Как правильно заряжать гелевый аккумулятор?
C момента изобретения первого аккумулятора прошло уже много лет. Но как известно, прогресс не стоит на месте. За это время, он несколько раз менялся и усовершенствовался.
Как следствие из первых аналогов кислотных моделей АКБ произошли более продвинутые AGM, или как их еще называют «гелевые автомобильные аккумуляторы». И пускай сейчас основную долю рынка по-прежнему занимают кислотные аналоги, всё же гелевые модели набирают популярность с каждым сезоном.
Но что же в них такого необычного? Каковы их плюсы и минусы? И главное, как заряжать гелевый аккумулятор? На эти вопросы мы постараемся дать полноценный ответ в данной статье.
На фото: Гелевые аккумуляторы
Устройство гелевого аккумулятора
На самом деле, людям незнакомым со всеми нюансами гелевых моделей аккумулятор может показаться, что никаких отличий и вовсе не имеется, по крайней мере внешне. И вправду, AGM представляет из себя похожую конструкцию кислотного аккумулятора, внутри которой размещены несколько секций, с разными по своей форме и размерам свинцовыми пластинами.
Свинцовые пластины, как и в кислотных аккумуляторных батареях, имеют разные полюса зарядов: положительные и отрицательные, которые между собой соединены и выходят наружу двумя выводами «плюс» и «минус». С помощью автомобильных клемм, подсоединённых к этим выводам, осуществляется передача необходимой для автомобиля энергии.
Но важным отличием у этих двух типов аккумуляторов, является тот факт, что в гелевых аналогах, части батареи заполнены электролитом в гелеобразном состоянии. В отличии от обычных кислотных АКБ это позволяет обретать новые, ранее недоступные возможности в эксплуатации подобных батарей.
AGM модели батарей
«Мультигелевый аккумулятор» — разрушение мифа
Итак, мы разобрались в существовании таких продвинутых разработок в аккумуляторной сфере как гелевая батарея, которая входит в класс VRLA (полное название «свинцово-кислотные герметизированные необслуживаемые клапанно-рекомбинационные аккумуляторы»). Но как же быть с таким распространенным понятием как «мультигелевые аккумулятор»? Ведь на прилавках магазинов можно встретить продукцию с подобной маркировкой, которая по задумке продающих соединяет технологии AGM и гелевую.
На деле это является всего лишь рекламным ходом что бы продвинуть товар. В природе невозможно совместить две абсолютно различимые по своей конструкции технологии, которые гармонично бы работали, так как работа одного вредит нормальной эксплуатации второго. Как правило, такие батареи идут дешевле AGM-аккумуляторов, вводя в заблуждение не особо продвинутых в этом вопросе клиентов и покупателей.
Схема AGM-аккумулятора от бренда VARTA
Преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов
Благодаря использованию электролита в батарее, присутствует уникальная возможность размещать батарею в любой плоскости, так как протекание электролита попросту невозможно. Во время работы он удерживается на свинцовых пластинах, и стекание не произойдет.
Кроме того, в случае механического повреждения корпуса аккумулятора, вытекания гелеобразного электролита также не произойдет. Подобные батареи выделяют газа при работе сравнительно ниже, чем прошлые поколения, благодаря чему не приходится использовать воду в процессе эксплуатации. Также, значительно повышены пусковые возможности батареи (высокий уровень пускового тока, даже при почти разряженном заряде).
Основными же недостатками батареи можно считать их высокую стоимость. Конечно, заплатив круглую сумму можно рассчитывать и на повышенные эксплуатационные свойства. Это безусловно так, но с небольшой оговоркой. При неправильной эксплуатации и обслуживании подобной батареи, она послужит еще меньше кислотного аналога.
Устаревший свинцово-кислотный аналог батареи
Как заряжать гелевый аккумулятор
Многие наверняка заметят на упаковке аккумулятора, крупный продающий заголовок «не требующая обслуживания», или же просто «необслуживаемая». Как бы нам в это не хотелось верить, но всё же уход, и самое главное зарядка, всё же ей требуется, как и любому другому источнику питания (вечных двигателей, как мы с вами знаем, пока не изобрели).
Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычной зарядкой?
Это очень спорный вопрос. Подойдут ли обычные зарядные устройства к гелевому аккумулятору – безусловно. Но при этом, при использовании таких устройств, существует риск превысить допустимое напряжение. Подобные критические заряды чреваты скорой покупкой новой батареи, так как для гелевых батарей уровень напряжения не должен превышать 14 В.
Требование при выборе зарядного устройства для гелевого аккумулятора
Очень важно не допускать превышения уровня напряжения при зарядке гелевого аккумулятора. Поэтому, если у вас в наличии не имеется специальной зарядки, предназначенной для зарядки гелевых батарей, рекомендуем использовать стандартное зарядное устройство, которое имеет ручной режим установки напряжения.
Каким током заряжать гелевый аккумулятор
Силу тока и напряжение можно узнать, предварительно прочитав указания или инструкцию купленной батареи. По стандарту, для всех гелевых аналогов напряжение не должно превышать 14 В. Для начала следует выставить напряжение на несколько Вольт меньше критического (-0.7, -0.5 В). Сила тока должна быть 10% от номинального значения емкости батареи.
Сколько заряжать гелевый аккумулятор
Для определения времени заряда, необходимо запомнить простую формулу. Для этого мы делим емкости батареи на установленную силу тока для неё. Если емкость равна 50 Ач, сила тока 5 А, то заряжать такую батарею необходимо 10 часов.
Зарядное устройство для зарядки гелевого аккумулятора
Обслуживание гелевых аккумуляторов
Гелевые батареи по природе своей являются нетребовательными к обслуживанию. Об этом свидетельствует надпись «необслуживаемая» на многих продуктах, выходящим под эгидой «гелевые автомобильные батареи». Основным пунктом обслуживания таких батарей как мы писали выше, является своевременная и правильная подзарядка.
Что заливать в гелевый аккумулятор
Так как при работе AGM аккумуляторов, газообразование снижено в несколько раз, в сравнении с прошлыми наработками – то использовать воду или другие жидкости перед эксплуатацией батареи не нужно. Единственным пунктом, обязательным к соблюдению является предварительная проверка бортового генератора автомобиля, который будет выдавать стабильное напряжение, без неожиданных скачков.
Как продлить срок службы аккумулятора
Самым основным фактором для увеличения эксплуатационного срока гелевой батареи, о котором не стоит забывать, это конечно правильная подзарядка. Если достаточно тщательно обслуживать батарею, но при этом нарушать основные правила зарядки гелевого аккумулятора – такое устройство прослужит недолго.
Источник: https://automotolife.com/services/kak-pravilno-zaryazhat-gelevyj-akkumulyator
Зарядка гелевого аккумулятора для мотоцикла
Гелевые аккумуляторы используются для квадроциклов, скутеров, мопедов и мотоциклов. Вопрос о подзарядке аккумулятора становится актуальным в периоды частой эксплуатации транспортного средства. Чем нужно руководствоваться и пользоваться для зарядки гелевого аккумулятора, чтобы устройство не пришло в негодность?
Кратко о гелевых аккумуляторах
Гелевые аккумуляторы используются преимущественно в мототехенике. Это усовершенствованный аналог кислотных батарей, в котором заточен гелеобразный электролит. Такая модификация позволяет устанавливать аккумулятор в любом положении без протечек.
На данный момент существует 2 вида гелевых аккумуляторов:
- Технология «GEL». Это прототип кислотного устройства, отличающийся от него лишь тем, что его наполняет не жидкостный электролит, а гелеобразный.
- Технология «AGM». Такой тип батареи имеет много общего с кислотной, однако в его строении используются «умные» сепараторы. Это значит, что гелевый электролит не растекается, а его отработанные газы впитываются этим же гелем и повторно участвуют в выработке энергии.
Работает гелевая батарея по такому принципу: двуокись кремния с используемыми электродами образуют ход реакции геля-электролита. В конце стабилизируется напряжение на клеммах батареи в размере 12 Вольт.
