokian, в 2018 году представивший модификацию Hakkapeliitta R2, которую можно ставить не только на легковые машины, но и на полноразмерные внедорожники высокой проходимости, так как мягкий состав и высокий профиль обеспечивают повышенное сцепление с рыхлым снегом в самых глубоких сугробах.

Вам это будет интересно  О производителе шин NortecРезина Goodyear UltraGrip Ice 2

  • Также в прошлом году сильно отличились покрышки Pirelli со своей революционной разработкой Ice Zero FR, имеющей сразу 2 уровня протекторов, объединённых в блоки и с глянцевыми канавками для отвода воды, а также разнонаправленные ламели, что позволяет водителю без особого риска для устойчивости резко разгоняться, тормозить и входить в крутые повороты.
  • Корейский производитель Hankook с его моделью Winter ICept IZ2 W616, хоть и не относится к премиальному сегменту, но ни в чём не уступает перечисленным меркам по качеству и надёжности, а резко выраженные ламели со стрелками повышают сцепление колеса даже на самой скользкой дороге.
  • Последняя модель в рейтинге от того же корейского бренда Kumho под названием I Zen KW31 также помогает водителю повысить свою уверенность на дороге, благодаря направленному орнаменту протекторов и настолько глубоких и прочных ламелей, что они могут смело поспорить по качеству сцепления с алюминиевыми шипами конкурентных марок.

Если автолюбитель является владельцем большого внедорожника, то наряду с перечисленными выше марками ему следует рассмотреть выпущенные в 2018 году модели Nokian Nordman RS2, Yokohama Ice Guard IG50, Cordiant Winter Drive PW-1, а также Nexen Winguard Ice. Так, каждая из этих покрышек идеально подойдёт для установки на кроссоверы или внедорожники в зимнее время года.Шина Nokian Hakkapeliitta R2

Тест фрикционных шин

Многие потребители перед тем как принять окончательное решение по покупке той или иной фрикционной шины, нередко задаются вопросом, а как же проходит тестирование данных изделий и почему они должны доверять словам продавца, описывающего положительные свойства конкретной модели.

Тем не менее любая аттестационная компания может выдать сертификат соответствия любому продукту только при условии прохождения определённых лабораторных испытаний, в частности:

  • Прежде всего, каждая именитая компания всегда имеет свои собственные лабораторные стенды, на которых она испытывает свою продукцию на износ, антискользящие свойства, долговечность, прочность, сопротивляемость деформациям, надёжность и в соответствии с прочими регламентными параметрами. Это означает, что любое изделие для начала изготавливается именно в тестовом варианте, а лишь после получения протокола испытаний подвергается доработке, на серию выписывается сертификат соответствия, и только тогда запускается конвейер с массовым производством продукции.
  • Также многие предприятия нередко тестируют фрикционные колёса в естественных условиях, на полигонах или специально отведённых местах в присутствии оценочной комиссии. Так, во время испытаний опытные пилоты специально дают автошинам перегрузки, обеспечивая агрессивные условия эксплуатации, а по результатам быстрой езды, резких разгонов и торможений, а также экстремальных виражей, износ покрышек, замер дистанции при остановке и многие другие показатели фиксируются в протоколе, после чего сравниваются с такими же параметрами, составленными для конкурентной продукции.
  • Последнее, некоторые автомобильные информационные ресурсы при поддержке спонсоров нередко организовывают самостоятельные испытания для продукции самых разных брендов, составляя в итоге сравнительную таблицу всех характеристик.

Вам это будет интересно  Sava — оригинальные автошиныПокрышки Hankook Winter ICept IZ2 W616

По результатам подобных испытаний формируется рекламная компания для новинок, которая впоследствии либо подтверждается отзывами многочисленных автолюбителей, либо опровергается, исходя из неэффективности показателей. Однако почти все известные компании напрямую заинтересованы в правдивых результатах испытаний, так как это поддерживает их многолетний авторитет на рынке покрышек для авто.

Источник: https://kolesa.guru/shini/frikcionnye-cto-eto-takoe.html

Фрикционные или шипованные шины?

Эксплуатация автомобиля зимой создает водителю дополнительные проблемы, и подготовка к ней должна начинаться задолго до первых снегопадов. Если говорить об автомобильных шинах, то специалисты MICHELIN рекомендуют задуматься о смене летних шин на зимние уже при температуре воздуха градусов Цельсия.

