Как устроен датчик массового расхода воздуха

ДМРВ: что это такое

Как устроен датчик массового расхода воздуха

Современный автомобиль воплощает в себе сгусток инженерной мысли. Каждый агрегат в нем снабжен датчиками, которые считывают информацию и отправляют ее в электронный блок управления. ЭБУ руководит всеми системами авто, обеспечивая тем самым бесперебойную и эффективную его работу.

Датчики контролируют температуру охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе, положение дроссельной заслонки, количество подаваемого воздуха в камеры сгорания двигателя и многие другие параметры работающих систем автомобиля. От исправности этих маленьких приборов зависит работоспособность авто.

Среди датчиков, к исправности которых у автомобилистов внимание должно быть пристальным, особое место занимает ДМРВ. Что такое ДМРВ? ДМРВ — это датчик массового расхода воздуха (в английской терминологии Mass Air Flow Sensor или MAF), предназначение которого состоит в определении количества воздуха, поступающего в двигатель. Он применяется на машинах с впрыском топлива и может использовать вместе с датчиками, определяющими температуру воздуха и атмосферное давление. 

Для чего нужен ДМРВ

На фото датчик массового расхода воздуха. Она всегда находится на выходе воздушного фильтра

Как уже было сказано, главная задача ДМРВ – проинформировать ЭБУ о том, сколько воздуха в данный момент проходит в камеры сгорания силового агрегата автомобиля. Эта информация важна, поскольку в отличие от карбюраторного двигателя, рабочая смесь в котором создается карбюратором, инжекторный двигатель формирует смесь в цилиндрах. Воздух в инжекторе всасывается в цилиндры разрежением, а бензин впрыскивается форсунками.

Каждый впрыск строго дозированный, и подачу порции топлива регулирует электроника на основании информации, полученной от датчиков. Доза топлива зависит от положения коленвала, скорости, с которой он вращается, от положения дросселя, а также от количества воздуха, заходящего в цилиндры. Датчик ДМВР помогает ЭБУ сбалансировать горючую смесь и обеспечить тем самым оптимальную работу двигателя в данных условиях.

Как устроен датчик массового расхода воздуха

Воздух, как компонент горючей смеси, поступает в цилиндры через воздушный фильтр по патрубку. ДМРВ монтируется в корпусе воздушного фильтра и соединяется с патрубком. Соединения герметичны, подсос воздуха недопустим, благодаря этому датчик может точно определять количество воздуха, которое выходит после очистки фильтром, и передавать информацию на блок электроники.

Внутренне устройство ДМРВ, использовавшегося в Ford Windstar

Датчики массового расхода воздуха, устанавливаемые на автомобили, бывают нескольких типов:

  • Первые датчики (расходомеры воздуха) базировались на принципе изменения сопротивления резистора под воздействием изгибаемой пластины. Пластинка-лопаточка закрепляется в корпусе расходомера и под потоком воздуха изгибается – чем мощнее поток, тем больше изгиб. Меняющееся сопротивление резистора при этом сигнализирует блоку управления автомобиля о количестве поступающего воздуха в двигатель.
  • Самые распространенные сегодня расходомеры базируются на работе термоанемометрических измерителей. В корпусе датчика встроены две тонкие платиновые нити: одна рабочая, а вторая – контрольная. Обе нити нагреваются током и имеют одинаковую температуру. Рабочая нить обдувается потоком воздуха и для поддержания температуры на ней, равной температуре на контрольной нити, автоматика увеличивает проходящий через рабочую нить ток. Разность показателей проходящего через рабочую нить тока определяет количество воздуха, всасываемого двигателем.
  • В расходомерах воздуха нового поколения в качестве измерителей используют кремневые пластинки с напылением платиновым покрытием.

Признаки неисправности ДМРВ

Check engine — может сигнализировать о проблемах с ДМРВ

Корректные данные с ДМРВ обеспечивают двигателю постоянное эффективное смесеобразование, и малейшее отклонение в работе устройства тут же сказывается на мощностных и ходовых качествах мотора. Поломка датчика может привести к невозможности запустить двигатель в работу.

Признаки неисправности ДМРВ на автомобиле могут проявляться в следующих ситуациях:

  • трудно запустить двигатель;
  • загорелся сигнал «Check engine»;
  • увеличился расход бензина;
  • ухудшилась динамика набора скорости;
  • обороты в режиме холостого хода плавают.

Эти же проявления могут говорить и о поломке других устройств на машине, поэтому нужно обратиться на СТО и провести обследование состояния датчика.

Как проверить ДМРВ

Отключение датчика массового расхода воздуха

Определить неисправность датчика массового расхода воздуха можно попытаться самостоятельно. Есть несколько способов проведения регламентных работ для этой цели.

  • На работающем двигателе отключить колодку с проводами от датчика. ЭБУ будет питать двигатель по показаниям, исходящим от датчика дросселя. Обороты мотора вырастут. Затем нужно осуществить тест-драйв– улучшение работы силового агрегата укажет на неисправность ДМРВ.
  • С помощью вольтметра проверить напряжение между проводами «сигнал датчика» и «масса». При включенном зажигании (двигатель не работает) напряжение на вольтметре должно быть в пределах 0,9-1,4 вольта. Повышенное напряжение свидетельствует о проблемном датчике.
  • Можно попытаться почистить внутренности датчика от грязи, применив для этой цели аэрозоль, с помощью которого промывают карбюратор.

Современные расходомеры – это сложные и неподдающиеся ремонту приборы, поэтому устранять самостоятельно поломку в них не получится. Восстановить корректную работу двигателя при поломке ДМРВ можно только его заменой.

о ДМРВ

Источник: https://AvtoNov.com/%D0%B4%D0%BC%D1%80%D0%B2-%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%85/

Датчик массового расхода воздуха. Принцип работы

Как устроен датчик массового расхода воздуха

Принцип работы датчиков анемометрического типа прост. Известно, что движущийся холодный воздух охлаждает обдуваемые предметы тем больше, чем больше скорость воздушного потока. Для того, чтобы это проверить, достаточно подуть на палец с разной интенсивностью. Чем сильнее дуть, тем будет холоднее. В датчик массового расхода воздуха устанавливается тугоплавкая нить, через которую пропускается электрический ток.

При протекании определенного тока нить нагревается, при этом увеличивается и ее сопротивление, опять же по законам физики (температурный коэффициент сопротивления). При увеличении воздушного потока (открытие заслонки при нажатии педали акселератора) нить начинает сильнее охлаждаться. Для поддержания постоянной температуры блок управления двигателя формирует больший ток, протекающий через нить.

Таким образом, по величине тока можно определить массовый расход воздуха.

Иногда вместо тонкой нити устанавливают очень тонкие пластины, в качестве материала пластин иногда используют платину, именно поэтому оригинальные ДМРВ, как правило, очень дорогие. Китайские производители иногда экономят на дорогих материалах, применяют технологии напыления.

Такие датчики быстро выходят из строя, причем диагностика, как правило не находит ошибок. Нить (пластина) остается целой, просто выгорает напыление.

Особенно часто такое встречается, когда блок управления при глушении двигателя включает режим «прокала» (нагревание нити до высокой температуры с целью самоочищения).