Достоинства гелевого аккумулятора:
- Зарядка осуществляется в разы быстрее.
- Срок службы составляет до 10 лет.
- Безопасность конструкции, возможная благодаря прочным сепараторам и пластинам, препятствующим выделению в окружающую среду образующихся газов.
- Высокие ресурсные показатели. Батарее под силу выдерживать 500-1000 циклов зарядки и разрядки.
- Абсолютная герметизация устройства, гель не вытекает при любом положении батареи.
- Устройство обладает завидной устойчивостью к полному разряду. Если оно долгое время находится в бездействии (им не пользуются), то способно к невысокой саморазрядке – всего 15-20% в год.
Недостатков у гелевой батареи не так много, но они имеются:
- Стоимость такого устройства для мотоциклов стоит от 5000 рублей.
- К низким температурам гелевый аккумулятор неустойчив. Так, отметка в 30 градусов по Цельсию для «гелевиков» уже критична.
Гелевые аккумуляторы – самые популярные и надежные на отечественном рынке мототехники и комплектующих к ним, поэтому не стоит жалеть отдать за них немалую (в сравнении с кислотными аналогами) сумму.
Нужно ли заряжать гелевый аккумулятор для мотоцикла?
Гелевый аккумулятор не нужно заряжать после его покупки в магазине. А вот если он длительно время пролежал без дела, эта процедура просто необходима, поскольку его номинальная емкость уменьшилась на 15-20%.
Случается и так, что после продолжительной «лежки» устройство становится совершенно непригодным к дальнейшему использованию, и его просто выкидывают. Существует и возможность реабилитации устройства.
Для этого проводят тест: подсоединяют аккумулятор к вольтметру и смотрят показания. Если цифры не меньше 9 В, значит, гелевый аккумулятор будет работать – стоит лишь его восстановить.
Правила зарядки гелевого аккумулятора
То, как нужно правильно эксплуатировать гелевый аккумулятор и заряжать его, четко прописано в инструкции от производителя. Разобравшись с этим и имея опыт работы с кислотными батареями, можно проследить аналогичность процесса зарядки между этими двумя видами.
Чтобы правильно зарядить гелевую батарею, необходимо иметь правильное зарядное устройство. Для последних выдвигается одно необходимое требование – возможность регулировки напряжения, чтобы не допустить перезарядки.
Сейчас можно приобрести специальные зарядные устройства для гелевых аккумуляторов, которые пока что продают неофициально, поскольку они не лицензированы. Такие аппараты несколько отличаются от обычных, а заряжать ими аккумулятор достаточно просто:
- Сначала включают устройство и замеряют силы тока, которые производит аккумулятор, для выбора допустимых для такого типа батареи режимов работы.
- Проводить зарядку нужно на необходимых показателях силы тока, которые определяются автоматически.
- Спустя время автоматически происходит отключение, чтобы аккумулятор не перегревался.
- Несколько минут аккумулятор остывает, а затем снова включается зарядка уже на другой силе тока.
- В перерывах между выключением и включением зарядного устройства проводится измерение силы тока от батареи.
- Если сила тока остается прежней, то зарядка самостоятельно окончательно выключается.
Последней способностью может похвастаться далеко не каждое зарядное устройство. Большинство из них работает до тех пор, пока их не отключат от сети. Но перезаряжать гелевые аккумуляторы (т.е. заряжать с переизбытком) нельзя, иначе гель начинает плавиться.
Заряжать гелевый аккумулятор можно и обычным зарядным устройством. Для этого понадобится разрядившийся гелевый аккумулятор, новая батарея (в качестве посредника) и само зарядное устройство.
Выполняется процедура зарядки следующим образом:
- Зарядное устройство подсоединяют к батарее-посреднику.
- Поле этого соединяют клемы от заряжаемой батареи к гелевому аккумуляторы. Плюсы должны совпадать с минусами.
- После этого необходимо пару минут проконтролировать процесс зарядки: посмотреть, идет ли передача энергии от зарядного устройства к гелевой батарее.
- Проводят еще один тест. На ощупь определяют пригодность «гелевика» к дальнейшей работе: если корпус горячий, значит, батарея вышла из строя; если же корпус теплый, то оставляют аккумулятор на дальнейшую зарядку часа на два.
- Спустя 2 часа повторно определяют температуру аккумулятора, используя дополнительно амперметр.
- Можно еще на час-два оставить заряжаться устройство, а в конце все составляющие отключают от питания и отсоединяют клемы.
Требования к зарядному устройству:
- Возможность настраивать необходимую подачу электрического тока.
- Условия для зарядки необходимо подстраивать под температурные показатели самой батареи и окружающей среды (помещения).
- Весь процесс зарядки должен быть прерывным и состоять из 3 стадий: на 1 стадии увеличивают напряжение, на 2 стадии напряжение не меняется, на 3 стадии уменьшается сила тока. Главное – не забывать следить, чтобы на заключительной стадии ток не повышался.
- Разброс рабочих температур должен быть широким: от +5 до +40 градусов по Цельсию. Большой температурный интервал будет уместен в том случае, когда аккумулятор понадобится заряжать при резких перепадах температур в разные времена года.
Сколько заряжать гелевый аккумулятор?
Гелевые аккумуляторы не требуют частой подзарядки – всего 1-2 раз в год. При этом процесс необходимо довести до конца, без прерываний. В противном случае это грозит потерей емкости аккумулятора, которая подлежит восстановлению в редких случаях.
Если с периодичностью зарядки понятно, то сколько же заряжать аккумулятор по времени? Эта величина определяется по формуле: емкость аккумулятора делят на ток зарядки. Конечный результат и будет приблизительным показателем того, сколько нужно заряжать аккумулятор.
Современные зарядные устройства устроены таким образом, что сами задают время на подзарядку и сигнализируют об окончании процесса.
Как продлить срок службы устройства?
Несмотря на то, что гелевые аккумуляторы отличаются надежным цельным запаяным корпусом, перед их эксплуатацией необходимо проверять наличие трещин и вздутий (особенно если батарея долгое время лежала без дела). Условия хранения неиспользуемого устройства просты: сухое помещение с температурой от -30 до +60 градусов.
На продолжительность работы гелевого аккумулятора влияет соблюдение правил при его зарядке. Излишние вольты на клеммах – это непозволительная роскошь для этих устройств, которая приводит их в негодность.
Чтобы продлить срок службы батареи с гелевым электролитом, необходимо применять ток в 5% от заявленной емкости аккумулятора (до 0,3 А), а время зарядки должно быть в 2 раза увеличено.
Если соблюдать все рекомендации по зарядке гелевого аккумулятора для мотоцикла, он прослужит столько, сколько заявлено производителем. При этом особое внимание следует уделять измерению силы тока, времени зарядки и беспрерывности процесса.
Источник: https://bestmoto.pro/novichkam/kak-pravilno-zaryazhat-gelevyj-akkumulyator-dlya-motocikla.html
Как правильно заряжать гелевые аккумуляторы
В последнее время на прилавках российских магазинов появляется всё больше гелевых автомобильных аккумуляторов, ещё называемых AGM. Они имеют ряд преимуществ перед моделями АКБ с жидким электролитом, как, впрочем, и ряд недостатков.
И один из таких недостатков заключается в том, что гелевые аккумуляторы требуют корректного проведения процесса зарядки. И нужно точно знать, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля.
Об этом мы и поговорим в данной статье, но сначала небольшое отступление о самих аккумуляторных батареях с гелевым наполнителем.
Что представляют собой гелевые аккумуляторы?
Стоит отметить, что этот тип АКБ не является революционным продуктом, а скорее эволюционным. Со времён появления первого аккумулятора пару веков назад специалисты постоянно работали над усовершенствованием его конструкции. Работы велись, как в направлении совершенствования состава пластин (из-за низкой механической прочности свинца), так и по усовершенствованию химического состава электролита (выкипание, изменение состава).