 Если, конечно, у вас шины не из сегмента «Лето+» — MICHELIN CrossClimate, которая  дает возможность также безопасно передвигаться по первому снегу и ненастью, во время межсезонья до –5 градусов Цельсия.

Объяснение этому простое — летние шины на холодном асфальте имеют значительно меньшее сцепление, а утренние заморозки и вовсе сводят его на нет. Для большинства автолюбителей выбор зимних шин очевиден, но часть водителей до сих пор еще не определилась. Попробуем помочь разобраться в ситуации.

 Зимние шины можно разделить на две группы: шины с шипами противоскольжения и шины фрикционные (или «липучки», как говорят водители). Шины каждой группы имеют свои преимущества и особенности.

Особенности шипованных шин

К преимуществам шин с шипами относятся отличные сцепные свойства на обледенелых и заснеженных покрытиях. К этому можно добавить хорошую проходимость по рыхлому снегу.

Подавляющее большинство современных шин с шипами изготовлено для экстремальных зимних условий, о чем свидетельствует специальная маркировка в виде горы с тремя вершинами расположенная на боковине.

Ранее использовалась маркировка M+S (аббревиатура, образованная первыми буквами слов «грязь» и «снег»), но теперь эти буквы встречаются даже на шинах с летним рисунком.

К особенностям шипованных шин можно отнести зависимость их «зимнего» ресурса от состояния шипов. Поэтому существуют определенные эксплуатационные требования и ограничения.

Например, необходимость обкатки новых шин в начальный период эксплуатации (первые 800 –- 1000 км пробега). В этот период нужно избегать резких разгонов и торможений, также рекомендуется не ездить со скоростью свыше 70 км/ч.

При дальнейшей эксплуатации для шин с шипами действует ограничение скорости —– не более 130 км/ч.

Одновременно с совершенствованием рисунка протектора и состава резиновой смеси происходит изменение конструкции шипов противоскольжения. Сейчас большинство производителей зимних шин использует оригинальные шипы, которые устанавливаются непосредственно на заводе. Это подразумевает стопроцентный контроль за процессом ошиповки.

Наиболее эффективны и долговечны двухфланцевые шипы. Такими шипами оснащена флагманская зимняя модель компании MICHELIN —– X-Ice North 3 шина для суровой зимы .Протектор шины — двухслойный с более жестким внутренним слоем. Этот слой прочно удерживает корпус шипа и служит базой для наружного слоя резины с повышенным сцеплением.

Опыт эксплуатации шипованных шин подсказывает, что при бережном отношении они служат достаточно долго. Возникновение большинства проблем, связанных с быстрым износом и потерей шипов, объясняется агрессивной или неумелой ездой. Особенно вредны пробуксовки колес, способные за считанные секунды лишить шины значительного количества шипов, а оставшиеся шипы сделать менее работоспособными.

Согласно действующим правилам дорожного движения автомобиль на шипованных шинах должен быть оснащен соответствующим знаком «Ш», который предупреждает других водителей о необходимости держать дистанцию.

Особенности фрикционных шин

Если в шинах с шипами взаимодействие протектора и скользкого покрытия складывается из двух составляющих —- сцепления за счет шипов и трения резины, то во фрикционных шинах используется только последний фактор. Термин «фрикционные» и означает, что такие шины обеспечивают сцепление с зимней дорогой только за счет сил трения.

Механизм работы протектора фрикционной шины сводится к удалению (стиранию или впитыванию) тонкой водяной пленки, возникающей между разогретой резиной и обледенелой поверхностью, после чего наступает эффективное полусухое или сухое трение. Например, в шипованной зимней шине MICHELIN X-Ice 3 за удаление воды отвечают пилообразные ламели и специальные микропомпы, а необходимое трение обеспечивает резиновая смесь Flex-Ice с высоким содержанием силики.

Толщина образующейся водяной пленки зависит от температуры окружающего воздуха и структуры льда, поэтому сцепные свойства фрикционных шин зависят от климатических условий. Чем ниже температура зимой, тем эффективней работа фрикционных шин.

Потенциально «зимний» ресурс фрикционной шины выше, чем у шины с шипами, но и он, как правило, ограничен износом до половины глубины протектора. Несмотря на мягкий состав резины и большое количество щелевидных прорезей (ламелей), современные фрикционные шины обладают высоким ресурсом.

С учетом того, что такие шины можно «поставить пораньше и снять попозже», они выглядят очень привлекательно для зимней эксплуатации, особенно в условиях города, где основное дорожное покрытие — асфальт.