Размещение ДМРВ в автомобиле

Наиболее частое место размещения ДМРВ — между фильтром и впускным коллектором в воздушном патрубке. Именно через него в автомобиль поступает воздух, прошедший очистку в воздушном фильтре. В датчик массового расхода топлива иногда встраивают датчик температуры воздуха.

При монтаже ДМРВ важно соблюдать направление установки датчика относительно воздушного потока. Многие датчики имеют симметричное крепление. Поэтому на них наносится стрелка, указывающая направление движения воздушного потока.

Неисправность и некорректная работа датчика есть немного разные понятия. Неисправность – это обрыв нити или повреждение электронной схемы ДМРВ, которая может регистрировать система диагностики. Если же нить (пластина) не перегорела (отгнила, разорвалась вследствие других воздействий), системы диагностики могут и не определить ошибку.

Вместе с тем при попадании на датчик грязи, пыли, масляных жидкостей, коррозии провода нити, износу напыляющегося на нить покрытия сопротивление нити в накаленном состоянии изменяется. Донные о массовом расходе воздуха, формируемые датчиком, будут неправильные. Горючая смесь, поступающая в двигатель, не будет иметь оптимальную пропорцию.

Основные признаки неработоспособности ДМРВ:

  • двигатель работает неровно, обороты плавают;
  • плохой запуск (или «незапуск» вообще) двигателя;
  • провалы оборотов при нажатии педали акселератора;
  • уменьшение приемистости двигателя.

При наличии перечисленных признаков нестабильной работы двигателя необходимо проверить исправность ДМРВ, что не совсем просто и однозначно.

Проверка ДМРВ

Последовательность проверки:

  1. Компьютерная диагностика. Если компьютерная диагностика показала на неработоспособность ДМРВ, первым делом необходимо проверить питающее датчик напряжение и минусовой провод. В случае, если напряжение питания на датчик подается, следует снять датчик (ОЧЕНЬ АККУРАТНО, чтобы не повредить тонкую нить). Во многих датчиках нить видна, можно визуально оценить ее целостность.

    Если компьютерная диагностика не определяет ошибку ДМРВ, это еще не признак его работоспособности.

  2. Самый надежный способ проверки – «подкинуть» исправный датчик, можно с разборки. Если двигатель начинает работать стабильно, ДМРВ требуется менять.
  3. Автоэлектрики и продвинутые автолюбители для контроля неисправности ДМРВ часто прибегают к кардинальному методу: отключают датчик, точнее, отсоединяют от него разъем.

    В таком случае блок управления обычно переходит в аварийный режим, и пропорция газотопливной смеси регулируется по дроссельной заслонке. Если двигатель стал заводиться, стабильно работать, следовательно, ДМРВ неисправен.

  4. Можно проверить датчик мультиметром. Для автомобилей ВАЗ вольтметр с помощью иголок следует подключить к зеленому и желтому проводу подключенного разъема ДМРВ.

    Если напряжение более 1,1 Вольта при заведенном двигателе, датчик неисправен, от 0,9 до 1,1 – исправен.

Можно ли почистить ДМРВ

Почистить, конечно, можно. Но только не ветошью. Необходимо погрузить датчик в неагрессивный растворитель (или специальное средство для промывки карбюраторов), подержать полчаса, далее просушить, можно обычным бытовым феном. Нельзя протирать!

Как правило, чистка не дает эффекта, хотя, если на датчике есть явный масляный налет, возможно поможет.

Советы

Датчик прослужит дольше, если: • своевременно менять воздушный фильтр, следить за состоянием патрубков и хомутов, не допускать в них проникновение пыли; • ни в коем случае не снимать воздушный фильтр при рабочем двигателе;

• избегать попадания эфиросодержащего спрея «быстрый запуск» на ДМРВ.

Источник: https://autoburum.com/blog/394-datchik-massovogo-raskhoda-vozduha-princip-raboty-kontrol-neispravnosti

Расходомеры воздуха. Устройство и принцип действия

Как устроен датчик массового расхода воздуха

Расходомеры воздуха и датчики, применяемые для систем впрыска бензиновых двигателей имеют распространение и для дизельной топливной аппаратурой с электронным управлением, поэтому в разделах по дизельной аппаратуре они не будут рассматриваться.

Расходомер с поворотными заслонками

Расходомер воздуха расположен между воздухоочистителем и корпусом дроссельной заслонки.

Рис. Расходомер воздуха с поворотными заслонками:
1 – подача напряжения от электронного блока управления; 2 – датчик температуры поступающего воздуха; 3 – подвод воздуха от воздушного фильтра; 4 – спиральная пружина; 5 – демпфирующая камера; 6 – заслонка демпфирующей камеры; 7 – подача воздуха к дроссельной заслонке; 8 – заслонка напора воздуха; 9 – обводной канал; 10 – потенциометр

Принцип действия расходомера основан на так называемом сопротивлении среды. Он измеряет усилие, действующее на заслонку 8, которую поток воздуха, поступающего в двигатель, заставляет поворачиваться на определенный угол, преодолевая усилие спиральной пружины. Момент закручивания пружины выбран так, чтобы заслонка создавала незначительную потерю напора.

Для предотвращения колебаний напорной заслонки под действием потока воздуха проходящего по впускному трубопроводу, особенно на режиме холостого хода, предусмотрена демпфирующая камера 5, в которой расположена заслонка 6, имеющая такую же рабочую поверхность, как и заслонка напора воздуха 8.

Объем демпферной камеры, а также зазор между заслонкой 6 демпфирующей камеры и корпусом подобраны так, чтобы напорная заслонка была способна отслеживать быстрые изменения расхода воздуха при разгоне.

Соединенный с осью напорной заслонки потенциометр преобразует механическое перемещение напорной заслонки в изменение электрического напряжения, которое передается в блок управления для точной дозировки топлива.

Напряжение аккумулятора через главное реле системы подается на резистор, расположенный внутри корпуса датчика. Балластный резистор понижает напряжение до уровня от 5.0 до 10.0 В. Это напряжение подводится к разъему блока управления и к крайнему выводу реостата потенциометра. Второй вывод реостата со­единен с массой. Сигнал потенциометра снимается с движка через кон­такт датчика на контакт блока управления.

Внутренняя геометрия расходомера обеспечивает логарифмическую корреляцию между потоком воздуха и угловым положением напорной заслонки, что позволяет рассчитывать оптимальный состав смеси на режимах малых нагрузок.

Потенциометр установлен в герметичном корпусе и состоит из керамического основания с рядом контактов и нескольких резисторов. Сопротивление резисторов постоянно и не зависит от резких колебаний температуры в моторном отсеке.

Для исключения влияния напряжения аккумуляторной батареи на сигнал, выдаваемый потенциометром, электронный блок управления учитывает разницу между этим напряжением и выходным напряжением расходомера воздуха.

Параллельно с электрической цепью расходомера воздуха включен датчик температуры всасываемого воздуха. Он представляет собой резистор с отрицательным температурным коэффициентом, т. е. его сопротивление уменьшается при увеличении температуры. Сигналы, поступающие от датчика, изменяют выходной сигнал расходомера в зависимости от температуры поступающего воздуха.

Обводной канал 9 под напорной заслонкой служит для прохода воздуха на холостом ходу.

Расходомер воздуха с нагреваемой нитью

Преимущество таких датчиков отсутствие механически подвижных деталей, что определяет их большую долговечность.

Расходомер подобной конструкции является термическим датчиком нагрузки двигателя.

