Нужно ли включать нейтраль на коробке робот

Как правильно ездить на коробке робот: что нужно знать

Нужно ли включать нейтраль на коробке робот

Сегодня автомобили с роботизированной коробкой передач (РКПП, АМТ) составляют серьезную конкуренцию классическому гидромеханическому автомату АКПП и вариатору CVT по целому ряду причин. Прежде всего, коробка робот дешевле в производстве, также РКПП позволяет обеспечить высокую топливную экономичность, что особенно актуально с учетом жестких экологических норм и стандартов.

При этом на первый взгляд может показаться, что роботизированная трансмиссия не отличается от привычной АКПП, однако это не так. С учетом определенных особенностей и конструктивных отличий, необходимо знать, как пользоваться коробкой робот, чтобы добиться максимального комфорта при езде и продлить срок службы агрегата. 

Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач

Прежде всего, роботизированная КПП фактически представляет собой МКПП, в которой управление сцеплением, а также выбор и включение/выключение передач осуществляется автоматически. Другими словами, коробка робот это все та же «механика», только передачи переключаются без участия водителя.

Еще отметим, что роботизированная трансмиссия также имеет ручной (полуавтоматический) режим, то есть водитель может самостоятельно повышать и понижать передачу аналогично Типтроник на АКПП.  Становится понятно, что производители РКПП стремятся имитировать классический автомат для упрощения взаимодействия. По этой причине робот имеет похожие режимы.

  • Как и на АКПП, имеется режим «N» (нейтраль). В этом режиме крутящий момент на колеса не передается. Указанный режим нужно включать при простое с заведенным двигателем, в том случае, если выполняется буксировка авто и т.д.  Режим «R» (реверс) означает движение назад.
  • Также коробка робот имеет режимы А/М или Е/М, что является аналогом режима D (драйв) для движения вперед. Такое обозначение свойственно простым «однодисковым» РКПП, то есть коробка имеет только одно сцепление.  При этом следует отметить, что роботизированные коробки передач с двойным сцеплением (например, DSG)  имеют режим, обозначенный  литерой D (драйв), как и на обычных АКПП.
  • Что касается режима М, это значит, что коробка переведена в режим ручного управления (аналогично Типтроник), а обозначения «+» и «-» указывают, куда нужно двигать селектор для повышения или понижения передачи. Еще добавим, что на коробках типа DSG управление ручным режимом может быть выполнено в виде отдельной кнопки на селекторе.

Эксплуатация роботизированной коробки передач: нюансы

Итак, если в автомобиле стоит роботизированная коробка автомат (робот), как пользоваться такой КПП, мы рассмотрим ниже. Казалось бы, данная коробка похожа на АКПП по принципу работы и не сильно отличается от аналога.  Другими словами,  нужно только перевести селектор в то или иное положение, после чего автомобиль начнет движение, причем дальнейшая езда будет похожа на машину с классической АКПП.

Сразу отметим, РКПП сильно отличается от автомата с гидротрансформатором. По этой причине нужно знать, как управлять коробкой робот, а также правильно эксплуатировать такую КПП.

  • Начнем с прогрева, то есть нужно ли прогревать коробку робот зимой. Как известно, для АКПП предварительный погрев обязателен, так как трансмиссионное масло (жидкость ATF) должно немного разжижиться. При этом для роботизированной коробки требования менее жесткие.

Если просто, однодисковый робот нужно греть точно так же, как и обычную механику. Что касается DSG, особенно с «мокрым» сцеплением, прогреть такую РКПП необходимо чуть дольше, так как в ней залит большой объем трансмиссионной жидкости.

В любом случае, как для МКПП, так и для РКПП независимо от типа, общие правила похожи. Важно понимать, что за время простоя масло в коробке стекает и густеет при низких температурах. Это значит, что двигатель должен поработать определенное время на холостых, чтобы прогрелся сам ДВС, а также масло успело растечься по полостям коробки передач.

При этом, в отличие от АКПП, селектор в разные режимы переводить не нужно, то есть достаточно включить нейтраль N. Дальнейшее движение должно быть в щадящем режиме, без резких стартов, на невысокой скорости. Помните, масло в коробке греется намного дольше, чем в двигателе. Чтобы трансмиссионная жидкость полностью прогрелась и вышла на рабочие температуры, необходимо проехать, в среднем, около 10 км.

  • Езда на подъемах и спусках с коробкой робот также является моментом, который заслуживает отдельного внимания. Существует много моделей с РКПП (как правило, в бюджетном сегменте), которые не имеют системы помощи при старте на подъем.

Это означает, что трогаться на подъем с роботизированной коробкой  нужно точно так же, как и на механике. Простыми словами, потребуется использовать ручник (стояночный тормоз). Сначала следует затянуть ручник, затем включается режим A, после этого водитель нажимает на педаль газа и параллельно снимает машину с ручника. Указанные действия позволяют тронуться в гору без отката.

Кстати, в этом случае также можно пользоваться не только автоматическим, но и ручным режимом, включая первую передачу. Единственное, не следует сильно давить на газ, так как возможна пробуксовка колес.  Еще добавим, что алгоритм работы РКПП предполагает, что такая коробка не позволяет двигаться в натяг, то есть на подъеме нужно повышать обороты двигателя.

Что касается спусков, в этом случае отпадает необходимость каких-либо дополнительных действий. Водитель просто переводит селектор в режим A или D, отключает стояночный тормоз и начинает движение. При езде под уклон будет проявляться эффект торможения двигателем. 

  • Остановка на светофоре, движение в пробке и длительная стоянка. Сразу начнем с кратковременных остановок и пробок. Прежде всего, если стоянка короткая (около 30-60 сек.), например, на светофоре, нет необходимости переводить селектор из режима А или D в N. Однако более длительный простой все же потребует перехода на нейтраль.

Дело в том, что когда на роботе включен режим «драйв» и водитель останавливает автомобиль при помощи тормоза, сцепление остается выжатым. Становится понятно, что если машина находится в пробке или подолгу стоит на светофоре, нужно переключаться на «нейтралку», чтобы уберечь сцепление и продлить срок службы данного узла.

Что касается парковки или стоянки, после того, как автомобиль полностью остановлен, селектор РКПП переводится из режима A в N, затем затягивается ручник, после чего можно отпустить педаль тормоза и глушить двигатель автомобиля.

  • Дополнительные режимы коробки робот. Следует отметить, что роботизированная коробка также может иметь такие режимы как S (спортивный) или W (winter, зимний), причем последний часто обозначается в виде «снежинки».

Не вдаваясь в подробности, в зимнем режиме коробка передает крутящий момент на колеса «мягко», чтобы избежать пробуксовок на заснеженной дороге или на льду. Как правило, автомобиль в этом режиме трогается с места на второй передаче, а также плавно переходит на повышенные. В спорт режиме коробка робот переходит на повышенные передачи на высоких оборотах, что улучшает приемистость и разгонную динамику. При этом расход топлива также увеличивается.

Еще добавим, что во время езды роботизированная коробка позволяет переключаться из автоматического режима в ручной и обратно. Это значит, что водитель может прямо на ходу повышать и понижать передачи. Однако получить полный контроль над работой КПП не получится, так как режим полуавтоматический.

Это значит, что если скорость и обороты ДВС высокие, при этом водитель хочет понизить передачу, например, сразу с 4-й на 2-ю, ЭБУ коробкой не позволит реализовать такое переключение и включит только наиболее подходящую передачу.

Такая особенность является «защитой», так как понижение передач на две ступени вниз может привести к тому, что обороты двигателя «упрутся» в отсечку, момент переключения будет сопровождаться ударом, сильной нагрузкой на трансмиссию и т.д. Другим словами, включение той или иной передачи возможно только в том случае, если диапазон допустимых оборотов и скорость ТС, прописанные в ЭБУ, позволяют включить выбранную водителем передачу.    