Отсутствие шипов благоприятно влияет на комфорт и на уровень шума шин, а также на долговечность самого дорожного покрытия.

Число приверженцев шин без шипов неуклонно растет. Этому способствуют усовершенствования автомобилей, направленные на улучшение управляемости в экстремальных дорожных ситуациях. Тем не менее, водитель не должен надеяться только на автоматику. Зимняя дорога зачастую состоит из участков с разным сцеплением, поэтому езда зимой требует особого отношения и повышенной внимательности.

Рекомендации по выбору типа зимних шин

Существуют определенные рекомендации по выбору того или иного типа зимних шин. Например, владельцам автомобилей с задним приводом можно порекомендовать шины с шипами. Начинающим водителям также лучше использовать шины с шипами. Как ни странно, эта же рекомендация относится и к водителям со спортивной манерой вождения. Только не следует забывать, что агрессивная эксплуатация приводит к выпадению шипов.

Самым доступным способом проверки сцепления установленных шин является торможение на тестовом участке дороги. Для этого нужно выбрать безопасный участок в начале маршрута и проверить на нем, как ведет себя автомобиль при торможении. Периодически выполняя эту несложную процедуру, можно приучить себя адекватно оценивать состояние дороги и избегать рискованных ситуаций.

 Любителям комфортной езды в большей степени подойдут фрикционные шины. При этом автомобили с передним и полным приводом лучше приспособлены к этому типу шин. Следует еще раз напомнить, что работоспособность шин без шипов на льду зависит от окружающей температуры.

В интервале температур от 0 до –15 градусов Цельсия по эффективности торможения на льду они уступают шипованным шинам.

Источник: https://tyreplus.ru/blog/frikcionnye-shiny-ili-oshipovannye-chto-vybrat1

Как правильно выбрать зимние фрикционные шины?

В зимнее время года автовладельцы должны использовать специальные зимние покрышки, которые позволяют обеспечить необходимое сцепление со скользкой дорогой. В настоящее время распространение получили два типа зимних покрышек — шипованные и фрикционные. Расскажем поподробнее о том, что же представляют собой зимние фрикционные шины и как правильно их выбрать.

Что такое фрикционные шины?

Фрикционными называют шины-липучки, которые обеспечивают качественное сцепление с заснеженной дорогой и на голом льду. Основное предназначение таких покрышек — это использование именно на покрытых снегом дорогах.

Фрикционные шины имеют специальный протектор с выраженными блоками-грунтозацепами, что и позволяет им глубоко врезаться в поверхность снега, обеспечивая качественное сцепление со скольким покрытием. Такие протекторы и грунтозацепы разделены между собой специальными ламелями.

Располагаются ламели под прямым углом, что позволяет качественно отводить влагу и обеспечивает сцепление с мокрой снежной кашей. В настоящее время используется симметричный и несимметричный протектор фрикционных шин, который имеет направленный или ненаправленные рисунок.

Следует сказать, что в Европе в зимнее время года использование таких фрикционных шин является обязательным. При этом помните, что шипованная зимняя резина на законодательном уровне запрещена в большинстве стран Евросоюза, поэтому если вы планируете отправиться в Европу зимой в путешествие, то в обязательном порядке придется установить на свой автомобиль такие фрикционные покрышки.

Преимущества зимних фрикционных покрышек

Если говорить о преимуществах зимней резины данного типа, то отметим следующее:

  • 1. Для изготовления таких покрышек используется специальная резина, которая не дубеет при отрицательных температурах, что позволяет эффективно работать покрышкам даже при сильном морозе.
  • 2. При эксплуатации такие колеса издают минимум шума, что делает поездки на автомобиле более комфортными.
  • 3. Такой тип колес идеально подходит для передвижения по мягкому рыхлому снегу.
  • 4. Фрикционные шины могут быть установлены на автомобиле еще в середине осенью, намного раньше зимних шипованные покрышек. Это объясняется тем, что тут используется прочная износоустойчивая резина, которая не стирается даже при ее использовании на голом асфальте.
  • 5. У большинства моделей протектор является самоочищающимся, что предотвращает скольжение и улучшает сцепление с дорогой в пятне контакта.

Недостатки фрикционных покрышек

Если говорить о недостатках зимних шин данного типа, то выделим:

  • 1. Невозможность их использования в качестве всесезонных. На тёплом асфальте может отмечаться неравномерный износ, да и сами покрышки при их использовании в теплое время года стираются буквально за несколько сезонов.
  • 2. Фрикционные шины показывают в сравнении с шипованными посредственное сцепление с укатанным снегом и ледяным покрытием.