Рис. Расходомер воздуха с проволочным нагревательным элементом (нитью):
1 – температурный датчик; 2 – кольцо датчика с проволочным нагревательным элементом; 3 – прецизионный реостат; Qм – массовый расход воздуха в единицу времени

Его устанавливают между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой, и он определяет массу всасываемого воздуха в кг/час. Датчики с нагре­ваемой нитью и с нагреваемой пленкой имеют один и тот же принцип работы. Расположенный в воздушном потоке и нагревае­мый электрическим током про­водник (платиновая нить или токопроводящая полимерная плен­ка) охлаждается обтекающим его воздухом.

Нить нагревается электрическим током, и температура ее поддер­живается постоянной. Если нить охлаждается, то проходящий через нее ток увеличивается до тех пор, пока температура нити не восста­навливается до первоначальной величины. Изменение силы тока воспринимается в блоке управления и является измеряемым пара­метром для определения расхода всасываемого воздуха. Встроенный датчик температуры служит для того, чтобы температура всасывае­мого воздуха не искажала результаты измерений.

Поступающий поток воздуха обтекает нагретый электрическим током проводник, который встроен в измеритель воздушной массы. Специальная электронная схема управления поддерживает постоян­ную температуру проводника относительно температуры поступаю­щего воздуха. При увеличении количества поступающего воздуха проводник будет охлаждаться.

Величина тока нагрева, требуемого для сохранения постоянной температуры проводника, является ме­рой массы воздуха, поступающего в двигатель. Этот ток преобразу­ется в импульсы напряжения, которые обрабатываются блоком управления как основной входной параметр наравне с частотой вращения коленчатого вала двигателя. Кроме того, блок управления получает информацию о темпера­туре охлаждающей жидкости и поступающего воздуха.

На основе входных сигналов блок управления выдает импульсы времени впры­ска топлива на форсунки.

Загрязнение нагреваемой нити может привести к искажению результатов измерений. Поэтому после каждой остано­вки двигателя нить подвергается воздействию повышенной темпера­туры и тем самым очищается.

Расходомер воздуха с пле­ночным термоанемометром

Измерительный патрубок 2 вмонтирован в массовый расходомер воздуха, который в зависимости от требуемого дви­гателем расхода воздуха имеет различ­ные диаметры. Он устанавливается во впуск­ном канале за воздушным фильтром. Воз­можен также вариант встроенного измери­тельного патрубка, который устанавливается внутри воздушного фильтра.

Воздух, входящий во впускной коллектор, обтекает чувствительный элемент датчика 5, который вместе с вычислительным кон­туром 3 является основным компонентом датчика.

Входящий воздух проходит через об­водной канал 7 за чувствительным эле­ментом датчика. Чувствительность датчика при наличии сильных пульсаций потока мо­жет быть улучшена применением соответ­ствующей конструкции обводного канала, при этом определяются также и обратные токи воздуха. Датчик соединяется с ЭБУ через выводы 1.

Рис. Схема массового расходомера воздуха с пленочным термоанемометром:
1 — выводы электрического разъема, 2 — измери­тельный патрубок или корпус воздушного фильт­ра, 3 — вычислительный контур (гибридная схе­ма), 4 — вход воздуха, 5 — чувствительный эле­мент датчика, 6 — выход воздуха, 7 — обводной канал, 8 — корпус датчика.

Принцип работы массового расходомера воздуха заключается в следующем. Микромеханическая диафрагма датчика 5 на чувствительном элементе 3 нагревается центральным нагревающим резистором. При этом имеет место резкое падение температуры на каждой стороне зоны нагрева 4.

Распределение температуры по диафраг­ме регистрируется двумя температурозависимыми резисторами, которые устанавли­ваются симметрично до и после нагреваю­щего резистора (точки измерения М1 и М2). При отсутствии потока воздуха на впуске температурная характеристика 1 одинакова на каждой стороне измеритель­ной зоны (Ti = T2). Как только поток воздуха начинает обтекать чувствительный элемент датчика, распределение температуры по диафрагме меняется (характеристика 2).

Рис. Принцип измерения массового расхода воздуха пленочным термоанемометром:
1 – температурная характеристика при отсутствии потока воздуха 2 – температурная характеристика при наличии потока воздуха; 3 – чувствительный элемент датчика; 4 – зона нагрева; 5 – диафрагма датчика; 6 – датчик с измерительным патрубком; 7 – поток воздуха; М1, М2 – точки измерения, Т1, Т2 – значения температуры в точках измерения M1 и М2; ΔT – перепад температур

На стороне входа воздуха температурная характеристика является более крутой, пос­кольку входящий воздух, обтекающий эту поверхность, охлаждает ее. Вначале на про­тивоположной стороне (сторона, наиболее близко расположенная к двигателю) чувствительный элемент датчика охлажда­ется, но затем воздух, подогреваемый наг­ревательным элементом, нагревает его. Из­менение в температурном распределении (ΔT) приводит к перепаду температур меж­ду точками измерения М1 и М2.

Тепло рассеивается в воздухе и, следова­тельно, температурная характеристика чувствительного элемента датчика является функцией массового расхода воздуха. Раз­ница температур, таким образом, есть мера массового расхода воздуха и при этом она не зависит от абсолютной температуры про­текающего потока воздуха. Кроме этого, разница температур является направлен­ной. Это означает, что массовый расходо­мер не только регистрирует количество вхо­дящего воздуха, но также и его направление.

Благодаря очень тонкой микромеханичес­кой диафрагме датчик имеет очень высокую динамическую чувствительность (

Источник: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/sistemy-vpryska/rashodomery-vozduha/

Как устроен ДМРВ или датчик массового расхода воздуха

Автомобили с инжекторными двигателями имеют в своем оснащении датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). В задачу датчика входит контроль количества забортного воздуха для создания топливовоздушной смеси поступающей в двигатель.

ДМРВ

Согласно законам физики, для полного сгорания 1 литра бензина требуется порядка 14-16 кг воздуха. При соблюдении этой пропорции двигатель будет работать в экономичном режиме и с полной отдачей мощности. Однако это верно лишь в случаях, когда воздушный фильтр чистый и способен пропустить требуемое количество воздуха, а ДМРВ исправен.

ДМРВ устанавливается на выходе воздушного фильтра и фиксирует количество пройденного через него воздуха и передает данные на ЭБУ двигателя. В свою очередь ЭБУ на основе данных с датчика расхода воздуха дает команду на подачу определенного количества топлива на форсунки для соблюдения требуемой пропорции воздух-топливо.

Конструкция датчика представляет собой две спирали

Конструкция ДМРВ

В конструкцию датчика входит сетка и нагревательные спирали, детали выполнены из платины.

Принцип действия ДМРВ

При включении зажигания происходит, нагрев платиновой спирали. Воздух проходя через нагретую спираль охлаждает ее, благодаря чему изменяется ее сопротивление, по сравнению с контрольным на второй спирали. Уменьшение сопротивления прямо пропорционально количеству воздуха, попавшего в данный момент в двигатель.

По разнице сопротивлений ЭБУ делает заключение о количестве поступающего воздуха и производит коррекцию состава топливной смеси.

Датчик работает вкупе с датчиками атмосферного давления и температуры в всасывающем коллекторе, показания которых важны для формирования смеси ЭБУ.