В результате появились аккумуляторы с гелевым наполнителем вместо жидкого электролита. Здесь речь идёт именно о «гелевых», а не о «гелиевых» АКБ, как их иногда ошибочно называют. Это те же свинцово-кислотные аккумуляторы, где электролит находится в гелеобразном состоянии. Принцип действия у них такой же, как и у батарей с жидким электролитом.
На сегодняшний день есть две основные технологии производства таких аккумуляторных батарей.
Это:
- Технология GEL. Здесь применяется силикагель и микропористый сепаратор;
- Технология AGM. Здесь стекловолокно используется для абсорбции электролита. Оно же одновременно выступает в роли сепаратора.
Продукты, сделанные по этим технологиям, применяются в автомобильной промышленности, судостроении, различных системах, где требуется обеспечение бесперебойного питания. На автомобилях пока ещё нечасто можно встретить АКБ с гелеобразным электролитом, а вот, к примеру, в скутерах и мопедах они получили широкое распространение. Для тех, у кого есть авто с таким устройством, важно знать, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля.
Некоторые производители заявляют о сроке службы подобных аккумуляторов в 12–14 лет и эксплуатации их в любом положении, хоть «вверх ногами». Не все эти заявления соответствуют действительности. Давайте, посмотрим, какие на самом деле плюсы таких АКБ.
Вернуться
Преимущества гелевых аккумуляторов
Гелевый наполнитель обеспечивает при пуске высокий ток. Это достигается благодаря тому, что гелевый наполнитель хорошо облегает свинцовые пластины. Это очень выручает в холодное время года;
- При повреждении корпуса батареи не происходит утечки электролита. Естественно, при небольшом повреждении;
- Свобода в установке подобной аккумуляторной батареи. Можно устанавливать на вертикальной и наклонной поверхности, благодаря отсутствию жидкого электролита;
- Высокая степень безопасности этого типа АКБ;
- Аккумулятор этого типа выдаёт стабильные показатели напряжения и тока до снижения уровня заряда до 30 процентов от номинала;
- Некоторые производители сообщают, что их гелевые аккумуляторы могут пройти 600–700 циклов разряд – заряд, не потеряв ёмкости, а некоторые говорят и о тысяче циклов;
- Батареи этого типа отлично переносят холод и жару.
Вернуться
Недостатки гелевых аккумуляторов
- Длительная эксплуатация возможна лишь при чётком выполнении правил использования. Особенно это касается зарядки АКБ.
- Высокая точность напряжения при зарядке. Как следствие, требуется специальное зарядное устройство с возможностью регулировки напряжения и тока;
- Высокая стоимость по сравнению со стандартными АКБ с жидким электролитом.
Теперь поговорим о том, как заряжать гелевые АКБ.
Вернуться
Как заряжать гелевый аккумулятор?
Чтобы зарядить гелевые АКБ, устройства, используемые для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов с жидким электролитом, не подойдут. Требуется устройство с возможностью регулировки силы тока и напряжения. Это очень важно, поскольку гелевые аккумуляторы очень требовательны к напряжению заряда.
Внимание! Если превысить допустимое напряжение, то начнётся активное газообразование и гелевый наполнитель будет отслаиваться от пластин. В результате произойдёт вспучивание и выход батареи из строя.
Вернуться
Важные параметры и особенности при зарядке гелевого аккумулятора
Максимально допустимое напряжение заряда аккумуляторов составляет, как правило, 14,3–14,4 вольта. Но перед зарядкой вы должны уточнить это значение для своей АКБ. Посмотреть его можно на корпусе или в паспорте устройства. Обозначается оно, как cycle use.
На фото выделено максимально допустимое напряжение заряда гелевого аккумулятора
Так, для модели на фотографии выше cycle use составляет 14,1–14,4 вольта. Есть также и другое значение, обозначаемое как standby use.
На фото выделено напряжение, которое нужно подавать на гелевый аккумулятор для поддержки его в рабочем состоянии
Для модели на фотографии напряжение standby use составляет 6,75–6,9 вольта. Это напряжение, которое нужно подавать на АКБ в режиме ожидания для поддержания её в рабочем состоянии.
Что касается тока зарядки, то на корпусе и в документах на аккумулятор можно встретить следующее значение – max initial current.
На фото выделен максимально допустимый ток зарядки
Для образца на предыдущем изображении величина составляет 16,5 А. Не устанавливайте ток выше этого значения, иначе батарея будет выведена из строя.
И ещё один важный параметр, без которого не обойтись, это ток зарядки аккумулятора. Он вычисляется, как ёмкость АКБ / 10. Смотрите значение ёмкости в Ah.
На фото выделена емкость аккумулятора
Для модели выше ёмкость составляет 7 Ah. Соответственно, ток зарядки нужно установить 700 ma.
Вернуться
Порядок зарядки по шагам
Теперь непосредственно о том, как правильно заряжать гелевый аккумулятор. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Важно! Если ваш гелевый аккумулятор обслуживаемый (а сейчас появились и такие), то выкрутите пробки с банок перед зарядкой;
- На соответствующем зарядном устройстве выставьте напряжение cycle use и нулевой ток;
- Подключить клеммы устройства к АКБ, соблюдая полярность;
- Установить ток зарядки (который мы вычислили выше) и следить за напряжением в процессе зарядки.
По мере того как аккумулятор будет заряжаться, напряжение будет расти. Если оно будет превышать cycle use, то уменьшите силу тока, насколько потребуется. В таких условиях аккумулятор полностью зарядится примерно за 10–12 часов.
Некоторые специалисты рекомендуют уменьшить ток зарядки в два раза и заряжать аккумулятор примерно сутки. Это увеличит срок эксплуатации АКБ.
Вообще, в продаже можно встретить зарядные устройства, которые способны самостоятельно отслеживать напряжение и снижать силу тока в случае необходимости. К тому же модели, которые компенсируют значение напряжения в зависимости от температурного режима.
Вернуться
Требования к зарядному устройству для гелевых АКБ
В заключение, давайте перечислим основные пожелания к зарядному устройству для гелевого аккумулятора.
- Возможность настраивать ток заряда;
- ЗУ (зарядное устройство) должно предназначаться для гелевых АКБ или иметь отдельный режим для работы с ними;
- Устройство должно иметь функцию температурной компенсации;
- Должен быть диапазон рабочих температур (обычно от +5 до +40);
- Крайне желательно ведение процесса заряда по стадиям в автоматическом режиме (3-4 стадии).
Вернуться
Что в остатке?
Вот, пожалуй, и все моменты по зарядке гелевых аккумуляторов. Можно добавить, что этот тип аккумуляторов имеет ряд неоспоримых преимуществ, по сравнению с обычными кислотными батареями. Но гелевые батареи требуют специальных зарядных устройств и большей внимательности при зарядке. При неаккуратной зарядке можно вывести их из строя или значительно сократить срок службы. Поэтому соблюдайте указанный порядок при заряде гелевого аккумулятора и он прослужит вам долго.
Опрос
Примите участие в опросе!
Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваши отзывы о зарядке гелевых аккумуляторов, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться
Источник: https://akbinfo.ru/gelevye/kak-zaryazhat-gelevyj-akkumulator-parametry-i-osobennosti.html
Зарядка гелевого аккумулятора автомобиля
Процедура зарядки гелевого автомобильного аккумулятора лишь немного отличается от аналогичного обслуживания традиционных свинцово-кислотных батарей. Однако этого «немного» достаточно, чтобы всего за несколько минут вывести полностью новую AGM АКБ из строя. А стоит это удовольствие в 3-4 раза дороже, чем классика с жидким электролитом.
В рассматриваемом материале детально рассказано, как, чем и сколько заряжать гелевые аккумуляторы, каким напряжением и током, а также чего делать не нужно, чтобы не испортить АКБ.
Можно ли заряжать гелевый аккумулятор?
Начать стоит с ответа именно на этот вопрос. Как ни странно, им до сих пор задаются немало пользователей. Чтобы в дальнейшем не осталось никаких сомнений по поводу – заряжают ли гелевые аккумуляторы или нет – ответ достаточно подкрепить железной логикой, с которой никто не сможет поспорить.