Советы и рекомендации

Как правило, водители, которые ранее эксплуатировали автомобили с классической АКПП, отмечают определенные особенности и отличия простых роботизированных коробок с одним сцеплением.

Данная коробка (однодисковый робот), может «затягивать» включение передач, отличается «задумчивостью» при понижении или повышении передачи и т.п. Также РКПП может работать не совсем корректно при резких нажатиях на акселератор и больше подходит для спокойной езды.

Чтобы резко ускориться, оптимально перейти в ручной режим, а также нажимать на газ плавно, чтобы минимизировать задержки и провалы. Что касается торможения двигателем, данный эффект вполне приемлемо реализован в автоматическом режиме.

Также для РКПП характерны легкие толчки при переключении передач. Все дело в том, что толчок появляется в момент, когда сцепление «смыкается». Избежать таких толчков можно, интуитивно угадывая, когда электроника инициирует переключения, и немного сбрасывая газ перед таким переключением.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое коробка DSG. Из этой статьи вы узнаете об особенностях данного типа КПП, а также о преимуществах и недостатках преселективных коробок передач с двойным сцеплением. Еще добавим, что сходство с механикой и наличие ручного режима все равно не означает, что на машине с роботом можно активно буксовать. Дело в том, что если на МКПП водитель «подпаливает» сцепление, далее износ узла и момент включения/выключения компенсируется изменением хода педали сцепления, также сам водитель чувствует момент включения и выключения механизма и т.д.

В случае с роботом, электроника попросту не «умеет» учитывать такой износ, что приводит к отклонению от запрограммированной точки схватывания, то есть происходит нарушение калибровки точно настроенных исполнительных механизмов. По этой причине один раз в 10-15 тыс. км необходимо выполнять инициализацию (обучение) коробки робот, так как игнорирование данного правила может привести к тому, что коробка падает в аварийный режим. 

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что среди всех роботизированных коробок оптимальным вариантом можно считать преселективный робот с двумя сцеплениями (например, DSG или аналоги).

Данные коробки передач лишены многих недостатков однодисковых РКПП, а также обеспечивают максимум комфорта и высокую топливную экономичность. Также следует отметить, что робот с двойным «мокрым» сцеплением при грамотном обслуживании и эксплуатации имеет больший срок службы по сравнению с аналогами 

Что касается езды, в большей степени отличия РКПП от АКПП проявляются именно в случае с однодисковыми роботизированными коробками передач. Если автомобиль оснащен такой коробкой, перед началом активной эксплуатации рекомендуется отдельно изучить особенности работы трансмиссии данного типа на практике.

Напоследок отметим, что в случае с DSG и аналогами, особенно если ТС имеет систему помощи при старте на подъеме, особой разницы между АКПП и РКПП водитель не заметит. Основной рекомендацией в этом случае остается только необходимость переводить коробку из «драйва» в «нейтраль» при простоях больше 1-2 минут. 

Источник: http://KrutiMotor.ru/kak-pravilno-ezdit-na-korobke-robot/

Нужно ли на светофорах включать «нейтраль» на классической гидротрансформаторной АКПП?

Нужно ли включать нейтраль на коробке робот

При эксплуатации автомобиля с классическими гидротрансформаторными коробками передач у многих автовладельцев появляются определенные сложности с использованием такой трансмиссии, в частности непонятно, следует ли активировать режим нейтраль на светофорах или при длительном стоянии в пробках. Поговорим поподробнее о том, как же правильно следует использовать такую коробку автомат с гидротрансформатором.

Все существующие сегодня автоматические коробки передач можно разделить на два основных типа — это классические модели с гидротрансформатором и роботизированные трансмиссии. Они отличаются своей конструкцией и типом сцепления.

На гидротрансформаторной АКПП применяется гидравлическое сцепление, которое считается более надежным и имеющим простую конструкцию. А вот на роботе используется сцепление с трущимися дисками.

Такой тип коробки передач оказался не слишком надежным, что неизменно сказалось на его популярности у автовладельцев.

Основные режимы работы коробок передач

Большинство используемых сегодня гидротрансформаторных автоматических коробок передач имеют несколько режимов, в том числе драйв, реверс, паркинг, нейтраль и спорт.

Также имеется режим ручного переключения передач, когда водитель, отклоняя рычаг вверх и вниз или же с помощью подрулевых лепестков, может выбирать передачу в зависимости от скорости автомобиля.

Однако при таком ручном режиме в действие вступает специальная автоматика, которая не позволяет перегружать мотор, самостоятельно включая повышенные передачи при достижении определенных показателей оборотов.

Если с активацией спортивного и ручного режима всё понятно, то вот наличие нейтрали и необходимость включать этот режим для многих автовладельцев является загадкой.

Кто-то использует нейтралку крайне редко, лишь при необходимости буксировки автомобиля, тогда как другие водители переключают коробку передач, если они оказываются в основательном заторе.

Единого мнения у автовладельцев на этот счёт нет, однако большинство автопроизводителей уверяют, что режим нейтрали необходим лишь для буксировки автомобиля на тросе.

Рекомендации специалистов

Многие владельцы машин с гидротрансформаторными коробками уверяют, что активируя нейтралку даже ожидая разрешающий сигнал светофора, тем самым они предупреждают перегрев трансмиссии.

Однако большинство специалистов, которые занимаются ремонтом АКПП, утверждают, что причиной такого перегрева является не только активация режима Драйв, сколько забившийся фильтр или наличие многочисленных отложений в теплообменнике для ATF-жидкости.

Поэтому, если они хотят защитить коробку передач от перегрева и продлить её срок службы, необходимо не столько включать режим нейтраль, сколько проводить своевременный сервис.

Удержать неподвижно автомобиль на нейтралке также не получится, если у вас просто устала нога держать постоянно нажатой педаль тормоза в пробке или у светофора, то необходимо включать не нейтраль, а соответствующий режим паркинг.

Помните лишь о том, что при таком частом переключении режимов работы трансмиссии, увеличивается нагрузка на автомат, что, в конечном счете, может привести к его быстрому выходу из строя.

Поэтому большинство специалистов всё же не рекомендуют включать в пробках или у светофоров режим нейтралки, удерживая машину педалью тормоза или переключаясь на паркинг.

Подведём итоги

Единого мнения у автовладельцев о том, как правильно использовать машины с автоматическими гидротрансформаторными коробками передач на сегодняшний день нет. Кто-то утверждает, что для того, чтобы избежать перегрева и снизить нагрузку на всю конструкцию, следует при возможности даже малейшей остановки авто переключать коробку передач в режим нейтраль.

Однако, в действительности, причиной перегрева является не нагрузка от активированного режима драйва, а проблемы с охлаждением коробки передач и использование АКПП на старом трансмиссионном масле.

Мастера, которые занимаются таким ремонтом, не рекомендуют постоянно переключать режимы трансмиссии, так как это увеличивает нагрузку на коробку, сокращая её срок службы.

02.02.2020

Источник: http://cartechnic.ru/articles/nuzhno_li_na_svetoforah_vkljuchat_nejtral_na_klassicheskoj_gidrotransformatornoj_akpp

Как правильно ездить на роботизированной коробке передач

Нужно ли включать нейтраль на коробке робот

На легковых автомобилях используют несколько видов ступенчатых трансмиссий, предусматривающих переключение передач в ручном или автоматическом режиме. На части автомашин встречается роботизированная коробка, созданная на базе механической, но с автоматическим переключением скоростей и управлением сцеплением. Водителю необходимо знать, как ездить на роботе, поскольку от правильной эксплуатации зависит ресурс сцепления и механической части коробки скоростей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько весит двигатель автомобиля ваз

Роботизированная коробка передач достаточно популярна в наше время. 