Неисправности ДМРВ

При появлении неисправности ДМРВ происходит переобогащение или обеднение топливовоздушной смеси, что сразу отражается на работе двигателя и в итоге может закончится его поломкой.

При загрязнении воздушного фильтра забивается приемная сетка и спираль ДМРВ, что ведет к сбоям в работе датчика сопровождаемые затрудненным запуском или вообще невозможностью запуска двигателя.

Как следствие, длительная эксплуатация авто с забитым воздушным фильтром заканчивается полным отказом датчика воздуха. Воздух уже не очищается полностью, плюс находящиеся в нем механические микрочастицы попадая в датчик вызывают его поломку.

Сами же датчики, при выходе их из строя, не ремонтируются и закрыть проблему можно только заменой на новое изделие.

Грязь в патрубке ДМРВ

Признаки неисправности

• увеличение расхода топлива;

• высвечивается ошибка CheckEngine  (низкий уровень сигнала датчика);

• ухудшение динамики разгона;

• нестабильный запуск;

• глохнет двигатель;

• потеря мощности;

• мотор работает на пониженных или повышенных оборотах.

В датчике могут быть разорваны платиновые нити, даже при разрыве одной из них необходимо заменить ДМРВ.

ДМРВ без крышки

Для проверки датчика необходимо снять с него штекер питания и запустить двигатель. Увеличение оборотов мотора «подскажет», что датчик неисправен и требует замены.

Так как было сказано выше, чаще всего датчик выходит из строя из-за засорившегося воздушного фильтра, то рекомендуем выполнять замену последнего в указанные производителем сроки, либо раньше при тяжелых условиях эксплуатации автомобиля.

Соблюдение этого условия поможет избежать поломки датчика воздуха и двигателя в целом.

Проверка датчика

Исправность датчика можно проверить с помощью мультиметра в режиме вольтметра.

Проверку наглядно расписать на одном из распространенных датчиков ДМРВ фирмы Bosch.

Проверка ДМРВ

На фишке датчика расположены 4 провода, это — входящий сигнал (желтый), выходное напряжение (бело-серый), «земля» (зеленый) и выход датчика к реле (розовый).

пример проверки датчика воздуха

Для проверки включается зажигание и мультиметр подключается к проводам. Плюс (красный щуп) прибора подсоединяется к желтому проводу, а минус (черный щуп) к зеленому.

При этом показания прибора будут свидетельствовать следующее:

• От 1до1,02 В – датчик исправен;• 1.3 В – исправен, но необходима очистка датчика;• 1.04 В – средний износ;• 1, 05 В – повышенный износ, требуется срочная замена;

• 1.06 В – датчик неисправен. Аварийный режим двигателя, работает на данных дроссельного узла.

Показания мультиметра

Очистка датчика допускается только бесконтактным способом, в противном случае потребуется его замена. Для этих целей подходит «очиститель карбюратора» в аэрозольной упаковке.

После очистки датчика требуется вновь проверить его напряжение, которое должно быть в пределах 1.02 В.

На большинстве зарубежных автомобилей ДМРВ устанавливался до 2000 года, следующие поколения моделей стали комплектоваться контроллером давления.

Источник: https://avtoexperts.ru/article/kak-ustroen-dmrv-polomki/

Датчик расхода воздуха. Устройство, принцип действия, диагностика датчиков :

Датчик расхода воздуха необходим системе управления двигателем для организации правильной работы. Он позволяет отследить, сколько воздуха прошло к дроссельной заслонке извне. Сигнал, вырабатываемый на его выходе, подается на электронный блок управления.

Последний проводит обработку и, согласно заложенному алгоритму, вычисляет необходимое количество бензина для правильной работы впрыска. Выход из строя датчика нарушает функционирование всех систем.

Двигатель работает неустойчиво, так как электронный мозг не может понять, сколько топлива требуется двигателю.

Основные функции датчика

Как было сказано выше, он определяет точное количество воздуха, потребляемое топливной системой. В камеры сгорания поступает не чистый бензин, он смешивается в рампе с воздухом, идеальной считается пропорция 1:14 соответственно. При питании такой смесью двигатель работает в нормальном режиме, способен выдать высокие характеристики. При изменении пропорции мотор теряет мощность, а также значительно увеличивается расход бензина.

Следовательно, датчик расхода воздуха ВАЗ-2110, например, позволяет определить количество воздуха, прошедшего в топливную рампу. Совместная работа всех измерительных приборов, таких как датчики положения дроссельной заслонки, коленчатого и распределительного валов, скорости, давления, позволяет нормализовать работу двигателя. При помощи сбора всей информации можно осуществить бесперебойное функционирование мотора при различных нагрузках.

Работа ДМРВ на примере

Представьте, что вы едете на автомобиле. Для увеличения скорости нужно сильнее давить на педаль акселератора. В этот момент происходит множество процессов, причем все характеристики изменяются. Если вы открываете дроссельную заслонку педалью, то поступает большее количество бензина. Чем больше его идет в камеры сгорания, тем больше воздуха требуется для составления идеальной топливовоздушной смеси.

Чтобы правильно смешать воздух с бензином, в системе впуска двигателя устанавливается датчик. Но для правильной работы требуется, чтобы воздух поступал максимально чистый, без пыли и иных мелких частиц. Для этой цели предусмотрен фильтр. Другая ситуация: вы бросаете педаль газа, намереваясь снизить скорость. Если воздуха подавать столько же, как и на больших оборотах, мотор заглохнет. Избежать это позволяет датчик расхода воздуха ВАЗ, если уж начали приводить пример на «десятке».

Устройство датчика

Основа измерительного прибора – это пластиковая трубка, через которую и проходит воздух. В ней установлен тонкий платиновый провод (его диаметр составляет около 70 мкм). При работе двигателя этот проводок нагревается. Температура проволоки при работе колеблется в районе ста градусов. Ничего сложного, как может показаться, в конструкции нет. Проволока прогревается, а изменение ее температуры показывает, какое количество воздуха прошло сквозь трубку.

Все это считается по алгоритму, заложенному в центральном блоке управления. Конструкция имеет еще и резисторы, которые необходимы для стабилизации работы и корректировки значений силы тока. Именно по этому параметру производятся измерения.

Стоит отметить, что датчик расхода воздуха, цена которого в среднем составляет около 2000 рублей, содержит в себе драгоценный металл – платину. Из нее сделана центральная проволока и сетка. Заменить платину нечем, поэтому надеяться на то, что цена устройства упадет, не приходится.

И если возникнет неисправность датчика расхода воздуха, его реанимация практически невозможна.

Принцип работы устройства

Разобравшись с устройством, в котором нет ничего сложного, зато присутствует драгоценный металл, можно приступить к обзору процесса функционирования. Итак, при включении зажигания провод из платины начинает нагреваться.

Он расположен четко посередине пластиковой трубки и является плечом основного моста из резисторов. В цепи сила тока постоянно держится на одном уровне, благодаря чему температура стабильна. Вы давите на педаль газа, открывается дроссельная заслонка и воздух затягивается в топливную систему.

Поток остужает проволоку, при этом происходит падение сопротивления платины.

Система управления замечает изменение температуры и увеличивает напряжение, чтобы нагреть до нужного значения проволоку. Только лишь после стабилизации значения температуры система придет в равновесие.