Если бы АКБ AGM не надо было заряжать, то это был не аккумулятор, а батарейка.
Само определение «аккумулятор» подразумевает возможность (и даже необходимость) не только разряжать батарею, но и заряжать ее тоже.
Чем зарядить гелевый аккумулятор?
Второй распространенный вопрос касательно технологий AGM и GEL (что, по сути, одно и то же) – чем заряжать. Здесь можно пойти двумя путями – простым и дорогим, или более сложным, но бюджетным.
Проще и безопаснее всего заряжать гелевый аккумулятор зарядным устройством, которое спроектировано и разработано с учетом особенностей именно этих источников питания. Особенностью зарядников этого типа является способность автоматически обеспечивать оптимальное напряжение заряда, а также дозировать силу тока. За счет этой самой автоматики, которой управляет точная электроника, зарядники для АКБ этого типа заметно дороже, чем простые модели.
Особенно чувствительны гелевые АКБ к напряжению. Если его превысить на несколько десятых долей вольта, нанотехнология в лице геля начнет плавится и отслаиваться от свинцовых пластин. Контакт между электродами и электролитом исчезнет, соответственно, химические реакции внутри батареи прекратятся. Причем навсегда.
Дешевле, но сложнее можно заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством. Основная проблема подобных недорогих устройств заключается в том, что у них отсутствует автоматика, которая ограничивала бы верхний порог напряжения заряда. А если традиционные свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом более или менее сносно «переживают» подобные издевательства, то гель таких ошибок не прощает.
Как зарядить гелевый аккумулятор обычным зарядным грамотно и, самое главное, безопасно – описано ниже.
Когда нужно заряжать гелевый аккумулятор?
Каким бы высокотехнологичным не был автомобильный аккумулятор, его периодически придется подзаряжать от стационарного устройства. Зависит это не столько от самого аккумулятора, сколько от особенностей эксплуатации транспорта. Если авто используется для кратковременных поездок, ночью, зимой или с включенными потребителями при выключенном двигателе – никакой аккумулятор не успеет полностью восстановить от генератора потраченную энергию.
Как понять, что аккумулятор пора подзарядить дополнительно, при помощи стационарного зарядного устройства? В случае с жидким электролитом можно измерить плотность ареометром, и по этому показателю оценить степень заряженности АКБ. Но в рассматриваемой ситуации гель, плотность которого в гаражных условиях не измерить, да и смысла в этом нет. Но способ, естественно, есть.
Необходимо ориентироваться на напряжение на клеммах гелевого АКБ. Замерить его можно самым дешевым китайским мультиметром. Важно, чтобы вольтметр был цифровым. Стрелочные варианты здесь не подойдут. Ориентир простой. Если напряжение на клеммах 12.7 В – батарея заряжена на 100%. Если 12.6 В – на 90%, 12.5 В – 80%, и так далее до глубокого разряда.
Однако не все так просто. Замерять напряжение на клеммах гелевого аккумулятора нужно в соответствии с двумя критически важными правилами:
- Батарею нужно отсоединить от бортовой сети автомобиля.
- Аккумулятор должен постоять без дела не менее 8-12 часов (ночь).
Если эти условия не выдержать, полученные измерения никак нельзя сопоставлять с указанным выше алгоритмом определения степени заряженности аккумулятора.
Так вот. Гелевый аккумулятор нуждается в принудительной зарядке тогда, когда степень его заряженности опустилась ниже 60-75%. При этом следует также помнить, что более глубокий разряд гелевого аккумулятора приводит к потере им номинальной емкости и к общему сокращению ресурса.
Инструкции по зарядке гелевого аккумулятора разными зарядными устройствами
Переходим к основной операции – зарядке AGM АКБ при помощи разных зарядных устройств. Рассмотрим ее на примере того, как зарядить гелевый аккумулятор мотоцикла на 12 вольт. С автомобильными АКБ поступаем аналогично.
Недостаток большинства подобных инструкций заключается в том, что все они написаны для какого-то конкретного зарядного устройства. Здесь же рассмотрены практически все возможные ситуации.
Зарядка специальным зарядником для гелевых АКБ
Самый простой вариант, если такое устройство имеется в наличии. Аккумулятор нужно отсоединить от бортовой сети, на заряднике выставить требуемый режим в соответствии с характеристиками АКБ, подсоединить его к батарее и включить.
Автоматика сама будет дозировать напряжение и ток заряда. Когда аккумулятор будет полностью заряжен, устройство само прекратит подачу тока. И оповестит пользователя сигналом или надписью на дисплее.
Зарядка зарядником с регулировкой силы тока
Отсоединяем АКБ от бортовой сети. На зарядном устройстве выставляем минимальный ток. К аккумулятору параллельно подключаем цифровой вольтметр (мультиметр). Подсоединяем к нему зарядное устройство и включаем в сеть. Выставляем силу тока, равную 1/10 емкости АКБ. В процессе заряда необходимо контролировать напряжение по мультиметру – оно ни в коем случае не должно превышать 14,4 В. Если превышает – понижаем силу тока.
На многих гелевых аккумуляторах это самое граничное напряжение указано на корпусе рядом с надписью CYCLE USE.
Заряжать нужно до тех пор, пока при указанном напряжении сила тока не снизится до 0.1 А.
Зарядка зарядником с регулировкой напряжения
Такие зарядники чаще всего изготавливаются самостоятельно, однако, в продаже тоже имеются. Как работать с ними? Аналогично, как и в случае с регулируемым током. Подключаем вольтметр параллельно АКБ, а последовательно с зарядником – амперметр. Заряжать надо так, чтобы напряжение не превышало вышеуказанного, а ток не был выше 1/10 номинальной емкости конкретной батареи.
Завершение заряда определяется аналогично – при указанном напряжении потребляемый аккумулятором ток должен снизиться до 0.1 А.
Зарядка зарядником без каких-либо регулировок
Самый экстремальный и опасный для гелевого аккумулятора вариант. От такого лучше вообще отказаться. Но если сильно надо, то делаем следующее.
Отключаем АКБ от сети. Убеждаемся, что зарядное устройство рассчитано на нужное номинальное напряжение (12 В). Подключаем вольтметр (параллельно) и амперметр (последовательно с зарядником). Включаем.
Если напряжение на мультиметре не скакнуло выше указанного «безопасного» для геля, смотрим на амперметр. Ток не должен превышать 1/10 емкости батареи. Если это так, то заряжаем гелевый аккумулятор строго до тех пор, пока напряжение не достигнет указанной на корпусе отметки (Cycle use).
К сожалению, полностью зарядить таким зарядным устройством нереально ни один современный аккумулятор.
Заключение
Заряжать гелевые аккумуляторы можно и нужно. Делать это надо по мере необходимости – когда батарея в состоянии покоя заряжена менее, чем на 60-75%. Лучше всего для зарядки использовать специальное зарядное устройство. За ним не нужен контроль, оно безопасное для АКБ. Не сократит ресурс и не выведет батарею из строя. Обычным зарядным зарядить тоже можно, но делать это надо осторожно и внимательно. Необходимо постоянно контролировать напряжение и ток.
Источник: https://avtobond.ru/akkumulyatory/gelevye-akkumulyatory/zaryadka-gelevogo-akkumulyatora/
Как заряжать гелевый аккумулятор
Независимо от вида аккумулятора, все они требуют периодической зарядки. Гелевые — не исключение. Можно ли заряжать обычным зарядным устройством этот тип батарей? Гелевый электролит требует особых способов зарядки аккумулятора автомобиля, скутера, лодки. Соблюдение условий восстановления заряда позволит продлить срок службы источника энергии.
Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством
Вопрос о том, как зарядить обычным зарядным устройством гелевый аккумулятор, задают часто. Но технология зарядки батареи с жидким электролитом и гелем отличаются. Заряжают ли от обычного ЗУ гелевые аккумуляторы? Высокий зарядный ток расплавит гель, который уже не восстановится. Есть и другие проблемы:
- Если батарея почти заряжена, гель не расплавится, но и зарядка идти не будет.