Устройство роботизированной КПП

Роботизированная коробка представляет собой механическую ступенчатую трансмиссию, дополненную электронным блоком управления. Управление муфтой сцепления и переключение скоростей производится исполнительными сервоприводами (электрическими или гидравлическими). Для начала движения водителю необходимо поставить селектор в положение A (перемещение вперед) или R (движение назад), а затем отпустить педаль тормоза.

Блок управления переключает скорости в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и сопротивления движению. В конструкции контроллера предусмотрен специальный датчик, фиксирующий угол наклона автомашины. В зависимости от положения автомобиля корректируется работа роботизированной коробки.

В конструкции коробки предусмотрен режим ручного переключения, обозначаемый литерой M. Для выбора скорости необходимо нажимать на селектор вперед или назад, повышая или понижая передачу.

Электронный контроллер отслеживает режим работы двигателя и скорость движения, в памяти устройства зашиты допустимые соотношения скоростей и оборотов силового агрегата.

Например, блок не допустит попытки тронуться с 3-й передачи или перекрутить коленчатый вал мотора ошибочным включением пониженного передаточного отношения при движении на трассе.

Обслуживание роботизированной коробки заключается в проведении компьютерной диагностики, позволяющей определить остаточную толщину фрикционных накладок сцепления. При неаккуратном обращении с трансмиссией происходит ускоренный износ накладок муфты сцепления. Изменение размерных цепей негативно влияет на работу исполнительных механизмов, проходящих калибровку в заводских условиях.

При проведении ежегодного обслуживания автомашины или через каждые 10-15 тыс. км выполняется адаптация конструкции, позволяющая компенсировать износ накладок. Пренебрежение процедурой адаптации приводит к некорректной работе агрегата и его переходу в аварийный режим. В механической части трансмиссии производится замена масла на жидкость, рекомендованную изготовителем. Периодичность обслуживания агрегата зависит от производителя, рекомендации приведены в сервисной книжке автомобиля.

Роботизированная коробка передач выбирать и включать необходимую передачу без участия водителя.

Как ездить на коробке робот

Роботизированная коробка предназначена для спокойного движения, резко нажимать на педаль газа не следует даже при активации спортивного режима.

Для обеспечения динамичного разгона рекомендуют перевести селектор в режим ручного управления и плавно ускоряться на каждой передаче. При замедлении необходимо вернуть рычаг в положение автоматического выбора передачи. Допускается буксировать автомобиль с роботом в случае поломки силовой установки или узлов подачи топлива. При поломке трансмиссии рекомендуют перемещать автомашину на эвакуаторе.

При переключении скоростей на роботе происходит толчок, что не является проблемой или признаком неисправности. Для уменьшения эффекта можно отслеживать моменты переключения и снижать обороты двигателя.

Если машина застряла в грязи или снежной каше, допускается раскачивание автомобиля путем переключения коробки из режима А в режим R. Но длительное буксование приводит к нарушению работы исполнительных механизмов.

Для восстановления работоспособности требуется выполнить компьютерную калибровку сервоприводов.

Особенности вождения с роботизированной коробкой

Поскольку робот является компромиссным вариантом конструкции, следует учитывать некоторые особенности управления автомобилем. Например, роботизированный агрегат не всегда корректно переключает скорости, что приводит к падению интенсивности разгона. При резком нажатии на педаль газа передачи переключаются вниз с запаздыванием. Эту особенность следует учитывать при совершении обгона на трассе, особенно с выездом на полосу встречного движения.

Требуется ли прогрев

Роботизированная коробка не требует прогрева масла. После запуска двигателя рекомендуют постоять 20-60 секунд, пока шестерни не разбросают смазывающее вещество по поверхностям трения. Прогревать машину зимой необходимо на протяжении нескольких минут, до момента стабилизации оборотов двигателя. Затем можно пользоваться автомобилем. Селектор переводится в позицию А.

При прогреве двигателя не требуется устанавливать селектор коробки в различные положения по аналогии с гидромеханическими агрегатами. После начала движения рекомендуют проехать 1-2 км на пониженной скорости, чтобы снизить нагрузки на трущиеся поверхности.

Поскольку картер коробки находится на удалении от силового агрегата, нагрев масла в трансмиссии происходит через 10-15 км пути.

Начало движения на подъем его преодоление спуск

В конструкции роботизированных агрегатов не используется ассистент старта в гору. Исключение составляют некоторые марки автомобилей.

Чтобы начать двигаться в гору на автомашине с коробкой робот, необходимо перевести рычаг в положение A, одновременно удерживая автомобиль стояночной тормозной системой. Затем водитель отпускает рычаг тормоза и увеличивает частоту вращения двигателя.

Для снижения отката автомашины водителю необходимо поймать момент включения сцепления и одновременно отпустить рычаг ручного тормоза.

Перед началом эксплуатации автомобиля рекомендуют выполнить несколько пробных попыток старта на горке, чтобы понять момент начала работы сцепления.

В зимнее время коробка переключается в режим ручного выбора ступени, что снижает пробуксовку в начале движения. После разгона скорости переключаются принудительно или селектор переводится в положение автоматической работы.

При увеличении скорости коробка будет повышать передачи, но если частота вращения мотора упадет, трансмиссия перейдет на пониженную скорость в автоматическом режиме. При движении на спусках рычаг остается в положении А, педаль газа отпускается для торможения двигателем.

Для дополнительного снижения скорости производится нажатие на педаль тормоза. Переключать селектор трансмиссии в нейтральное положение не требуется.

Остановка и парковка

Автомобиль с роботизированным агрегатом останавливается при помощи штатных тормозов. Затем водитель устанавливает рычаг коробки в нейтральное положение и включает стояночный тормоз.

Педаль тормоза отпускается, водитель может заглушить двигатель и вынуть ключ из замка. При остановках, например, на светофоре, допускается оставлять селектор в положении движения вперед.

При длительной стоянке необходимо перевести рычаг в нейтральную позицию, поскольку в выжатом положении сцепление изнашивается.

Другие режимы

Роботизированные коробки передач поддерживают дополнительные режимы работы:

  1. Режим, обозначаемый пиктограммой в виде снежинки, предназначен для передвижения в зимнее время. Контроллер коробки обеспечивает старт со второй передачи и меняет алгоритм переключения скоростей, снижая пробуксовку колес на скользком дорожном покрытии.
  2. Функция «спорт» позволяет переключать передачи при повышенной частоте вращения коленчатого вала, что обеспечивает динамичный разгон.
  3. Ручной режим, позволяющий принудительно управлять коробкой передач.

Эксплуатация роботизированной коробки передач в городских условиях

Езда на автомобиле с роботизированной коробкой в городе требует переключения в нейтральное положение при остановках дольше 20-30 секунд.

Если удерживать автомашину на тормозе, то сцепление находится в разомкнутом состоянии. Из-за этого изнашиваются детали привода фрикционной муфты, теряется эластичность пружинных элементов. Дополнительных требований к эксплуатации роботизированного узла нет.

Источник: https://topvariator.ru/robot/ezdit-na-robote

Как правильно управлять роботизированной коробкой передач

На современных автомобилях используется несколько видов коробок передач – механическая, автоматическая, вариаторная. Механическая коробка отличается своей надежностью, но требует от водителя навыков управления.

Автоматическая же значительно проще в управлении, но более «капризна» в техническом плане. Недавно же конструкторы выпустили еще один тип КПП – роботизированная. В ней они постарались соединить воедино надежность «механики» с удобством «автомата».

 И это у них получилось – все больше автопроизводителей комплектуют свои авто роботизированной коробкой передач.