В этот момент сопротивление платинового проводка и его температура будут иметь оптимальное соотношение. Стоит заметить, что ток, который протекает через измерительную проволоку, изменяется от 500 до 1200 мкА. Он же протекает и в цепи калибровочного резистора, который отправляет сигнал к блоку управления.

Последний, получив данные, производит подсчет нужного количества бензина согласно топливной карте.

Проведение обслуживания

Как такового обслуживания датчик не требует. Меры для очистки системы предпринимает электронный блок управления. И если датчик расхода воздуха, признаки неисправности которого будут рассмотрены ниже, сломался, то в нем будет скапливаться много грязи и пыли.

Воздух, попадающий в трубку, до конца неспособен очиститься никаким фильтром. Поэтому предусмотрен способ, при помощи которого вся грязь, скапливающаяся на платиновой проволоке, испаряется в прямом смысле.

В алгоритме работы электронного блока управления имеется небольшая особенность.

Когда вы глушите двигатель, на платиновую проволоку подается напряжение, способное раскалить ее до 1000 градусов.

Накал происходит в течение секунды, этого времени оказывается достаточно, чтобы избавиться от всей скопившейся грязи на поверхности проволоки. Если решите самостоятельно провести восстановление датчика, то вам нужно тщательно очищать провод и сетку.

При проведении работ запрещается дотрагиваться до этих предметов, иначе придется только менять прибор целиком, работать нормально он не сможет.

Недостатки датчика расхода воздуха

Несмотря на все слова, сказанные выше о простоте конструкции и эксплуатации, прибор имеет множество недостатков. Самый главный: он не поддается ремонту. Тратить 2000 рублей на новый вряд ли кому-то захочется. Есть, конечно, возможность провести очистку датчика, но это нужно делать только в том случае, если у вас имеется соответствующая квалификация и опыт. И если проволока повреждена либо вообще оборвана, не стоит даже пытаться реанимировать датчик.

Среди минусов и то, что он не измеряет массу воздуха. Он проводит контроль объема, который прошел через него. Это усложняет всю систему, так как необходимо для вычисления массы знать плотность воздуха. Для этой цели предусмотрен датчик, измеряющий температуру.

Без измерения этого параметра невозможно провести расчет массы. Современные конструкторы попытались уйти от классической схемы ДМРВ, провели испытания с датчиками давления.

В результате чего датчик расхода воздуха «Ниссан» с начала 2000-х годов начал проводить замер давления воздуха, а не объема.

Признаки неисправности

Первый признак, который вам сразу же попадется на глаза, это горящая лампа CHECK ENGINE на панели приборов. К сожалению, она говорит обо всех поломках двигателя, поэтому есть два варианта определения точного диагноза – наведаться на СТО либо проследить за состоянием двигателя в разных режимах работы.

Второй оказывается дешевле, но шансов определить, какой узел в двигателе барахлит, не очень много. Симптомы у многих поломок одинаковые. Так, мотор может «троить» как при неисправностях в системе зажигания, так и при поломке в топливном механизме.

Поэтому лучше потратиться, но отправить автомобиль к диагносту, который скажет точно, какой элемент вышел из строя.

Повышение или понижение оборотов холостого хода явно свидетельствует о том, что присутствует неисправность в системе подачи топлива. В частности, такие симптомы характерны и при дефектах ДМРВ. При разгоне автомобиль долго «думает», обороты набираются крайне медленно.

Холостой ход не только изменяется, но и становится нестабильным. И это в том случае, если двигатель вообще получилось завести. Зачастую он при вращении стартера вообще не отзывается. Вот как проверить датчик расхода воздуха, анализируя только внешние признаки.

Но точный диагноз можно поставить лишь после полной разборки прибора.

Заменить или провести ремонт?

При поломке датчика сразу же возникает такой вопрос. Но нужно сразу определиться с тем, есть ли неисправность в самом приборе? Обрывы и дефекты активных элементов случаются крайне редко, зато загрязнение – это популярная причина поломки. Возникает нарушение целостности гофрированной шланги, которая соединяет датчик и дроссель. Наличие трещин на нем приводит к тому, что загорается CHECK ENGINE и двигатель просто перестает работать.

Поэтому вам нужно удостовериться в том, что неисправность кроется именно в датчике. Если имеют место загрязнения, то допускается их устранение специальным спреем. В магазинах такие продаются для чистки дросселя. Обратите внимание на то, что протирать внутреннюю поверхность пальцами или тряпкой запрещено. Только бесконтактная чистка допустима.

Заключение

Чтобы не попасть на дорогостоящий ремонт, ведь даже датчик расхода воздуха ВАЗ-2110 стоит прилично – около 2000 рублей в зависимости от производителя, внимательно следите за состоянием своего автомобиля. Своевременная замена воздушного фильтра – это гарантия стабильной и безотказной работы датчика расхода воздуха на любом автомобиле. Также нужно уделять должное внимание и состоянию поршневой группы. Если масло начнет выбрасывать в дроссельный узел, то разрушение ДМРВ неизбежно.

Источник: https://www.syl.ru/article/183974/new_datchik-rashoda-vozduha-ustroystvo-printsip-deystviya-diagnostika-datchikov

Что такое ДМРВ, почему он важен и как диагностировать его неисправность

В современных моторах применяются два вида системы питания: при распределённом впрыске форсунка подаёт топливо во впускной патрубок, при непосредственном — в камеру сгорания. Для обеих систем важна корректная работа датчика массового расхода воздуха, который когда-то был механическим (флюгерного типа), а сейчас лишен подвижных механических частей и выполнен термоанемометрическим (от «анемо» — ветер). 

Заводской ДМРВ немецкого производства для двигателя ВАЗ

Датчик массового расхода воздуха может стоять не только на бензиновом, но и на дизельном моторе, где на него «завязана» работа клапана EGR (система рециркуляции выхлопных газов)

Как говорили шоферы старой школы, ДВС не работает в двух случаях: нечему гореть или нечем поджечь. ДМРВ как раз и сообщает электронному блоку управления о количестве поступающего воздуха, кислород которого и становится “топливом” для рабочей смеси. Получив такой сигнал, ЭБУ может обеспечить максимально полное сгорание.

Устройство, расположенное во впускном тракте, состоит из двух резисторов, которые конструктивно могут быть выполнены в различных вариантах. В первом случае резистор подвергают воздействию проходящего воздуха: при изменении интенсивности потока он охлаждается, его внутреннее сопротивление меняется.

Во втором случае он не обдувается — по разности показаний с двух резисторов и вычисляют объём воздуха, который нужно подать в цилиндры. 

На вторичный рынок датчик поставляется с защитными крышками-заглушками, чтобы исключить его загрязнение при транспортировке

Так выглядит датчик на обычном вазовском двигателе. Демонтировать его из корпуса без спецключа не получитсяСнятый датчик в «голом виде». Хорошо виден чувствительный элемент

Исходя из данных по массе и температуре поступившего воздуха, ЭБУ определяет его плотность, а также просчитывает длительность открытия форсунок и количество топлива, которое подаётся в камеру сгорания. В общем, ДМРВ важен и для достижения максимальной мощности мотора, и для более полного сгорания (экологичности), и для экономичной езды. Выход из строя этого датчика, как и большинства остальных, приводит к срабатыванию сигнализатора Check Engine.