- Ток зарядки разрушит структуру геля, даже при использовании дополнительной настройки.
- Невозможно выполнить условия этапной зарядки со сменой параметров тока и напряжения.
- Нагревание батареи приведет к разложению электролита, поэтому нельзя держать аппарат под зарядкой избыточное время.
Все объясняется проще. Подключение к обычному зарядному устройству приведет к неизбежному разогреву. Если корпус удалось быстро охладить, в нем уже образовалась жидкость. Постепенно она растворит оставшийся гель. Признак разрушения – нагрев корпуса во время работы.
Так как купить «умное» ЗУ не всегда удается, разработан способ, как заряжать гелевый аккумулятор от обычных зарядных устройств. Для этого потребуется посредник – другая батарея, даже старая, отработанная. Она будет работать трансформатором энергии, снижая параметры зарядного тока.
Нужно обе батареи подсоединить параллельно, ЗУ подсоединить к батарее-трансформатору. На гелевый аккумулятор воздействие будет более мягким. Убедившись, что зарядка идет, нужно определить степень нагрева корпуса гелевой АКБ. Если нет нагрева, 2 часа можно восстанавливать емкость. После замерить параметры, в зависимости от показаний, продолжать зарядку еще час или два. Можно ли заряжать батарею, если она начала нагреваться сразу? Нет, ее нужно утилизировать.
Каким зарядным устройством заряжать гелевый аккумулятор
Как заряжать батарею правильно? Технология зарядки гелевого аккумулятора состоит из нескольких ступеней. При этом используют специальное зарядное устройство. Каким напряжением можно заряжать гелевый аккумулятор? В паспорте батареи записано пороговое напряжение. На большинстве приборов это 14,4-14,5 В. Но необходимо знать допустимый максимум для своего изделия. Превышение показателя приведет к разрушению геля.
Как выбрать зарядное устройство для автомобильного гелевого аккумулятора, как вести зарядку?
Уже знаем, что неприемлемо даже кратковременное превышение зарядного напряжения выше порогового, указанного в паспорте. Сила тока должна быть около 10 % от емкости гелевого аккумулятора. Каким током заряжать при показателе 60 А/ч? Десятая часть составит 6 ампер. Быстрая зарядка возможна с применение 30% тока от емкости. Для сохранения заряда в гелевом аккумуляторе существует режим Standby USE параметры напряжения 13,5 -13,8.
Основные требования к зарядному устройству – возможность регулировать и поддерживать параметры тока и напряжения. Должна быть функция температурной компенсации, без нее возможен перезаряд, что недопустимо. Хорошо, если термометр выносной. Автоматический режим зарядки и своевременное отключение потребителя тока сделают процесс надежным.
Как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля, изложено в пошаговой инструкции:
- Применяются необслуживаемые гелевые аккумуляторы и снабженные пробками. Перед зарядкой пробки нужно выкрутить.
- На зарядном устройстве выставить напряжение cycle use, ток нулевой.
- Подключить устройство, соблюдая полярность.
- Установить ток зарядки, следить за напряжением. Оно будет расти, важно чтобы показатель оставался в рамках дозволенного.
Сколько заряжать гелевый аккумулятор зависит от подаваемого тока. При 10 % от емкости зарядка происходит за 12-14 часов. Но снизив показатель вдвое, увеличим время до 24 часов, зато продлим срок годности прибора. Если нужно зарядить быстро, увеличиваем силу тока.
Зарядку следует проводить по стадиям. Вначале устанавливают постоянный током, с увеличением напряжения до нормы. На второй стадии сохраняется постоянное напряжение, а ток постепенно уменьшается, пока показатель емкости достигнет максимума.
Как заряжать гелевые аккумуляторы 12 вольт
Гелевые аккумуляторы 12 вольт могут быть автомобильными (стартерными) или тяговыми. Чем и как правильно заряжать те и другие, в чем отличие, разберемся.
Для стартерного аккумулятора характерен режим работы, когда в короткое время на пуск мотора отдается до 2-3С20 тока. Восстанавливается заряд в период движения, когда генератор вырабатывает энергию.
Но зарядится ли гелиевый аккумулятор на автомобиле полностью? Бортовая электроника не позволяет восстановить емкость на 100%. Поэтому периодическая подзарядка до номинала нужна.
Если вы пользуетесь универсальной автомобильной зарядкой iMAX B6 или другим подобным ЗУ, зарядить гелевый аккумулятор не составит труда.
Выставив нужные параметры — номинальное напряжение, количество банок, ток зарядки на «умном « зарядном устройстве, нужно указать тип аккумулятора. О том как правильно зарядить гелевый аккумулятор автомобиля позаботится универсальный зарядник с микропроцессором.
Как зарядить тяговый аккумулятор 12 в с гелевым электролитом? Здесь несколько изменен алгоритм. В фазе насыщения ток заряда восстанавливает емкость аккумулятора. Но так как емкость большая, используется ток 0,1-1,0 С20. С20 – цифровое значение емкости, измеряемой в А/ч. При достижении на клеммах номинального напряжения 13,8-14,4 В, заряд составляет около 80 %.
Наступает этап абсорбции. В массивные свинцовые пластины проходят активные ионы, как в кладовую. За счет диффузии заряд скапливается, ток поглощается все меньше, до 0,02С20. Во время абсорбции ток не зависит от зарядного устройства, только от емкости пластин. Именно этот процесс позволяет использовать энергию равномерно и долго при разрядке.
Показатель, характеризующий работу тягового аккумулятора – эффективность зарядки. Это обозначает, какой процент от полученной энергии используется эффективно. Гелевые аккумуляторы имеют показатель эффективности 90 %.
Как заряжать гелевый аккумулятор для мотоцикла
Особенности источников энергии для мотоцикла, скутера, снегохода в их малой емкости. Поэтому даже универсальное автомобильное устройство не поддерживает малые токи. Как можно зарядить гелевый аккумулятор малой емкости? Необходимо подобрать «интеллектуальное» зарядное. Пример доступного по цене ЗУ – Benton BX.
Как часто нужно заряжать гелевый аккумулятор для снегохода или для скутера? Все аккумуляторы, установленные на экстремальной технике, контролируются тестером. Напряжение замеряется на клеммах. Показатель выше 12,7 В хороший, ниже – гелевый аккумулятор мотоцикла, снегохода или другой техники требует подзарядки от сети. Для гарантии безотказной работы аккумулятора сетевая короткая подзарядка рекомендуется раз в два месяца.
Независимо, в автомобиле, скутере, или лодке, установлен гелевый аккумулятор. Правильная зарядка после длительного простоя или глубокой разрядки должна быть не меньше 12-14 часов. Используется ток 0,1 С20 или чуть больше. Нельзя отключать питание, если батарея заряжена не полностью. Процесс должен быть под контролем. Нельзя допускать нагрева корпуса аккумулятора.
О том, как правильно зарядить гелевый аккумулятор, посмотрите видео
Источник: https://batts.pro/kak-zaryazhat-gelevyiy-akkumulyator/
Как правильно зарядить гелевый аккумулятор
Гелевые аккумуляторы появились на рынке гораздо позже своих старших кислотных братьев. В основном гелевые аккумуляторы встречаются в скутерах, мото и квадроциклах. А так же используются в бесперебойных устройствах компьюторной техники, газовых котлов, в паре с солнечной батареей. Основной особенностью является то, что внутри у них, не жидкая кислота, а гель, что позволяет использовать их даже «вверх ногами».
Из преимуществ гелевых аккумуляторов стоит выделить:
- высокая токоотдача, даже при минимальном заряде, порядка 20% — 30% от номинального.
- до 1000 циклов перезаряда.
- минимальный ток саморазряда (не более 20% в год)
- возможность хранить полностью разряженными даже при минусовой температуре.
Из недостатков:
- гораздо большая цена в сравнении с кислотными аккумуляторами при одинаковых параметрах.
- !!!Не любит перезаряда!!!