Как правильно эксплуатировать шины-липучки

При эксплуатации покрышек данного типа следует помнить о том, что первые несколько сотен километров после их установки на автомобиль происходит так называемая обкатка фрикционной зоны. Ламели затачиваются в направлении движения, что существенно сокращает тормозной путь и улучшает сцепление со скользкой дорогой. Именно в первые несколько сот километров пробега не рекомендуется резко тормозить или быстро разгоняться, что может привести в последующем к быстрому повреждению протектора.

При эксплуатации таких фрикционных покрышек не рекомендованы резкие маневры, что может привести как к быстрому истиранию протектора, так и повреждению фрикционной зоны. Устанавливая покрышки на автомобиле следует соблюдать направление движения, что и станет гарантией полностью безопасного управления автомобиля в зимнее время года, а протектор у таких шин будет отличаться максимальной долговечностью.

Как правильно выбрать зимние нешипованные шины

Выбирая фрикционные покрышки, необходимо отдавать предпочтение зимним шинам, изготовленными ведущими производителями. А вот любая экономия приведет к тому, что автомобиль будет скользить на заснеженной дороге, а сами покрышки и их протектор будет быстро истираться, и в итоге придётся приобретать новые зимние шины буквально через 2-3 сезона.

Если говорить о самых лучших зимних фрикционных покрышках, то можем отметить следующие:

Nokian Hakkapeliitta. Этот финский производитель специализируется на производстве зимних покрышек. Нешипованные шины от Nokian зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Они сочетают доступную стоимость, отличную надежность, долговечность и полную безопасность при эксплуатации автомобиля в зимнее время года.

Этот финский производитель использует последние достижения в области производства зимних покрышек, что и позволяет гарантировать их отличные эксплуатационные характеристики.

Благодаря имеющемуся выбору можно подобрать фрикционные шины от Nokian как на небольшие городские малолитражки, так и на полноразмерные внедорожники.

Также можем порекомендовать вам модель фрикционных шин Michelin X-Ice 2 и X-Ice 3. Такие модели покрышек имеют доступную стоимость и пользуются популярностью у российских автовладельцев. Благодаря использованию инновационной формулы резины удается обеспечить ее великолепную износоустойчивость, при этом такие покрышки обеспечивают хорошее сцепление с сухим асфальтом, заснеженной дорогой и голом льду.

Bridgestone Blizzak DM V2 — это популярная у отечественных покупателей модель зимних фрикционных шин, которая появилась относительно недавно и отличается улучшенными показателями сцепления со скользкой дорогой. Покрышки имеют доступную стоимость и отличаются великолепным показателями износоустойчивости. Покупателям предложат такую зимнюю фрикционную резину с типоразмерами от 14 до 20 дюймов. Это позволит подобрать ее для колесных дисков различного диаметра.

Заключение

Фрикционные шины – это специальная разновидность зимних нешипованных покрышек, которая обеспечивает качественное сцепление с заснеженной и обледенелой дорогой. Имеющийся сегодня выбор позволит вам подобрать зимние шины под ваш автомобиль, а преимущества таких покрышек неоспоримы, что и делает их популярными у покупателей. Правильно подобрав такую зимнюю резину, вы будете полностью уверены в безопасности использования вашего автомобиля в зимнее время года.

10.10.2017

Источник: http://cartechnic.ru/articles/kak_pravilno_vybrat_zimnie_frikcionnye_shiny

Как правильно подобрать зимние шины

Зимние шины отличаются от летних протектором и составом резины. Летний вариант рассчитан на температурный режим выше градусов. При меньшей температуре резина стынет и перестает выполнять свои функции. Зимний вариант, наоборот, сохраняет эластичность при минусовых температурах и начинает «плавиться», когда термометр показывает выше +5— градусов.

Разновидности зимних шин типу протектора

Зимние шины бывают двух видов — шипованные и фрикционные, так называемые ламелизированные или попросту липучки.

Шипованные

Их отличительная черта — наличие металлических шипов на протекторе, которые отвечают за сцепление покрышки с поверхностью. По большинству показателей шипованная резина превосходит фрикционную.