Немного об устройстве

Суть такой коробки достаточно проста – имеется механическая КПП и электронный блок ее управления. У РКПП все функции, которые должен был выполнять водитель с механической коробкой (выжим сцепления, перевод рычага коробки в нужное положение) выполняется актуаторами – сервоприводами электронного блока.

Благодаря этому надежность КПП возросла за счет использования классической «механики» и возросло удобство ее пользования. Водителю всего лишь необходимо переводить селектор в нужное положение (как в автоматической КПП) и наслаждаться ездой, а электронный блок позаботится о том, чтобы выполнялось переключение передач.

Устройство роботизированной коробки передач

При всем этом многие роботизированные коробки оснащаются еще и ручным управлением, что позволяет управлять водителю коробкой самостоятельно, с единственным отличием – нет необходимости выжимать сцепление.

Особенности управления

Некоторые режимы работы РКПП получила от автоматической коробки, а именно:

  • «N» — нейтраль. Режим, при котором крутящий момент на колеса от КПП не передается. То есть двигатель работает, на коробку передается вращение, но из-за положения шестерен на колеса оно не передается. Используется при длительной стоянке авто, перед началом движения, после остановки;
  • «R» — движение задним ходом. Здесь все просто, водитель переводит селектор в это положение и авто движется назад.

Другие же режимы роботизированной коробки имеют свое обозначение:

  • «А/М» или «Е/М» — движение вперед. Этот режим соответствует режиму «D» автоматической коробки, то есть автомобиль движется вперед, а КПП производит переключение передач. В режиме «М» выполняется ручное управление. Переводом селектора в определенный паз выбирается необходимый режим;
  • «+», «-» — переключатель передач. Кратковременные переводы селектора в сторону «+» или «-» обеспечивают переключение передачи при ручном режиме управления «М».

Требуется ли прогрев коробки?

Вроде все просто, и ничего сложного в управлении такой коробки нет – достаточно перевести селектор в нужное положение, и начать движение. И все же следует знать, как управлять коробкой робот, чтобы она работала без проблем.

Начнем с интересного вопроса – нужно ли прогревать КПП перед началом движения зимой? Для автоматической коробки в зимний период прогрев обязателен и выполняется он кратковременным переводом селектора во все положения.

Роботизированная коробка, по сути, механическая и не требует прогрева. И все же зимой перед началом движения прогреть РКПП следует, хотя это не совсем прогрев. Во время стоянки масло в коробке стекает вниз и из-за мороза загустевает.

Поэтому рекомендуется зимой после запуска мотора дать время, чтобы масло скорее не прогрелось, а просто растеклось по элементам коробки, снижая между ними трение. Достаточно просто постоять пару минут с заведенным мотором, при этом селектор переводить в разные режимы не нужно, достаточно держать его в положении «N».

После этого движение нужно начинать плавно, без резких рывков и проехать так хотя бы 1 км, что обеспечит полный прогрев масла.

Начало движения на подъем, его преодоление, спуск

Многие автомобили с РКПП не оборудованы системой помощи старта на подъем, поэтому правильно начинать движение нужно научиться самому водителю. При старте на подъем с роботизированной коробкой необходимо поступать, как и с «механикой».

Для начала движения селектор переводится в режим «А», плавно нажимается акселератор и одновременно авто снимается с ручника. Такое действие исключит откат авто назад.

Одновременно жать на газ и снимать с ручника следует потренироваться, чтобы водитель чувствовал двигатель и понимал, когда сцепление начало включаться и можно снимать с ручника.

При начале движения на подъем в зимний период лучше использовать ручной режим, при этом устанавливать первую передачу. Сильно газовать не стоит, чтобы не было пробуксовки колес.

При движении на подъем при выбранном автоматическом режиме коробка самостоятельно начнет переходить на пониженные передачи, что является вполне логичным, ведь при повышенных оборотах преодолеть подъем легче.

Такая КПП оснащена гироскопом, который определяет положение автомобиля, и если датчик показывает подъем, то коробка буде работать соответственно. Можно совершать движение и в ручном режиме, зафиксировав определенную передачу.

Важно понимать, что РКПП не даст двигаться в натяг, поэтому при подъеме обороты двигателя должны быть не меньше 2500 об/мин.

При спуске же никаких действий от водителя не требуется. Достаточно перевести селектор в положение «А», и снять ручник. При этом авто будет производить торможение мотором.

Остановка, парковка

И третий немаловажный вопрос – правильность парковки и остановки. После полной остановки авто, селектор необходимо перевести в нейтраль «N», поставить на ручник и после заглушить двигатель. При кратковременных остановках перевод селектора в нейтраль необязателен, вполне можно оставаться и на режиме «А». Но стоит учитывать, что при остановке сцепление остается выжатым. Поэтому в пробке или на светофорах, когда остановка затягивается по времени, все же следует переходить на нейтраль.

Полезные советы

Напоследок некоторые рекомендации по эксплуатации и обслуживанию роботизированной коробки.

Такая коробка «не терпит» резких нажатий на педаль газа, поэтому лучше осуществлять движение в спокойном режиме. Даже при необходимости ускориться — лучше жать на акселератор плавно, при этом стоит перейти в ручной режим. А при торможении следует наоборот – переходить в автоматический режим.

Особенностью РКПП является наличие небольших толчков при переключении передач. От них можно избавиться достаточно просто – при переключении передач сбрасывать обороты двигателя, то есть действовать по аналогии с обычной механической коробкой.

Наличие ручного режима позволяет даже выполнять выезд «враскачку» в случае, если авто застряло в сугробе. Но при этом на пользу КПП это не пойдет, так как буксовать на РКПП не рекомендуется, это может привести к декалибровке исполнительных механизмов. Поэтому застрявшее авто все же лучше извлекать с привлечением сторонней помощи.

Обязательно при каждом ТО делать инициализацию и проводить диагностику состояния РКПП, что позволит устранить все неисправности коробки еще на раннем этапе.

Есть и другие мелкие особенности таких коробок, которые зависят от изготовителя. Ими лучше сразу поинтересоваться, чтобы в дальнейшем не возникло недоразумений с эксплуатацией роботизированной коробки.

Источник: http://autoleek.ru/korobka-peredach/rkpp/kak-upravlyat-robotizirovannoj-korobkoj-peredach.html

Зачем нужна нейтралка на АКПП, переключение и движение накатом на автомате

Зачем нужна нейтралка на автомате, если опытные автовладельцы советуют  забыть о ней  на весь период эксплуатации?  В механических КПП у нейтралки весьма активная роль, и водителям, пересевшим с механики на автомат, бывает сложно смириться со столь бездейственной и бесполезной  нейтралкой  АКПП.

Режимы акпп

Прежде чем начнем разбираться в сущности нейтралки на автомате, вспомним, какие передачи существуют в современных автоматических КПП.

В большинстве современных моделей автомобилей с коробкой автоматом существует 5  позиций, отмеченных буквами на рабочей панели рядом с рычагом-селектором.

  1. Основное положение селектора  выбора передачи в автоматике, обеспечивающее движение машины по дороге – D, или Drive;
  2. Парковочная позиция – P расшифровывается как   Включается при остановке транспортного средства;
  3. Нейтральный режим N, или Водители прозвали ее нейтралкой. О нем более подробно расскажем далее.
  4. Задняя передача помечается буквой R, что значит Reverse.
  5. Передача OVERDRIVE, отмечаемая на панели буквами O/D. Имеется  не на всех КПП.  На пятиступенчатых автоматах  овердрайв отключается  простым утоплением кнопки.