Заряжают ли гелевые аккумуляторы?
Такой вопрос довольно часто задают авто любители и водители мото техники.
Гелевый аккумулятор, как и любой аккумулятор, в отличии от батареек, можно и нужно периодически подзаряжать, если АКБ продолжительное время не используется. А, как известно любая аккумулирующая батарея имеет саморазряд, т.е.
сама разряжается за определённое время. У разных аккумуляторов разный процент саморазряда. Единственное, следует использовать специальное зарядное устройство для гелевых аккумуляторов.
Но заряжают гелевые аккумуляторы, в отличии от кислотных, специальным зарядным устройством с регулировкой зарядного тока.
Как восстановить гелевый аккумулятор
Изначально гелевый аккумулятор является НЕ обслуживаемым. Так как электролита в нем нет, да и условия хранения для него пригодны более жёсткие чем для кислотного АКБ. Тем более, как утверждают производители, срок использования более 10-ти лет. Но периодическая дозарядка 1-2 раза в сезон специальным зарядным устройством для гелевых аккумуляторов совсем не помешает.
Стоит указать, что гелевые аккумуляторы, почти не выделяют гремучих газов в процессе работы и зарядки. Газы рекомбинируются в гель. Но если по каким то причинам аккумулятор вздулся, его следует утилизировать, или проще говоря выбросить.
Источник: https://silatoka.net/zaryadit-gelevyj-akkumulyator
Зарядка гелевых аккумуляторов
› Аккумуляторы
Любые элементы питания аккумуляторного типа требуют регулярного восстановления заряда. Не каждый знает, как зарядить гелевый аккумулятор. Специфический электролит требует применения особых способов восстановления емкости. Соблюдение некоторых правил поможет избежать выхода элемента из строя.
Преимущества
К преимуществам гелевых источников питания относятся такие качества:
Гелевый аккумуляторы отличаются безопасностью и длительным сроком службы.
- Высокая сила пускового тока. Гелевый наполнитель плотно прилегает к свинцовым электродам. Это выручает пользователя в зимнее время.
- Невозможность утечки кислотного состава. При незначительном повреждении корпуса электролит не выводится наружу.
- Разнообразие вариантов установки. Батарею можно размещать на горизонтальной, наклонной или вертикальной поверхности. Подобное объясняется отсутствием жидкого наполнителя.
- Безопасность. Аккумулятор не выделяет ядовитых или взрывоопасных паров.
- Подача тока стабильной силы и напряжения.
Параметры не изменяются даже при падении уровня заряда до 30%.
- Длительный срок службы. АКБ выдерживает до 700 циклов разряда и заряда. Некоторые модели не утрачивают емкость даже после 1000 зарядок.
- Нечувствительность к перепадам температур.
При нагревании или охлаждении гелеообразный электролит сохраняет свойства.
Недостатки
К отрицательным качествам GEL-аккумуляторов относятся такие моменты:
- Необходимость соблюдения правил эксплуатации. Только так можно продлить срок службы батареи. Элемент питания нужно правильно заряжать и подготавливать к хранению.
- Необходимость использования автоматических зарядных устройств, регулирующих напряжение и силу тока.
- Увеличенная, по сравнению с классическими АКБ, стоимость.
Пример специализированных зарядных устройств для свинцово-кислотных и гелевых батарей от фирмы Optima и Universal.
Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством?
Использовать обычное ЗУ нежелательно. Подключение такого прибора напрямую способно вывести аккумулятор из строя без возможности ремонта. При подаче тока высокой силы гель начинает плавиться. Сжиженный наполнитель не может вернуться в изначальное состояние. Он продолжает расплавлять оставшийся гель.
https://www.youtube.com/watch?v=qvZlVqixsX4
При зарядке гелиевой АКБ классическим ЗУ могут возникать и такие проблемы:
- Прекращение набора заряда при достижении показателя в 90%.
- Невозможность тонкой настройки параметров. Заставить батарею принимать ток неподходящей мощности не получится.
- Перегрев АКБ. В таком случае нужно сразу отключать ЗУ. При использовании неавтоматического прибора пользователю придется отслеживать процесс зарядки.
Каким зарядным устройством пользоваться?
Зарядное устройство для гелевого аккумулятора должно иметь такие характеристики:
- Возможность настройки тока и напряжения заряда. Это позволит избежать повреждения гелевого наполнителя и пластин.
- Наличие функции температурной компенсации.
- Диапазон рабочих температур в пределах +5+40°С.
- Автоматический контроль процесса. Зарядка протекает в 3-4 этапа, контролируемых блоком управления.
Основные правила безопасной зарядки
При восстановлении мощности аккумулятора с гелеобразным наполнителем нужно соблюдать такие правила:
- Степень заряженности требуется проверять каждые 2-4 недели. Сделать это самостоятельно можно, используя мультиметр. Нужно завести двигатель и подсоединить щупы прибора к клеммам АКБ.
- Необходимо соблюдать лимит напряжения. Этот показатель не должен превышать 14,5 В. В процессе зарядки параметр изменяется. Чем глубже разряд, тем выше сила тока. По мере восстановления заряда показатели снижаются. Превышение допустимых уровней приводит к расплавлению и закипанию электролита.
- Не стоит пытаться вскрыть корпус в случае закипания наполнителя. Это может привести к взрыву батареи и травмированию пользователя.
При полном заряде вольтаж на клеммах гелевого аккумулятора не должен превышать 14.5 В.
Важные параметры и особенности
Интервалы между процедурами должны составлять не менее 6 месяцев. Необходимо восстанавливать энергетический потенциал АКБ полностью. В противном случае емкость батареи со временем снизится. Восстановить этот показатель достаточно сложно.
Длительность цикла зарядки зависит от емкости элемента питания и тока заряда. Первый параметр делят на второй. При емкости 60 А/ч и силе тока 0,6 А длительность цикла составляет 10 часов. Специальные зарядные устройства подают сигнал о завершении процедуры.
Инструкция по зарядке АКБ для мотоцикла
12,7 В – нормальное напряжение гелевого аккумулятора для мотоцикла.
Аккумулятор снегохода или мотоцикла от источника питания автомобиля отличается меньшей емкостью. Универсальное автомобильное ЗУ не выдает малые токи.
Для зарядки АКБ мотоцикла используют интеллектуальные устройства, например Benton BX. Аккумулятор обследуют с помощью мультиметра.
Прибором замеряют напряжение на клеммах. Нормальным считается показатель в 12,7 В. При более низком значении гелевый аккумулятор требует подзарядки.
Для продления срока службы элемента питания зарядку проводят раз в 2 месяца. После длительного хранения заряд восстанавливают в течение 12-14 часов, подавая ток, равный 10% емкости. Нельзя отключать зарядное устройство до полного восстановления мощности. Нужно следить за температурой корпуса аккумулятора.
Какой уход требуется гелевому аккумулятору?
Нельзя пользоваться транспортным средством до полного разряда батареи. При снижении заряда элемент питания функционировать не прекращает. Однако емкость снижается, из-за чего АКБ не сможет принимать нужное количество энергии. Необходимо приобрести мультиметр и всегда держать его при себе. Это поможет вовремя обнаружить разряд аккумулятора, подключить ЗУ и произвести подзарядку.
Дополнительно рекомендуется выполнять такие действия:
- регулярно очищать корпус батареи от пыли и грязи;
- раз в 3 месяца полностью разряжать и заряжать АКБ;
- контролировать правильность подключения клемм.
Как продлить период работы устройства?
Несмотря на то что гелевая АКБ 12 Вольт является необслуживаемой, продлить срок ее службы можно. Реанимировать вздутый аккумулятор нельзя, его утилизируют. Гель в таком случае отделяется от пластин, выработка энергии становится невозможной. Обнаружить внутренние повреждения сложно. К ним относят износ стекловолокна, электродов или электролита.
При подсыхании наполнителя восстановление возможно. Для этого удаляют пластиковую крышку, снимают резиновые клапаны. С помощью шприца в каждую банку вливают по 2 мл очищенной воды. Жидкость должна незначительно закрывать пластины. После увлажнения геля излишки воды выкачивают шприцем. Колпачки и крышку возвращают на место.