Check Engine может загореться по любому поводу. Если нет бортового компьютера с функцией диагностики, придется ехать на СТО, где есть сканер

Однако далеко не всегда владелец связывает сработавший «чек» с ДМРВ — особенно если двигатель работает без особых перебоев, а динамические характеристики автомобиля ничуть не ухудшились. Поэтому важно не оставлять загоревшийся индикатор неисправности двигателя без внимания, а считать ошибки диагностическим компьютером.

ДМРВ или ДАД?

Датчик абсолютного давления (ДАД) совместно с датчиком температуры (ДТВ) также контролирует, какое количество воздуха поступает во впускной коллектор. На основании этих показаний контроллер формирует команду-импульс на форсунки.

Важное отличие ДАД от ДМРВ — отсутствие воздуха в корпусе, поскольку этот датчик работает на основе измерения показаний разницы давлений на входе и давления в вакуумной камере. Конструктивной особенностью ДАД является высокочувствительная диафрагма, которая растягивается под воздействием давления во впускном коллекторе.

Этот процесс влияет на сопротивление тензорезисторов, вследствие чего изменяется напряжение. 

Датчик абсолютного давления (на фото) и ДМРВ работают по разным принципам ​

ДАД намного дешевле датчика массового расхода воздуха, однако алгоритм его работы менее совершенен. Да и вообще далеко не все блоки управления могут корректно работать с ДАД. Более того, при переходе на датчик абсолютного давления мотор может реагировать на открытие дросселя с гораздо большей задержкой, чем с родным ДМРВ. И, конечно же, просто заменить ДМРВ на ДАД без серьезных доработок не получится в силу разности их конструкции и даже расположения.

Есть двигатели, где выбормежду ДАД и ДМРВ не стоит, потому что на моторе присутствуют оба эти датчика сразу!

Обычно мысли об установке ДАД вместо штатного датчика массового расхода воздуха появляются при отказе последнего, а также во время тюнинга мотора — особенно если происходит перевод атмосферника на турбонаддув.

Однако некоторые владельцы сознательно отказываются от ДМРВ из-за его высокой стоимости и не самого большого ресурса.

Ведь при неудачном стечении обстоятельств датчик может выйти из строя уже через 60-70 тысяч километров пробега, а к цифре 120-130 тысяч на одометре многих бюджетных автомобилей он практически гарантированно «умирает».

Но те, кто не заморачивается доработками двигателя, обычно ездят со штатным датчиком массового расхода воздуха, а не заменяют его связкой ДАД+ДТВ (датчик температуры воздуха). Тем более, что далеко не все блоки управления двигателем работают с датчиком абсолютного давления лучше, чем с родным ДМРВ.

Какой из датчиков более совершенен по конструкции, однозначно ответить сложно – тем более, если речь идёт о попытке замены одного (и часто уже неисправного) расходомера другим.

Ведь история знает множество примеров, когда счастливые владельцы наматывали по несколько сотен тысяч километров как на двигателе с родным расходомером, так и на моторе с датчиком абсолютного давления, особенно если последний штатно ставили на заводе.

Можно ли обойтись без него?

Отказ ДМРВ приводит к срабатыванию «чека», но двигатель при этом будет работать и дальше. Правда, в зависимости от новизны прошивки ЭБУ, «аварийная» программа, не увидев сигнала, может поднять обороты холостого хода примерно до 1 500 об/мин.

На относительно новых версиях программного обеспечения неисправность датчика приводит лишь к повышению расхода топлива или падению динамики.

В любом случае, ошибка датчика массового расхода воздуха является важной причиной для того, чтобы проверить его, хотя бы измерив напряжение.

При некорректной работе ДМРВ электроника может начать переобогащать рабочую смесь

Игнорировать неисправность не стоит, поскольку даже на относительно простых автомобилях (переднеприводная линейка Lada первых поколений) отказ ДМРВ грозит заметным перерасходом бензина либо ослаблением выходных характеристик мотора. Именно поэтому ответ на популярный вопрос «Можно ли вообще обойтись без ДМРВ, если он заложен в конструкцию машины?» однозначен и звучит так: нет, нельзя.

Как диагностировать неисправность?

Кроме косвенных признаков, о которых мы упоминали выше, существует вполне объективный параметр, указывающий на состояние датчика и его ресурс — это рабочее напряжение при включенном зажигании. Изучимего на примере «вазовского» датчика как одного из самых распространённых.

Схема подключения ДМРВ на двигателе ВАЗ

Подключив мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения и включив зажигание, можно снять показания по выходному напряжению ДМРВ. Для новой или «эталонной» детали он составляет 0,996 В. 

Такое напряжение указывает на то, что датчик работает как новыйОдин из вариантов измерения напряжения – прямо через разъем подключения датчика

Дальше параметры оцениваются так:

1,010-1,019 В — хорошее состояние, о замене пока не нужно думать1,020-1,029 В – датчик работоспособен, это примерно половина остаточного ресурса1,030-1,039 В — еще исправен, но ресурс подходит к концу1,040-1,049 В – ДМРВ на грани выхода из строя, скоро потребует замены

1,050 В и выше — расходомер требует немедленной замены

При параметре 1,016 В (первое фото) датчик в хорошем состоянии, а вот 1,035 В – уже повод задуматься о покупке нового​

Такой параметр датчик выдает на грани исправности, но нужно точно убедиться в том, что данные соответствуют действительности, а не связаны с погрешностью мультиметра

Нужно учитывать, что многие тестеры завышают показания, поэтому существует риск «приговорить» вполне исправный датчик. К тому же его параметры во многом зависят от чистоты «масс» в цепи. 

Плохой обжим проводов или сгнившая «коса» могут повлиять на корректность работы как ДРМВ, так и ДАД, что особенно характерно для моторов старых автомобилей​

Лучше всего до покупки не самого дешевого датчика установить сначала заведомо исправный «бэушный», одолжив его для проверки на время у коллеги по работе, соседа по стоянке, знакомого по форуму с такой же машиной и т.д. Также стоит больше верить показаниям диагностического сканера, подключенного к разъему OBD-2, чем дешевому мультиметру.

Промывать или нет?

Многие механики с многолетним стажем и рядовые владельцы автомобилей уверены в том, что «уставший» ДМРВ можно оживить элементарной промывкой – то есть вынуть его из корпуса и хорошенько «пролить» каким-нибудь «карбклинером» или спиртом примерно так же, как 20-30 лет назад это делали с жиклёрами карбюратора.

В действительности же существуют специализированные составы для очистки датчиков, которые не имеют ничего общего с растворителями отложений, использующимися для промывки карбюраторов. Поэтому и цена у таких «узкозаточенных» очистителей ДМРВ совсем другая — и, как нетрудно предположить, более высокая.

К тому же производители подобных жидкостей прямо указывают, что они не сделают чудес и не превратят «полудохлый» датчик в совершенно новый, а предназначены для профилактической промывки исправных ДМРВ — снять загрязнения, связанные с пылью и масляным туманом, попавшим во впускной тракт из системы вентиляции картера.