Что лучше типтроник или автомата: выбор и в чем отличие

Зачем нужна нейтральная передача на автомате

Зачем нужна нейтралка на автомате,  если ее не включают,  останавливаясь на светофоре?  Таким вопросом задавался не один водитель. Попробуем разобраться, где  применяется нейтралка, зачем эта позиция необходима на коробке-автомате?  И почему нельзя использовать нейтралку, останавливаясь на светофоре, как это делается на МКПП?

Если на автомате устанавливается нейтральная передача,  фрикционы  расцепляются, и взаимодействие между двигателем и колесами разрывается. Гидротрансформатор  вращается, не соединяя ходовую  часть  с движком, поскольку в данной позиции расцеплены  фрикционные диски.

Основная задача нейтралки – разблокирование колес.  Нейтраль на автомате применяется преимущественно при буксировке автомобиля, при условии: движение должно быть неторопливым и аккуратным.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Для чего нужен адсорбер в авто

Правда, в отношении скорости мнения расходятся. Одни  автовладельцы и механики считают, что скорость буксировки не должна превышать 30 км в час, другие называют цифру 50. Протяженность   буксирования транспортного средства не рассчитана на дальние «прогулки». В пределах города до ближайшего автосервиса. Лучше, транспортировать автомобиль на эвакуаторе.

Переключение селектора на нейтралку применяется также в  автосервисе, когда необходимо разблокировать колеса перед ремонтом.

Накатом на автомате

Автовладельцев  машин с АКПП нередко волнует вопрос: можно ли «скатиться с  горки»  на автоматике с выключенным двигателем?  Наклонные  трассы на  необъятных просторах – не редкость и сэкономить горючку хочется всегда.   Можно ли на ходу переключать рычаг АКПП в позицию нейтрали и наоборот. Что происходит с автомобилем, если его пустить накатом?

Технические характеристики АКПП, виды и их отличие друг от друга

Если в момент движения перевести рычаг АКПП на позицию N и продолжать езду,  узлы коробки автомата не получат масло в необходимом количестве, приводит к смене давления и будут вынуждены вращаться всухую. Это, вредно для  трущихся узлов, которые  подвергаясь повышенному трению и нагреванию, быстро выйдут из строя.

Двигаться накатом  следует только в положении рычага на D, с отпущенной  педалью газа. Тогда переключать передачи нет необходимости.

Остановка на светофоре

Нейтралка предусмотрена не только на автоматических КПП, но и на механике.  Прежде чем говорить о том, для чего  нужна нейтралка на автомате, вспомним механизм действия данной передачи.

Как правильное ездить на автомате

При переводе ручки  в позицию  D (drive) на автомате, масляный насос начинает закачивать давление в гидроблок,  при этом открывается соленоид и обеспечивает давление, под действием которого фрикционные диски сжимаются, соединяя оба вала.  Автомобиль способен двигаться. Водитель отпускает тормоза и едет.

Правильнее, при встрече со светофором, оставить АКПП в режиме движения, нажав на тормоз, и удерживать педаль, пока не включится зеленый свет.  В режиме D гидротрансформатор продолжает нагнетать давление, и узлы коробки тщательно смазываются трансмиссионной жидкостью.

  Если переключить во время остановки коробку передач  на нейтралку, входной и выходной валы разомкнутся, давление упадет,  масло оттечет от узлов коробки, и детали перестанут смазываться. Очередной переход к движению станет стрессом для коробки и ее узлов.

 Она будет вынуждена восстанавливать давление, произойдут лишние операции, которые ведут к быстрому износу деталей.

Что это такое кикдаун и как на автомате правильно пользоваться

Точно также, когда автомобиль оказался в пробке, нет необходимости в частом переключении передач.  Сохранение передачи  D позволит транспортному средству лучше маневрировать в потоке машин. Другое дело, если  улица, как говорят водители, встала, то есть движение полностью отсутствует.  В этом случае допустимо  поставить авто  на паркинг и отключить двигатель.  В длительной пробке допускается применять и нейтральную  позицию.

На стоянке

Случаются ситуации, когда в автомате возникают проблемы с  позицией  паркинга. Редко, но все же. В этом случае выручит нейтраль на АКПП с ручным тормозом. Можно поставить машину, переведя рычаг коробки  в нейтральное  положение N. Ручник  при этом предохранит автотранспортное средство от непроизвольного движения.  Потом, когда снова потребуется ехать, водителю, прежде чем завести двигатель потребуется выжать  педаль тормоза.

Рекомендации использования “N” для начинающих водителей

Что надо знать начинающему водителю в первую очередь?  Запускать на автомате двигатель следует только из паркинга или нейтрали (вот вам еще одна функция этой передачи). Если попытаться завестись в позиции  драйв, движок не запустится, так как на нем стоит блокировка. Дайте двигателю  поработать, пусть масло прокачается по системе,  смажет все узлы, потом переходите к драйв или реверс.

Начинающие водители, особенно те, кто долгое время ездил на механике, часто допускают одну и ту же ошибку. Останавливаясь, выключают двигатель, оставляя рычаг коробки передач  в позиции D. Из этой позиции, повторим, двигатель не заведется.  Переключите рычаг на нейтраль или паркинг, только после этого запускайте двигатель.

Еще один важный момент: если заводите двигатель в положении АКПП на нейтралке, то обязательно выжмите педаль тормоза, чтобы машина произвольно не покатилась. В положении рычага на паркинге этого делать не надо, поскольку колеса изначально заблокированы на стоянку.

Если требуется быстро тронуться с места, а автоматика тормозит, попробуйте подержать педали тормоза и газа пару секунд,  до того, как начнете двигаться, потом резко отпустите тормоз.

Вывод. Нейтральная позиция селектора  на коробе автомате  – это аварийное положение АКПП, применяется в крайнем случае, когда нет иного выхода.  В обыденной, повседневной эксплуатации  транспортного средства о ней желательно забыть.

Источник: https://akppoff.ru/korobka-avtomat/zachem-nuzhna-nejtralka-na-avtomate

Нужно ли включать нейтралку на автомате. Нужно ли включать нейтралку в АКП на светофорах

Автомобиль в настоящее время — уже далеко не роскошь, а удобное и комфортное средство передвижения. При этом опция автоматического управления трансмиссией доступна не только в автомобилях премиум-сегмента, но и в самых простых малолитражках, таких как «Дэу Матиз», «Киа Пиканто» и др.

Более того, даже российские производители начали серийный выпуск легковых автомобилей с роботизированными и автоматическими коробками передач.

Отсутствие третьей педали в подрулевом пространстве значительно упростило управление транспортными средствами, особенно людям, далёким от понимания того, как и за счет чего автомобиль приводится в движение и управляется.

Как работает автомат?

И действительно, управление автомобилем стало намного проще. Нажал одну педаль — машина поехала, другую — машина остановилась. В самом простом варианте управление автоматической коробкой передач сводится к минимуму.

Положение Drive (латинская буква D на селекторе) включает режим передвижения автомобиля вперёд, положение Reverse (латинская литера R) — назад, положение Parking (латинская буква Р) блокирует передачу крутящего момента от коробки на дифференциал и переводит механизм в режим парковки (постановки на стоянку).

Однако даже на таких коробках присутствует режим включения нейтральной передачи Neutral (латинская буква N), в связи с чем у многих возникает вопрос: а нужно ли включать нейтралку на автомате и для чего она вообще нужна?

Механическая КПП

Для ответа на этот вопрос неплохо было бы разобраться, а что же такое опция автоматического переключения передач и на коробках каких типов она существует. В классическом варианте управления автомобилем водитель сам принимает решение о переходе на повышенную или пониженную передачу.

В этом ему помогает педаль сцепления, разъединяющая ведущий и ведомый вал коробки на момент перехода на иную передачу, и рычаг КПП, который он переводит в соответствующее выбранной передаче положение. Нейтральная передача позволяет держать валы разъединёнными без постоянного выжимания педали сцепления.