Достоинства шипов:

  1. Высокие показатели безопасности и управляемости в любых зимних условиях.
  2. Лучшее сцепление со льдом и снежным накатом/настом за счет вгрызания шипов в поверхность.
  3. Меньший тормозной путь по сравнению с фрикционной резиной.
  4. Лучшее сцепление с наледью.
  5. Хорошая проходимость при снежных заносах.
  6. Эффективное преодоление подъемов/спусков на скользкой поверхности даже там, где нешипованная резина не справляется.

Недостатки:

  1. Высокий уровень шума и вибрации, отдающие в рулевое колесо. Особенно на асфальте.
  2. Повышенный расход топлива за счет увеличившегося сопротивления колеса.
  3. Негативное воздействие на дорожное полотно. В некоторых европейских странах по этой причине ошипованные покрышки запрещены.
  4. Плохое сцепление с мокрым дорожным полотном.
  5. Резина жестче, чем у липучек.
  6. Сильнее подвержены износу, чем фрикционные. Шипы изнашиваются быстрее или просто выпадают.

Два последних пункта спорные, так как производители постоянно улучшают свою продукцию. Современные шипованные шины зачастую служат столько же, сколько липучки, а иногда и дольше.

А сцепление с мокрой поверхностью не намного хуже, чем у ламелизированного варианта.

Что касается шума и воздействия на дорожное покрытие, то проблема частично решается так называемыми плавающими шипами. Многие современные модели оснащаются шипами, которые при работе на голом асфальте как бы погружаются в покрышку и она работает по принципу фрикционной.

Фрикционные

Имеют ярковыраженный, местами даже агрессивный рисунок протектора с многочисленными канавками (ламелями) для отвода воды, грязи, снежной каши. В отличие от летнего варианта, ламели, как и весь протектор, глубокие и широкие. Это позволяет эффективно отводить воду и снег из пятна контакта, повышая уровень сцепления с поверхностью.

Достоинства липучек

  1. Отсутствие дополнительного шума.
  2. Расход топлива остается тот же, что и при использовании летних шин. Или незначительно увеличивается.
  3. Резина более мягкая и эластичная по сравнению с ошипованным вариантом.
  4. Легче управление. Однако при заносе автомобиль практически не контролируется.
  5. При температуре -20 и ниже работают на льду практически с той же эффективностью, что и шипы. Лед при больших морозах становится шероховатым и сцепление улучшается. А так как состав резины делает ее более мягкой, то эффективность возрастает.
  6. Хорошо отводят воду и снежно-соляную кашу из пятна контакта.
  7. Быстрее осуществляется разгон.

Недостатки

  1. Больше тормозной путь.
  2. Плохо справляются с наледью и снежными накатами.
  3. В плане безопасности уступают шипам почти по всем показателям.
  4. Выше риск заноса, машина в этом случае плохо реагирует на управление.
  5. Плохо справляются с плотным слоем сухого снега. Хотя в случае скользкой дороги с небольшим слоем снега последний забивается в ламели, повышая тем самым эффективность сцепления с дорогой.

Всесезонная резина

Еще одна разновидность шин. Рассчитана на эксплуатацию как в летний, так и в зимний период. Но добиться универсальности в этом вопросе невозможно, поэтому такие шины проигрывают сезонным.

Они подходят для стран с мягким климатом, где температура зимой редко опускается ниже -5 градусов и условия эксплуатации в основном ограничиваются мокрым асфальтом. В условиях классической российской зимы такие покрышки мало чем отличаются от летних — резина дубеет (ее состав рассчитан на похолодание, а не на мороз в -20), протектор не справляется со снегом и льдом.

Еврозима

Эти шины разработаны для зимнего использования в странах с мягким климатом. Их протектор не такой агрессивный, количество ламелей меньше, меньше и их размеры. Состав резины не рассчитан на сильные морозы. Иногда такие покрышки в России продают под видом обычных липучек. Поэтому следует внимательно изучить протектор, чтобы не ошибиться.

Шипы или липучка. Что выбрать?

Универсальным вариантом, насколько это возможно, является ошипованная резина. Она незаменима на льду и в снегу, применима на мокром покрытии. На порядок безопаснее. Но среди владельцев много ярых противников шипов и сторонников ламелизированного варианта — он легче в управлении и комфортнее.

Чтобы подобрать подходящий вариант, следует ответить на несколько вопросов.

  1. В каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль?

Если вы используете его лишь в черте города с хорошо очищенными дорогами, для поездок на работу и в магазин, то лучше выбрать липучки. Они хорошо справятся со своими обязанностями, их основное назначение — отвод воды и снежной каши из пятна контакта.