Обратите внимание: для промывки используется специализированный состав именно для чистки ДМРВ, а не универсальный очиститель карбюратора или топливной системы

Практический опыт применения подобных «чудо-средств» показывает, что они действительно могут немного снизить показания еще исправного датчика, а вот вышедшему за 1,05 В подобные манипуляции уже будут что мёртвому припарки

Главное – не повредить снятый датчик, который боится даже пыли, не говоря уже о механическом воздействии​

Многие водители по неопытности сами губят ещё живые датчики при промывке. Чувствительные элементы нельзя трогать руками или протирать ветошью, да и сильный напор жидкости кроме вреда ничего не принесёт. Поэтому к чистке ДМРВ в гаражных условиях нужно относиться с большой осторожностью и помнить:если датчик уже «умер», то это неопасно иему уже не поможет, но, даже если он еще вполне исправен, эта процедура может и не принести заметного результата.

Опрос

Сталкивались ли вы с отказом ДРМВ?

Источник: https://www.kolesa.ru/article/chto-takoe-dmrv-pochemu-on-vazhen-i-kak-diagnostirovat-ego-neispravnost

Устройство и принцип работы ДМРВ

Для обеспечения оптимального процесса сгорания топлива и соблюдения заданных экологических стандартов требуется максимально точно определять массовый расход воздуха, подаваемого в цилиндры двигателя, в зависимости от режимов его работы.

Контроль этого процесса может осуществляется целым набором датчиков: датчик давления воздуха, датчик температуры, но наиболее популярным из них является датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), который иногда еще называют расходомером.

ДМРВ фиксирует количество (массу) воздуха, поступающего из атмосферы во впускной коллектор двигателя и передает эти данные электронному блоку управления для последующего расчета топливоподачи.

Виды и особенности работы расходомеров

Расшифровка аббревиатуры ДМРВ — датчик массового расхода воздуха. Устройство применяется в автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями. Он расположен во впускной системе между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой и подключается к ЭБУ двигателя.

При отсутствии или неисправности расходомера расчет количества поступающего воздуха осуществляется по положению дроссельной заслонки.

Это не дает точного измерения, и на сложных режимах работы расход топлива повышается, поскольку массовый расход воздуха является ключевым параметром для вычисления количества впрыскиваемого топлива.

Принцип действия датчика массового расхода воздуха основан на измерении температуры воздушного потока, а потому этот тип расходомеров называют термоанемометрическими. Конструктивно различают два основных типа ДМРВ:

  • нитиевый (проволочный);
  • пленочный;
  • объемного типа с поворотной заслонкой (на данный момент практически не используется).

Конструкция и принцип действия проволочного датчика

Схема устройства проволочного ДМРВ

Нитиевой ДМРВ имеет следующее устройство:

  • корпус;
  • измерительная трубка;
  • чувствительный элемент — платиновая проволока;
  • терморезистор;
  • преобразователь напряжения.

Платиновая нить и терморезистор представляют собой резистивный мост. При отсутствии воздушного потока платиновая нить постоянно подогревается до заданной температуры путем прохождения через нее электрического тока. Когда дроссельная заслонка открывается и начинается движение воздуха, чувствительный элемент охлаждается, что снижает его сопротивление. Это провоцирует увеличение «нагревающего» тока для уравновешивания моста.

Преобразователь трансформирует происходящие изменения силы тока в выходное напряжение, которое передается ЭБУ двигателя. Последний, исходя из существующей нелинейной зависимости, рассчитывает количество подаваемого в камеры сгорания топлива.

Эта конструкция имеет один существенный недостаток — со временем возникают неисправности. Чувствительный элемент изнашивается, и его точность падает. Также они могут загрязняться, но для решения этой проблемы проволочные датчики массового расхода воздуха, устанавливаемые в современных автомобилях, имеют режим самоочистки. Он предполагает кратковременный разогрев проволоки до 1000°С при выключенном двигателе, что приводит к сжиганию скопившихся загрязнений.

Схема и особенности работы пленочного ДМРВ

Устройство пленочного ДМРВ

Принцип работы пленочного датчика во многом схож с нитиевым. Однако в этой конструкции есть несколько отличий. Вместо платиновой проволоки в качестве основного чувствительного элемента установлен кристалл кремния. Последний имеет платиновое напыление, состоящее из нескольких тончайших слоев (пленок). Каждый из слоев представляет собой отдельный резистор:

  • нагревательный;
  • терморезисторы (их два);
  • датчика температуры воздуха.

Кристалл с напылением помещен в корпус, который подключается в канал подачи воздуха. Он имеет особенную конструкцию, позволяющую выполнять измерение температуры не только входящего, но и отраженного потока. Поскольку всасывание воздуха достигается за счет разрежения, скорость движения потока очень высока, что препятствует скоплению загрязнений на чувствительном элементе.

Так же, как и в нитиевом датчике, чувствительный элемент нагревается до заданной температуры. При прохождении воздуха на терморезисторах возникает разница температур, на основе которой рассчитывается масса потока, поступающего из атмосферы. В таких конструкциях сигнал в ЭБУ двигателя может подаваться как в аналоговом формате (выходное напряжение), так и в более современном и удобном для обработки — цифровом.

Последствия и признаки неисправности ДМРВ

Как и для любого типа датчика двигателя, неисправности ДМРВ означают неверные расчеты ЭБУ двигателя и, как следствие, некорректная работа системы впрыска. Это может вызвать перерасход топлива или, напротив, недостаточную подачу, что снижает мощность мотора.

Наиболее яркие симптомы неисправности датчика:

  • Появление на приборной панели автомобиля сигнала «Check Engine».
  • Существенное увеличение расхода топлива при обычном режиме эксплуатации.
  • Снижение интенсивности разгона двигателя.
  • Сложности с запуском двигателя и возникновение самопроизвольных остановок в его работе (мотор глохнет).
  • Работа только на одном определенном уровне оборотов (низкие или высокие).

Если вы обнаружили признаки неисправности датчика массового расхода воздуха, попробуйте отключить его. Увеличение мощности двигателя будет подтверждением поломки ДМРВ. В этом случае его потребуется промыть или заменить. При этом необходимо подбирать датчик, рекомендованный производителем автомобиля (то есть оригинальный).

(11 4,64 из 5)

Источник: https://TechAutoPort.ru/dvigatel/vpusknaya-sistema/dmrv.html

Что такое ДМРВ в автомобиле: назначение, признаки неисправности — Авто Мото Спец

Выслушивая от автомехаников результаты диагностики машины, прогнозы ремонта, очень часто ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) упоминается, как возможная причина неисправности.

Ремонту практически не подлежит, а замена обходится в кругленькую сумму. Иногда, сделав замену, обнаруживается, что поломка не исчезла и сигнал чек все также бодро информирует нас о проблемах в системе двигателя.

Поэтому верная диагностика и правильное понимание работы датчика, сэкономит время и финансы автолюбителю.

Дмрв — что это такое, функция датчика массового расхода воздуха

Единственной функцией дорогого датчика становится измерение изменений силы потока воздуха, поступающего в ДВС. Ошибочно считать, что датчик регулирует поток воздуха. Основываясь на показателях измерителя, ЭБУ двигателем (бортовой компьютер) регулирует поступление горючего, добиваясь оптимального состава топливо-воздушной смеси.

Так выглядит датчик массового расхода топлива от Приоры

В новейших моделях легковых иномарок измеритель дополняется коррелирующими датчиками температуры, атмосферного давления воздуха. Показания нескольких датчиков помогают управлять углом опережения зажигания, повышая экономичность двигателя.