«Но то механика, а нужно ли включать нейтралку на автомате?» — вновь спросите вы.

Нейтраль на автомате

В классической АКПП (автоматическая коробка переключения передач) переключение между передачами происходит автоматически, без прямого участия водителя. Этому способствует специальный гидротрансформатор, работа которого в современной коробке зависит от множества факторов, в том числе и от того, как часто вы переводите селектор в нейтральное положение управления трансмиссией.

Практически все современные АКПП (АКП) являются адаптируемыми, то есть приспосабливающимися к определённому стилю езды водителя. Многие задаются вопросом: мол, а зачем нужна нейтралка на автомате, если уже есть три положения для управления (D, R, P)? Ответ довольно прост. Режим парковки блокирует колёса автомобиля, делая невозможным его передвижение в этом режиме, в то время как нейтраль просто отключает связь между коробкой передач и колёсами.

При этом автомобиль можно катить, буксировать или пустить накатом с горки в целях экономии топлива.

Роботизированная КПП

В настоящее время существует несколько разновидностей автоматической коробки переключения передач. Интерфейс роботизированной коробки мало чем отличается от классического гидротрансформатора. Отличие скрыто внутри.

Передачи в такой трансмиссии за водителя переключает специальный робот при достижении совокупности определённых факторов во время движения автомобиля. Нужно ли включать нейтралку на автомате такого типа? Если это необходимо, то да. Порядок действий такой же, как и на обычной АКПП.

Разница между паркингом и нейтралью на автоматических коробках любого типа неизменна. В паркинге колёса автомобиля всегда будут заблокированы во избежание самопроизвольного отката.

К сожалению, автомобиль не всегда движется сам. Мелкие поломки, аварии и ДТП иногда вынуждают водителей пользоваться услугами эвакуатора-буксировщика. Эвакуировать автомобиль можно различными способами: прямой буксировкой (на гибкой или на жёсткой сцепке), а также методом полной или частичной погрузки.

Однако, независимо от выбранного метода, на буксируемой машине с автоматической коробкой переключения передач необходимо разорвать прямую связь между колесами и коробкой до начала буксировки. В противном случае есть реальный шанс повредить трансмиссию, и окончательный счёт за ремонт любимой ласточки может вырасти на порядок.

Ответ на вопрос о том, нужно ли включать нейтралку на автомате автомобиля при его буксировке, чётко прописан в инструкции по эксплуатации к каждому транспортному средству. Важно! Обязательно необходимо перевести селектор коробки в нейтральное положение. Иначе производитель снимает свои гарантийные обязательства в случае поломки.

Про стоимость топлива

Стоимость топлива, отпускаемого на АЗС, с каждым годом, к сожалению, только растёт. Несколько лет назад правительство пыталось связать ежегодный прирост его стоимости с отменой транспортного налога. Дескать пусть платят за износ дорожного полотна только те, кто автомобиль использует по своему прямому назначению.

Причем чем чаще использовался бы автомобиль, тем больше бы платил его водитель, покупая больше бензина, необходимого для того, чтобы машина пришла в движение. Идея, в принципе, замечательная, но вот реализация подкачала. Хотели как лучше – получилось как всегда. В результате имеем то, что имеем, а именно повышенную стоимость топлива и всё тот же транспортный налог в придачу.

Поэтому экономия топлива — важный момент при современной эксплуатации любого транспортного средства.

Ради экономии топлива

А как связана экономия топлива с нейтралкой и что будет, если при движении включить нейтраль на АКПП? Достаточно вспомнить хороший дедовский способ о свободном передвижении накатом с горки или с любого пологого спуска. На советских автомобилях с механической КПП для этого просто выключали передачу, переходя в нейтраль.

На современных машинах с АКПП можно поступать соответствующе, то есть переводить селектор коробки в нейтральное положение (но только не в положение «Паркинг», запомните это). Если при движении по склону оставить режим «Драйв», то нерасключённая коробка передач продолжает вращать выходной вал двигателя, поддерживая средние (а иногда и довольно высокие) обороты его вращения.

Это, соответственно, приводит к избыточному расходу топлива.

Можно, но очень осторожно

Соответственно, при размыкании непосредственной связи между коробкой и колесами, то есть при переключении в нейтраль, обороты вращения вала двигателя падают до минимальных установленных (обороты холостого хода). Вместе с этим снижается и расход топлива, что и приводит к экономии.

Поэтому на вопрос, а нужно ли переключать автоматическую коробку в нейтральное положение при движении вниз по склону, можно смело отвечать утвердительно. Единственное, о чем не следует при этом забывать, — это о безопасности.

При переходе с нейтрали обратно в «Драйв» следует внимательно переключать селектор коробки с целью избежать ошибочного переключения в режим «Реверс» или «Паркинг». Как минимум это приведёт к серьёзной поломке трансмиссии, а в худшем случае — к тяжёлому ДТП.

На светофорах

А можно ли включать нейтральную передачу на светофоре? Конечно, можно, вот только зачем? В этом случае, так же как и в «Драйве», водителю придётся держать ногу на педали тормоза для предотвращения отката автомобиля вперед или назад. Гораздо удобнее перевести селектор коробки передач в положение «Паркинг» и расслабить ногу, дав ей отдохнуть.

Более того, современные иномарки предлагают опцию электронного ручного тормоза. Функция активируется нажатием кнопки и удерживает автомобиль на месте в режиме «Драйв» вплоть до того момента, пока водитель не нажмёт на педаль газа, чтобы продолжить движение. В таких машинах теоретически можно не переключать режимы движения вплоть до окончания маршрута.

В пробках

А нужно ли включать нейтраль в АКП на светофорах, особенно при движении в пробках? Теоретически это можно делать, особенно если дорога идёт вниз под уклон, вы не планируете перестроений из ряда в ряд и никуда особенно не спешите.

Однако при этом придётся постоянно работать педалью тормоза, останавливая автомобиль, удерживая его на месте и после начала движения не давая ему разогнаться особенно сильно.

Следует также иметь ввиду, что в этом случае автомобиль будет набирать скорость очень медленно (чем меньше уклон, тем медленнее), а более юркие водители будут иметь возможность вклиниться перед вами, вновь заставив вас притормаживать. Да и такой стиль езды вряд ли понравится некоторым вашим нетерпеливым соседям по пробке, особенно тем, кто находится за вами.

Уехать на нейтрале?

Часто задают вопрос: «В машине есть нейтральная передача, зачем нужна?» Как ездить на машине с включённой нейтралью? Однозначно можно ответить, что с включенной нейтралью на машине далеко уехать не получится.

Можно скатиться с горки, пройти часть пути накатом, но в конце концов скорость упадёт до нуля и автомобиль остановится. Это законы физики, и обмануть их не получится.

Нейтраль нужна лишь для возможности буксировки и свободного движения, как правило, с наклонной плоскости, а также для экономии топлива.

Источник: https://FB.ru/article/277226/nujno-li-vklyuchat-neytralku-na-avtomate-nujno-li-vklyuchat-neytralku-v-akp-na-svetoforah

Как правильно эксплуатировать роботизированную коробку передач?

На современных автомобилях используется несколько видов коробок передач – механическая, автоматическая, вариаторная. Механическая коробка отличается своей надежностью, но требует от водителя навыков управления.

Автоматическая же значительно проще в управлении, но более «капризна» в техническом плане. Недавно же конструкторы выпустили еще один тип КПП – роботизированная. В ней они постарались соединить воедино надежность «механики» с удобством «автомата».

 И это у них получилось – все больше автопроизводителей комплектуют свои авто роботизированной коробкой передач.

Нужно ли на светофорах и в пробках включать нейтраль на коробке DSG?