Зарядка гелевых аккумуляторов Ссылка на основную публикацию
Источник: https://3batareiki.ru/akkumulyatory/zaryadka-gelevyh-akkumulyatorov
Как зарядить гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством
Гелевые аккумуляторы стали усовершенствованной версией стандартных кислотных батарей с повышенными характеристиками. Электролит в них сделан в виде геля, а не жидкости. Поэтому для заряда такой АКБ необходимо применять зарядные устройства, в которых можно регулировать силу тока и напряжение. Не соблюдая рекомендации, придется покупать новую батарею.
Гелевый аккумулятор в разрезе
Можно ли заряжать обычным зарядным устройством
У каждого владельца транспорта есть зарядник для аккумулятора, подходящий АКБ с жидким электролитом. С гелевой батареей он несовместим, поскольку высокий ток расплавит гель внутри, а он не способен восстанавливаться.
При использовании стандартных зарядников есть ряд проблем:
- при заряде батареи более половины, гель не расплавится, но и окончательно АКБ не зарядится;
- нельзя обеспечить этапную зарядку с плавной сменой тока и напряжения;
- недопустимо оставлять батарею на зарядке слишком долго. Нагрев аккумулятора разрушит структуру электролита и, он потеряет свои качества.
Всему этому есть объяснение в виде нагрева корпуса АКБ при подключении стандартного зарядника. При отсутствии контроля электролит расплавляется, но даже если вовремя отключить подачу тока, от разогретого корпуса образуется конденсат.
Важно! Со временем вода растворит электролит и сделает батарею непригодной.
При этом способ восполнения энергии гелевых автомобильных АКБ даже с обычной зарядкой существует. Для этого потребуется стандартная кислотная батарея, даже выработанная. Она станет трансформатором, снижая нагрузку на конечную точку.
Батарейки соединяются параллельно, а зарядное устройство подключается к трансформатору. Основная энергия будет поступать на переходник, от которого уже в меньшем количестве отправится на гелевый аккумулятор. Первое время нужно отслеживать, есть ли нагрев. Если его нет, то зарядка продолжается пару часов, замеряются параметры и при необходимости ЗУ подключается снова.
Каким зарядным устройством заряжать гелевый аккумулятор
Покупая гелевый тип АКБ, нельзя надеяться на то, что его можно будет зарядить обычной техникой. Для этого созданы особые зарядки, имеющие:
- регулировку силы тока;
- температурную компенсацию, которая нивелирует, нагрев батареи. Параметры зарядки подстраиваются к температуре АКБ и помещении, где наполняется аккумулятор;
- стадийность заряда — обычно требуется три этапа. Сначала напряжение постепенно увеличивается, пока не дойдет до предела АКБ. На втором этапе напряжение постоянное, правда уменьшается сила. Завершающая стадия снижает нагрузку еще больше, ведь ток и напряжение остаются минимальными, чтобы оставшиеся проценты энергии воспринялись батареей нормально.
Спецзарядки работают при положительных температурах. Обычно диапазон составляет 5-40 градусов тепла. Это поможет зарядить батарею где угодно, вне зависимости от времени года.
Как правильно заряжать гелевый аккумулятор 12в
Гелевые АКБ могу быть стартерными и тяговыми, причем первый тип используется для машин. Стартерный АКБ на 12В подает много энергии на запуск мотора, а во время движения ее восстанавливает генератор. Он не может наполнить батарею до 100%, поэтому периодически нужно заряжать энергоблок до максимума.
В качестве компромиссного варианта выбираются универсальные автомобильные зарядки. Они могут регулировать напряжение и выбирать правильный ток по программе, заданной пользователем. Потребуется выставление основных параметров:
- Номинальное напряжение.
- Количество секций (банок).
- Зарядный ток на устройстве.
- Тип наполняемого аккумулятора.
Соблюдение заданных параметров обеспечивает микропроцессор универсального ЗУ, он не даст энергии и температуре выйти за пределы. В тяговых аккумуляторах действия немного отличаются. Первая фаза — насыщения, в ее ходе восстанавливается до 80% емкости.
Далее проводится абсорбция — активные ионы накапливаются в свинцовых пластинах, пока ток не будет поглощаться в минимальных количествах. Ток не зависит от самого зарядного устройства, наиболее главным является размер и вместительность пластин.
Благодаря такому разделению на стадии энергия упорядоченно поступает при зарядке и долго расходуется при эксплуатации автомобиля.
Подготовка к зарядке
Перед началом закачки энергии в гелевый АКБ, важно учесть его характеристики, указанные в сопроводительной документации или на корпусе. Всего есть три главных показателя:
- Standby — нормы напряжения при хранении, готовности к работе, которые нельзя превышать. Для корректной работы и во избежание проблем следует выбрать на зарядном устройстве напряжение вдвое меньше рекомендуемого.
- Cycle use — максимальное напряжение в АКБ при заряде. Обычно это 14.1 В -14.4 В, поэтому обычные зарядники, имеющие напряжение 14.5-15.5 Вольт, не подходят для эксплуатации с гелевыми батареями.
- Max initial current — под этим обозначением скрывается максимальный ток для зарядки. При отсутствии этого параметра нужно выбирать 10% от емкости батареи. Если АКБ содержит 50 Ампер-часов, ток должен быть на уровне 5 Ампер.
Источник: https://nahybride.ru/dvigatel/kak-pravilno-zaryazhat-gelevyj-akkumulyator
Как зарядить гелевый аккумулятор? 2 способа, полезные советы
Сегодня АКБ на базе гелевого электролита нельзя назвать переворотом в данной индустрии, революцией в сфере автомобилестроения или новшеством. Скорее это шаг на пути к усовершенствованию рассматриваемого оборудования с целью увеличить время выдержки заряда, повысить технические параметры и эксплуатационный срок.
Принцип действия гелевого аккумулятора не изменился, поскольку кислотный наполнитель и свинцовые электроды никуда не пропали, однако приходится более серьёзно задумываться над тем, как зарядить гелевый аккумулятор, поскольку традиционное использование обычного ЗУ только испортит агрегат. О каких принципах зарядки нужно помнить, и каким методам стоит отдать предпочтение?
Сравнение гелевого аккумулятора с кислотным: преимущества и недостатки
Гелевые аккумуляторы отличаются от кислотных преимущественно только наличием кремния в веществе внутри агрегата. Данный элемент позволят сделать текучий электролит желеобразным. Данная особенность актуальна для скутеров, которые меняют положение во время движения, следовательно, возникает необходимость обеспечить более стабильную работу батареи, чтобы соединение гелевой структуры не отлипало от пластин. Постоянная тряска таких транспортных средств также является тому причиной.
Исследования показали, что наклоны и вибрации способствуют потере четверти заряда в случае с полностью заряженным гелевым аккумулятором, если сравнить с обычной ездой.
Среди преимуществ стоит выделить следующие:
- токсичные пары отсутствуют при осторожной и правильной эксплуатации;
- даже повреждение корпуса не вызовет необходимость вытирать гелевую субстанцию, к тому же, аккумулятор продолжит работу;
- отсутствует необходимость в обслуживании;
- даже почти разряженный аккумулятор демонстрирует хорошие показатели пускового тока;
- допустимо оставлять АКБ на морозе.
Наряду с положительными аспектами, если и отрицательные стороны.
- Более высокая стоимость гелевых АКБ, однако увеличенный эксплуатационный срок с лихвой окупает эту издержку.
- Обязателен контроль значений силы тока и напряжения во время зарядки. Проблема заключается в том, что эти показатели определить не всегда просто, даже если мотоцикл мощный.
Принцип безопасной зарядки
Чтобы знать, как правильно заряжать гелевый аккумулятор, стоит проследить за особенностями его работы. Степень заряженности стоит всегда контролировать с помощью мультиметра. Достаточно просто выключить транспортное устройство и подсоединить мультиметр к клеммам.