Кроме этого, сцепление происходит всей поверхностью шины, что улучшает ее рабочие характеристики на асфальте.

Для тех, кто большую часть времени проводит на проселочных дорогах или живет в небольших городах с плохим обслуживанием дорог, стоит «переобуваться» в шипованную резину.

Сухой снег, гололед, снежные накаты — это территория шипов.

  1. Каковы ваши водительские навыки?

Какая бы резина ни стояла зимой на авто, его безопасность и маневренность в первую очередь зависят от навыков водителя. Женщинам и новичкам желательно использовать шипы. Опытный и осторожный водитель может позволить себе липучки. Также рекомендуется устанавливать шипы на семейное автомобили.

  1. Что вы предпочитаете, комфорт или безопасность?

Шипы безопаснее, но многие водители не желают терпеть постоянный шум, вибрации в рулевом колесе и тяжелое управление. Фрикционный вариант намного комфортнее, но безопасность снижена. Каждый должен решить, чем пожертвовать.

Важно понимать, что эффективность зависит в первую очередь от характеристик конкретной модели. Качественные шипы лучше качественной липучки, но качественная липучка намного превосходит шипы сомнительного производства.

Маркировка

При покупке следует внимательно изучить боковину шин, на ней указывается вся необходимая информация — типоразмер, назначение, дата выпуска и другие характеристики. Все выштамповки должны присутствовать и быть четкими. Если боковина затерта, на ней не хватает даты или какой-либо другой информации, это показатель либо подделки, либо брака, либо истекшего срока годности.

Дата изготовления

Указывается выштамповкой из четырех цифр, где первые две обозначают неделю изготовления, а две последующие — год. Например, 1106.

11 — неделя изготовления (середина марта).06 — год (2006г).

Срок годности шины — 5 лет. Со временем она теряет свои свойства, поэтому следует выбирать изделия последнего или, в крайнем случае, прошлого года выпуска. Если место выштамповки даты выглядит подозрительно (нечеткое, видны потертости), лучше поискать другое изделие.

Типоразмер

В первую очередь, нужно изучить типоразмер изделия. Важно правильно его расшифровать. Он может быть европейского или американского образца.

Обозначение по европейскому стандарту

Маркировка европейского образца выглядит примерно так: 205/55 R16 90H.

205/55 — соотношение ширины (205мм) покрышки и ее диаметра (55мм).

R — маркировка указывает на то, что это радиальная шина. Изделия могут иметь радиальную или диагональную (маркировка D) конструкцию. Но диагональные теперь почти не выпускаются из-за своих низких эксплуатационных качеств.

Важно. Многие автомобилисты, особенно новички, считают, что маркировка R указывает на радиус покрышки. Но это не так.

16 — диаметр колеса (указывается в дюймах).

H — означает индекс скорости. Чем он больше, тем выше можно развивать скорость без ущерба для конкретного типа шин. Минимальный индекс обозначается J (100), максимальный ZR (240).

Некоторые шины могут иметь дополнительную маркировку XL. Это значит, что изделие имеет усиленный каркас и способно выдержать повышенные нагрузки.

Обозначение по американскому стандарту

Может быть двух видов. Первый аналогичен европейскому варианту, только в начале добавляется буквенное обозначение P или Lt.

P — для легковых авто.
Lt — для легких грузовых авто.

Второй вариант обозначения полностью отличается от предыдущего образца и выглядит примерно так: 35х10.5 R15.

35 — показатель внешнего диаметра покрышки.10,5 — ширина.R — радиальное построение.15 — показатель внутреннего диаметра.

Все измерения указаны в дюймах.

Кроме этого, при выборе шин важно обратить внимание еще на 2 маркировки.Значок «звездочки-снежинки» указывает на изделие, предназначенное для суровых зимних условий. То есть, именно на зимний вариант, а не межсезонный.

M&S. Расшифровывается как «грязь+снег». Этими буквами обозначаются зимние покрышки и летние покрышки для внедорожников. Важно при выборе не перепутать их назначение.

Вывод

Какие бы шины вы ни выбрали, не стоит забывать об условиях эксплуатации. Следует постоянно следить за давлением в камере, правильно отрегулировать сход-развал, отказаться от лихачества на дороге.

Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru

Источник: https://bycars.ru/journal/kak-pravilno-podobrat-zimnie-shini_3082

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автолайф