Не повредит ли DSG коробке включение нейтрального режима во время остановке в пробке или на светофоре. Как правильно использовать роботизированные автоматические трансмиссии.

Популярные сегодня роботизированные коробки передач, так называемые DSG, часто устанавливаются на машинах Audi/Volkswagen. Такая коробка передач имеет определенные особенности эксплуатации, о которых часто не в курсе автовладельцы, что и приводит к появлению серьезных неисправностей таких трансмиссий. В частности, не всегда понятно, можно ли включать нейтральную передачу во время стоянки на светофоре и в пробке или подобное приводит к появлению различного рода неисправностей.

Коробка DSG

Режимы работы роботизированных коробок передач

Роботизированные коробки передач имеют более продвинутую конструкцию в сравнении с обычными автоматами, что позволяет им не только ускорить время переключения ступеней, но и практически полностью исключает разрывы мощности, тем самым экономится топливо и улучшаются показатели динамики автомобилей. Такие коробки передач появились около 10 лет назад, сегодня они достаточно популярны на рынке, в особенности часто их можно встретить на автомобилях концерна VAG, которые распространённы на российском рынке.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая допустимая толщина тормозных колодок

Кроме основного режима драйв роботизированные АКПП имеют специальный режим паркинг для стоянки и нейтраль, при активации которой разрывается мощность между мотором и приводом. Многие водители, которые ранее использовали машины с механическими коробками передач, ошибочно полагают, что необходимо при любой стоянке автомобиля включать нейтральную передачу, что позволяет несколько упростить использование машины.

Коробка DSG

Однако на автоматических коробках передач, к которым также относятся трансмиссии DSG типа, нейтральная передача предназначена исключительно для одной цели — обеспечение правильной буксировки автомобиля при поломках машины. В подобном случае необходимо при буксировке авто на тросе активировать нейтраль, это позволит колёсам свободно обращаться, не нагружая при этом трансмиссию и исключая перегрев автомата.

Допустимо ли включение нейтралки на светофоре или в пробке

Специалисты, которые занимаются ремонтом коробок передач этого типа, не рекомендуют включать нейтралку во время стояния в пробке или на светофоре. Это приводит к повышенной нагрузки на трансмиссию, автомат быстрее изнашивается, после чего требуется не только восстанавливать гидротрансформатор, но и проводить переборку с заменой различных элементов железной части трансмиссии.

Коробка DSG

Также нужно помнить о том, что при активации на DSG коробке нейтрали обороты двигателя падают, соответственно быстро тронуться с места будет невозможно, так как необходимо сначала раскрутить двигатель, и лишь после этого мощности будет достаточно, чтобы сдвинуть машину с места. Это неизменно увеличивает нагрузку на двигатель, который начинает быстро изнашиваться, с учётом длительных стоянок в пробках в больших городах приходится делать его капитальный ремонт едва ли не каждые 100 тысяч километров пробега.

Если предстоит длительная стоянка автомобиля с трансмиссией DSG, в подобном случае необходимо активировать режим паркинг, что предупредит откат машины, исключив при этом мелкие дорожно-транспортные происшествия. При кратковременных стоянках удерживать автомобиль неподвижно можно даже педалью тормоза, при этом коробка во время кратковременных остановок не перегревается, соответственно отсутствует какой-либо вред для трансмиссии.

Коробка DSG

Как ездить на роботизированной коробке передач, чтобы она не сломалась

Наверняка многие водители заметили в последние годы тенденцию отказа от классических автоматических трансмиссий и замену их на «роботы» или вариаторы. В России, где гидромеханическая АКПП считается самым лучшим вариантом двухпедальной машины, все расстраиваются, но жизнь такова. Производители все больше находятся под гнетом экологических норм и мириться с большим расходом, а значит и большими выбросами, АКПП не хотят.

На фото — роботизированная коробка DSG

Да и в мире ситуация с топливом иная. Это в России с ценой бензина 42-45 рублей за литр дополнительный расход у АКПП не выглядит критично, а когда бензин стоит 110-130 рублей (как в Европе), начинаешь считать каждый грамм.

Посему даже корейцы из Kia-Hyundai, которые, казалось бы, активно «топят» за классический АКПП переходят на «роботы». Например, у нового Kia Seltos «автомат» будет только у самого слабого мотора, а топового турбодвигателя – «робот».

А некоторые концерны типа VAG давно сделали ставку на роботизированные коробки и сворачивать с этого пути похоже не собираются.

Как известно, «роботы» бывают с одним или с двумя сцеплениями. Однодисковый робот это фактически механическая коробка передач, к которой приделали два электромоторчика: один выжимает сцепление, второй переключает передачи.

То есть делает все то же, что и водитель, только повинуясь электронному алгоритму. А вот двухдисковые коробки это уже не механика в чистом виде.

Да, там такой же принцип передачи крутящего момента, вот только сама конструкция сильно сложнее: два первичных вала, два сцепления и совсем иной принцип работы. Между собой два типа «роботов» тоже сильно отличаются в эксплуатации.

Устройство робота с двойным сцеплением

Однодисковый «робот» наверняка скоро совсем отправится на свалку истории. Да, АвтоВАЗ его еще предлагает для Granta (а для Vesta уже нет), но, в целом, мировой автопром от такой трансмиссии отказался – ее никто не смог довести до ума. А вот двухдисковые «преселективы» набирают все большую популярность. И когда мы пишем, что РКПП вытесняют АКПП, то имеем в виду именно их.

Ручка роботизированной коробки передач Lada

Раз уж нашествие «роботов» неминуемо, то нужно научиться их готовить.

Касаемо РКПП есть много мифов, большинство водителей просто не понимает особенностей трансмиссии и эксплуатирует ее кто как привык – либо как простую «механику», либо как обычный «автомат». Но на самом деле РКПП – ни то, ни другое.

И ездить с такой коробкой нужно понимая именно ее особенности. В этой статьей мы собрали рекомендации как лучше всего эксплуатировать машину с РКПП, чтобы продлить ей жизнь.

1. Не переключаться в нейтраль на светофорах

Этот вопрос для владельцев машин с «роботом» самый холиварный. Вы только почитайте в интернете там же бои на эту тему идут. Обычно те, кто пересел с АКПП «топят» за то, что переключать не нужно, мол в конструкции все и так рассчитано,чтобы стоять с включенной передачей, а владельцы машин с «механикой» приводят «железобетонный» аргумент известный еще с автошколы: стоишь на светофоре с выжатым сцеплением – убиваешь выжимной подшипник. Так кто прав?

Все зависит от типа коробки. Для однодискового «робота» постулат о нагрузке на выжимной подшипник верный, ведь по умолчанию сцепление у него сомкнуто, значит, когда мы стоим на светофоре, нажав на педаль тормоза, то система размыкает его и держит в таком состоянии. Подшипник постоянно работает, что, понятное дело, пользы коробке не приносит.

Иное дело двухдисковый «робот». Там по умолчанию сцепления разомкнуты, а смыкаются они только когда реально нужно ехать, поэтому никакого смысла в переводе на нейтраль нет.

Любой блок управления робота «включает» нейтраль при выжатой педали тормоза, а у нормальных производителей такое происходит и при поднятом ручнике: даже в режиме «D» если воспользоваться стояночным тормозом сцепление разомкнется.

Посему выключать передачу на «преселективах» нужно только лишь во время долгих стоянок, да и то в основном для того, чтобы нога не устала давить на тормоз.

2. Не трогаться ради нескольких метров

Если в вопросе включения нейтрали конструкция коробки имеет значение, то в этом вопросе «роботы» одинаковы – любое трогание это износ сцепления и лучше по возможности сократить их количество.

Строго говоря, процесс трогания он и на «механике» изнашивает сцепление, но там с износом все гораздо проще – водитель лучше понимает момент схватывания и может компенсировать износ более длинным ходом педали, у робота же есть настройки и любые отклонения приводят к сбоям.