Необходимо отслеживать так называемый порог напряжения во время подзарядки, данный показатель должен находиться в диапазоне 14,2 — 14,5 вольт. Среднее напряжение соответствует примерно 14 вольт, однако оно постоянно колеблется и никогда не остаётся стабильным.
Чем меньше заряда в АКБ, тем выше будут показатели тока, которые в течение подзарядки будут плавно снижаться. С данной особенностью также связан один феномен: расходуется намного больше энергии именно при разряженной батарее, несмотря на то, что количество вольт напряжения не меняется.
Если порог напряжения превысить, желеобразный гель вскипит и превратится в пар. Поскольку гелевые АКБ не рассчитаны на дозаправку, пополнить запасы испарившегося геля не удастся, к тому же такое явление может сопровождаться взрывом. Также гель может отойти от пластинок, и восстановление будет невозможным.
Как заряжать гелевую АКБ обычной зарядкой
Эффективная и безопасная зарядка гелевых аккумуляторов своими руками возможна даже в домашних условиях. Основное требование – обеспечить поступление постоянного тока.
Грамотная эксплуатация требует отказа от использования при низком заряде и контроля полностью заряженной АКБ. Также не стоит оставлять гелевые АКБ в разряженном состоянии надолго, поскольку они обладают памятью и ёмкость со временем может снижаться.
Итак, почему обычные зарядки не подходят и как их использовать, чтобы они не навредили аккумулятору?
Почему обычная зарядка не подойдёт
Ответ на вопрос о том, можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством, можно назвать неоднозначным. С одной стороны, подключение обычной зарядки напрямую к такой АКБ выведет её из строя без возможности восстановления. Суть в том, что гель расплавляется на батарею при подаче конкретного уровня силы тока. Расплавленный гель уже не вернёт себе первоначальное состояние, а продолжит плавить оставшееся вещество.
Проблемы также будут следующими:
- аккумулятор не берёт заряд, если батарея заряжена почти до конца, хотя и гель не будет плавиться;
- классические зарядные устройства рассчитаны на эксплуатацию со свинцовыми батареями, а для геля подобные силы тока губительны;
- гелевые батареи очень сложно заставить принять заряд, даже при наличии настраиваемого пускового устройства;
- запрет на нагрев требует незамедлительного отключения питания при полной зарядке;
- отечественный информационный рынок не располагает достаточным количеством сведений об использовании гелевых АКБ (в США они наиболее распространены);
- специфика зарядки отличается от кислотных аккумуляторов;
- если во время зарядки всё-таки начал греться аккумулятор, элемент питания с высокой долей вероятности придётся менять.
С другой стороны, применение правильной технологии позволяет зарядить гелевую АКБ и с помощью обычного ЗУ для кислотного аккумулятора.
Правильное использование обычной зарядки
Чтобы узнать, как зарядить гелевый аккумулятор обычным ЗУ, необходимо дополнительно подготовить вторую батарею, она может быть старой, отработанной или новой, гелевой или свинцовой. Также понадобится непосредственно разрядившаяся гелевая АКБ и зарядное устройство. Принцип безопасной зарядки в данном случае основан на правильном подключении приборов в необходимом порядке.
Поэтапная процедура выглядит следующим образом.
- Подключите второй дополнительный аккумулятор к зарядному устройству.
- Подсоедините клеммы аккумулятора посредника к гелевой батарее (минус к минусу, а плюс к плюсу).
- Подождите пару минут и проследите, получают ли аккумуляторы заряд.
- Прощупайте корпус гелевой АКБ — он будет горячим, если аккумулятор вышел из строя. Если же корпус просто тёплый, ожидайте пару часов, пока агрегат будет заряжаться.
- Снова проверьте температуру корпуса, также воспользуйтесь амперметром для дополнительной перестраховки.
- При необходимости продолжайте заряжать АКБ ещё час-два и далее отключите систему от сети. На завершающем этапе снимите клеммы.
Дополнительный старый аккумулятор выполняет в данном случае роль трансформатора, который всю нагрузку принимает на себя. Гелевая же батарея принимает мягкую зарядку, которая является результатом работы электролита в старой АКБ.
Впервые данный эксперимент был проведён одним из самых крупных производителей гелевых аккумуляторных батарей, что вызвало среди владельцев авто настоящий восторг. Для многих стало доступным восстановление аккумуляторов, которые много лет пылились в гараже. Гель не портится после длительного хранения благодаря его долговечности, поэтому даже старый гелевый аккумулятор можно будет легко восстановить.
Использование специальных ЗУ для гелевых аккумуляторов
Также зарядка гелевого аккумулятора возможна посредством использования специального зарядного устройства. В России они пока ещё не лицензированы и в продаже их часто не встретить, однако при желании найти можно.
Подобные специальные ЗУ обладают рядом отличительных особенностей, а принцип работы представлен следующими стадиями зарядки.
- Включите АКБ и замерьте силу тока для определения оптимального режима работы.
- Начните заряжать батарею на показателях, которые определились в автоматическом порядке.
- Отключите заряд через некоторое время, чтобы устройство не нагрелось.
- Подождите, пока батарея остынет, и включите заряд снова, но уже на другой силе тока.
- Не забывайте замерять силу тока в промежутках, когда аккумулятор остывает. Если не менять силу тока, зарядка отключается в автоматическом режиме и дальнейшие циклы не продолжаются.
- Как только измеряемая сила тока будет соответствовать необходимым параметрам, устройство прекратит заряд автоматически.
Обратите внимание на последний шаг, поскольку в большинстве случаев ЗУ продолжают работать, пока пользователь сам их не отключит. В данном же случае зарядные устройства обладают специальными настройками, которые предотвращают расплавление геля при перегреве батареи. Возможно восстановление даже максимально разряженной гелевой батареи.
Требования к специальным зарядным устройствам
Так как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля необходимо с учётом тонких особенностей, предназначенные для этого зарядные устройства должны отвечать следующим требованиям.
- Наличие возможности регулировать ток заряда.
- Опция температурной компенсации с учетом нагрева АКБ. Условия зарядки должны меняться и подстраиваться под температуру самой батареи и температуру в помещении.
- Процесс зарядки должен быть стадийным, желательно осуществлять заряд в три этапа. На первом этапе напряжение увеличивается, на втором напряжение остаётся постоянным, а сила тока уменьшается. На завершающем этапе заряд необходимо поддерживать на минимальных значениях тока и напряжения. Необходимость последнего этапа наблюдается только в том случае, если батарею необходимо поставить на хранение, а эксплуатироваться она не будет.
- Широкий диапазон рабочих температур, оптимальный коридор от +5 до +40 градусов по Цельсию. Расширенный температурный диапазон будет уместен, если заряжать батарею придётся в разных температурных условиях в различное время года.
Сколько заряжать гелевый АКБ
Не стоит заряжать гелевые АКБ чаще пары раз в год. Всегда доводите зарядку до полного завершения, в противном случае ёмкость прибора снизиться при дальнейшей эксплуатации, а восстановить данный параметр до первоначальных значений будет крайне сложно. Проведите расчёты, чтобы определить, как долго следует заряжать АКБ до полного восстановления энергии.
Для этого необходимо ёмкость заряжаемой батареи разделить на ток заряда. Например, при ёмкости в 6,5 Ач и силе тока в 0,65 А, длительность зарядки будет соответствовать примерно 10 часам. Если вы отдали предпочтение специальному зарядному устройству для гелевой батареи, сможете услышать соответствующий сигнал, как только пройдёт 10 часов.
Помните о необходимости строго соблюдать рекомендации производителя гелевых аккумуляторных батарей и относитесь максимально ответственно к выбору подходящего зарядного устройства и метода зарядки в целом. Допущенная при зарядке гелевой АКБ ошибка не предполагает шансов на её исправление, поэтому лишняя осторожность не помешает.
Пожалуйста, оцените этот материал!
(25 3,48
Источник: https://motorsguide.ru/advice/kak-zaryadit-gelevyj-akkumulyator