Вот почему ресурс сцепления для «робота» очень больной вопрос, тогда как на «механике» у умелого водителя оно ходит сотни тысяч километров.

Понятное дело, что не трогаться вообще не получится, мы же ездим в сложной городской среде с перекрестками и светофорами, но разумно сократить количество таких операций очень даже можно. Например, отказавшись от соблазна проехать несколько метров после того как предыдущая машина в пробке чуть подвинулась. На самом деле практического смысла от этого нет, а ресурс сцепления это немного сбережет.

Движение в пробке

Есть отдельная рекомендация по движению в пробках для ряда «преселективов», например DSG. У них для экономии топлива алгоритм работы настроен так, что переход с первой передачи на вторую происходит очень быстро, практически сразу.

Даже в сильных заторах, когда машины продвигаются за раз на 10-20 метров, коробка может успеть переключиться на вторую передачу, а потом снова вернуться на первую.

Вполне очевидно, что такие скачки не продляют жизнь трансмиссии, поэтому есть простой совет – в глухих пробках либо переходить в ручной режим и принудительно ползти на первой передаче, либо хотя бы переключиться в спортивный режим, в него зашито переключение на более высоких оборотах, поэтому в пробках машина чаще всего также будет оставаться на первой скорости и не метаться между передачами.

3. Логично использовать ручной режим

Для однодискового «робота» использование ручного режима (если он у него есть) не очень критично – там все равно все передачи переключаются последовательно. Да, нужно думать головой и включать скорости так, чтобы обороты двигателя не улетели в отсечку, но у большинства производителей и так есть защита от дурака на этот счет – передача просто-напросто не включится.

Ручной режим работы DSG

Двухдисковые «роботы» в этом вопросе не такие. У них при работе передачи на одном сцеплении вторая уже включена на другом и просто ждет когда на нее перебросят момент. Важный вопрос, а куда она включена вверх или вниз? Это зависит от режима движения.

Если идет неспешный разгон, то система управления готовит повышающие передачи: машина немного разогналась на третьей, а потом плавно перешла на четвертую и так далее.

Другое дело, когда педаль газа нажата сильно, тут система понимает, что сейчас нужно ехать быстро и на втором сцеплении готовит передачу пониже, чтобы добавить динамики.

Пока ЭБУ управляет передачами – все логично. Но вот резкое вмешательство водителя может внести сумятицу. Например, блок управления заготовил повышенную передачу, а тут водитель раз – и отдал в ручном режиме команду на переключение вниз.

Роботу приходится не просто перекидывать момент с одного сцепления на другое, но еще и срочно переключать передачу на втором диске. Не трудно догадаться, что такие экстренные переключения даром для коробки не проходят.

Если уж водитель захотел взять вопрос переключения передач в свои руки, то нужно стараться это делать по возможности безболезненно для коробки.

4. Не тормозить резко при движении накатом

Механическая природа передачи крутящего момента позволяет всем роботизированным коробкам отлично тормозить двигателем. Это и безопасно, и экономично, потому что подача бензина в таком случае отключается. Вот только в этом режиме движения не рекомендуется резко замедляться штатной тормозной системой.

Дело в том, что в таком режиме движения коробка и колеса жестко соединены друг с другом и если вдруг резко остановить колеса, то на сцепление придет большая нагрузка, ведь колеса вдруг резко затормозили, а двигатель еще по инерции вращается.

На «механике» такой проблемы нет, потому что этот вопрос решается одновременным выжимом сцепления, который разрывает жесткую связь колес и мотора, а вот с «роботом» так не получается – мы сначала тормозим, а потом сцепление размыкается.

Совет может показаться странным: как же это не тормозить, ведь безопасность превыше всего. Естественно, речь идет не о критических ситуациях, а о вырабатывании привычки плавно подъезжать к светофору. Многие водители, завидев красный свет, сначала просто сбрасывают газ, а приблизившись к крайней машине резко останавливаются, тогда как правильнее сразу же начать притормаживать, чтобы потом, при остановке, не было резкого удара по трансмиссии. Стоит привыкнуть – и «роботу» будет легче жить.

5. Не ехать в «D» на крутых спусках

Еще один совет, связанный с торможением двигателем, еще более неочевиден, то он тоже может продлить «роботу» жизнь. В режиме «D» многих из них автомобиль поддерживает очень низкие обороты двигателя даже когда машина движется накатом. В затяжных спусках это не полезно. Получается, что колеса как бы обгоняют мотор, который слабо раскручен, что тоже создает повышенную нагрузку на сцепление.

На «механике» любой разумный водитель при торможении двигателем с горы будет поддерживать относительно высокие обороты, поэтому этот негативный момент сгладится, а мозг типичного «робота» не способен понять, что происходит. Выход простой – либо тормозить в ручном режиме, переключая передачи как на «механике», либо хотя бы перейти в «S», где сам «робот» будет поддерживать более высокие обороты.

6. Чаще пользоваться «ручником» на «преселективах»

Стояночный режим реализован у машин с однодисковым и двухдисковым «роботом» по-разному. Однодисковый «робот» ничем не отличается от «механики» – сцепление при выключении зажигания остается сомкнутым, поэтому режим «паркинг» у однодискового «робота» равен тому, что и оставить машину на передаче с «механикой».

Двухдисковый «робот» такой связи в выключенном положении не имеет, зато имеет специальный блокиратор, который должен обездвиживать автомобиль.

Получается, что без использования «ручника» «недвижимость» машины с однодисковым «роботом» осуществляется за счет силы трения всех частей мотора и трансмиссии, а с «преселективом» за счет отдельного механизма, который у многих коробок имеет не самый большой ресурс.

Конечно, пользоваться стояночным тормозом полезно и на однодисковом «роботе» (да и на «механике» чего уж там, на некоторых моторах от таких стоянок может даже перескочить цепь), но для «преселектива» это гораздо более важная привычка – с ней не будет изнашиваться блокиратор, из-за поломки которого можно попасть на дорогой ремонт.

Ручной тормоз

Кстати, такая разница в конструкции приводит к забавным отличиям в эксплуатации, например, вполне логично, что машины с коробками типа DSG нельзя завести с «толкача», а вот однодисковые «роботы» во многих случаях можно. Например, АвтоВАЗ для своей АМТ вполне официально разрешает данную процедуру, причем она технически выглядит так же, как и на «механике»: нужно чуть разогнать автомобиль, включить режим «D» и мотор заведется.

Мы не стали добавлять в этот перечень такие банальные вещи как: не стартовать с двух педалей, не буксовать без особой необходимости, давать остывать коробке после «отжигов» – думаем такие уж вещи должны быть понятны любому владельцу, тем более что это актуально не только для «роботов», а вообще для всех типов коробок передач.

Вообще, количество рекомендаций может неприятно поразить – мы вроде покупаем машину с современной коробкой, но вынуждены под нее подстраиваться и ездить не так как хочется. Увы, но да.

Однако в чужой монастырь со своим уставом не ходят – если уж купили машину с «роботом» нужно не только понимать плюсы, но и ограничения по сравнению с другими видами трансмиссий. Ничего сильно криминального тут нет – зачастую нужно лишь немного подкорректировать свои водительские привычки.

И да, наши рекомендации не сделают «робот» вечным, он все равно будет изнашиваться и когда-нибудь сломается, однако если думать о его ресурсе, то это произойдет гораздо позже, может даже уже после того, как вы продадите автомобиль.

Источник: https://avtoexperts.ru/article/kak-ezdit-na-robotizirovannoj-korobke-peredach-chtoby-ona-ne-slomalas/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автолайф
Для чего нужен развал колес

Закрыть