Механизм работы расходомера, конструкции ДМРВ

Работа распространенных моделей датчиков основана на измерении электрической мощности, необходимой для поддержки стабильной температуры нагреваемого элемента устройства. В устаревших конструкциях (лопаточных расходомерах с трубками Пито) потенциометр измеряет степень изгиба лопатки.

Основные конструкции расходомеров снабжаются термоанемометрическими измерителями с проволочными, пластинчатыми, пленочными элементами. При включении зажигания тугоплавкий элемент расходомера нагревается, посылая ЭБУ исходный сигнал.

Открытие дроссельной заслонки вызывает дополнительный приток воздуха, охлаждающий термоанемометр. Датчик измеряет электрическое напряжение, требуемое для дополнительного подогрева элемента. Эта величина становится расчетным показателем для определения впрыска горючего.

Высокая цена проволочного измерителя обусловлена присутствием в механизме драгоценных металлов (платины), прецизионной точностью сборки.

На подобных принципах основана и работа мембранного расходомера. Сигнал к электронному блоку управления фиксирует разницу температур на сторонах мембраны, так как внутренняя сторона охлаждается медленнее.

Конструктивно измеритель расхода воздуха состоит из пластмассового цилиндрического патрубка, внутри которого вмонтирован термоанемометрический измеритель. Забор воздуха производится через решетчатый дефлектор (металлический или пластмассовый), снабженный резиновыми уплотнительными кольцами. Разъем электрической схемы, с проводами подачи питания, сигнала к ЭБУ расположен на наружной стороне прибора. Устройство размещается между воздушным фильтром и двигателем.

Фотосхема устройства ДМРВ

Причины неисправности, признаки поломки

Главными причинами неисправности ДМРВ становятся естественный износ (сгорание) проволоки, мембраны измерителя, загрязнение термоанемометра. Поломка устройства может быть вызвана экстремальными режимами использования автомашины, длительной эксплуатацией, редкими заменами воздушного фильтра. Забитый фильтр пропускает к расходомеру масла, смолы, которые пленкой откладываются на проволоке, мембране, искажая показания.

Признаками неисправности измерителя становятся:

  1. Перепады оборотов двигателя на холостом ходу.
  2. Появление сигнала «чек» на дисплее бортового компьютера.
  3. Провалы мощности мотора при работе акселератором.
  4. Остановки мотора в движении.
  5. Увеличение расхода топлива.

Считать подобные симптомы однозначным указанием на поломку расходомера нельзя, похожие признаки возникают при неисправностях дроссельной заслонки, клапана ЕГР, топливного насоса, модуля зажигания. Окончательный ответ возможен только при диагностике измерителя.

Проверка неисправности своими руками с помощью мультимера

На сбои показаний расходомера ЭБУ отвечает переводом двигателя в аварийный режим. Основываясь на показаниях датчиков положения коленвала, дроссельной заслонки, блок управления подает в мотор перенасыщенную смесь, ухудшая мощностные, экономические показатели.

Самостоятельная проверка датчика

Для самостоятельной проверки электрических сигналов расходомера, не представляющей особой сложности, понадобится мультимер. Первым этапом становится диагностика работоспособности разъемного соединения (фишки). Для этого на снятой фишке плюсовым щупом тестера проверяется красно-черный разъем. Присоединив второй щуп к зачищенному болту мотора, сравниваем показания напряжение в сети. При совпадении показаний с зарядом аккумулятора можно говорить об исправности фишки.

Стандартная распиновка расходомеров производства Bosch, применяемых во многих моделях ВАЗ, использует такие цвета (по расположению от ветрового стекла):

  1. Светло – желтый. Вход сигнала.
  2. Серо-белый. Провод питания датчика.
  3. Зеленый. Заземление расходомера.
  4. Розово-черный или белый. Сигнал к ЭБУ.

Присоединив разъем на штатное место, проверяем показания на неработающем двигателе. Щуп массы при дальнейших испытаниях остается на прежнем месте. Воткнув плюсовой щуп в четвертый провод, получаем показания передающего сигнала к компьютеру. Стандартное напряжение сигнала исправного расходомера колеблется в пределах 1.0 — 1.02 вольта. Показания выше 1.05 вольта свидетельствуют о необходимости замены датчика.

Распиновка дмрв ВАЗ 2110

При холостых оборотах (двигатель нужно прогреть) нормативные показания варьируются от 1.2 до 1.8 вольт. Для проверки эффективности работы ДМРВ проверяем показания несколькими открытиями дроссельной заслонки. Повышение оборотов двигателя должно вызывать увеличение мощности сигнала.

Ремонтопригодность устройства

Условно ремонтопригодными считаются лопаточные датчики, хотя практически автомеханики отказываются их ремонтировать. Реальный ремонт расходомера сводится к замене устройства в сборе. Операции демонтажа, установки прибора несложны, стоимость замены увеличивается необходимостью нескольких видов диагностики, проверкой других узлов, вызывающих идентичное поведение двигателя. Подбор датчика для замены нужно доверять опытному автомеханику, знающему особенности вашей модели автомобиля.

Чтобы купить датчик для замены понадобится потратить 4000 — 9000 рублей (в зависимости от конструкции измерителя, модели автомобиля). Поэтому можно попробовать очистить устройство самому, что практикуют многие автолюбители.

Очистка датчика как альтернатива замене расходомера

Определить необходимость очистки можно только полной разборкой датчика. Для демонтажа расходомера нужно отсоединить шестиконтактную фишку разъемного соединения, хомут гофры воздухозаборника (понадобится фигурная отвертка), два болта, крепящих датчик к корпусу воздушного фильтра. При разборке самого датчика нужно бережно снимать решетку дефлектора, чтобы не повредить уплотнительное кольцо.

Визуальный осмотр может показать присутствие на поверхности анемометра (двух проволоках или пленочной мембране) масляной пленки, грязи, следов нагара. При чистке нежного устройства наибольшую опасность представляют контакты, закрепленные гелеобразным компаундом. Их легко оборвать, поэтому нельзя применять продувку сжатым воздухом, очистку кончиком ножа, заостренной спичкой, зубочисткой, ватными тампонами.

Многочисленные эксперименты показали непригодность для промывки большинства растворителей. Эфиры, кетоны, ацетон сильные растворители («Виннс», «Абро», «Карбоклин») растворяют компаунд, могут повредить пленку мембраны. Осторожно нужно отнестись к рекомендациям применения WD-40, очистителя «Жидкий ключ», содержащих тяжелые жирные кислоты. После смывки нагара эти средства оставляют на анемометре маслянистую пленку.

Лучшим средством промывки остается разведенный водой медицинский спирт, который несколько раз впрыскивается шприцом. Подогрев смеси (60-70 градусов) улучшит результаты очистки. Сушить расходомер можно вентилятором, естественным способом.

проверяем исправность ДМРВ

 
При сборке датчика нужно внимательно установить уплотнительное кольцо, проверить уплотнительную юбку. При правильной установке датчика стрелка на корпусе направлена к двигателю. Для некоторых моделей расходомеров важна осевая ориентация датчика. Если его положение не прописано в мануале, нужно при разборке пометить правильное расположение анемометра.

Профилактика ДМРВ

Единственным действенным средством профилактики для расходомера становится своевременная замена воздушных фильтров. Регулярную очистку устройства автомеханики не рекомендуют, она может только повредить чувствительные элементы прибора, выводя его из строя.

Источник: http://AvtoMotoSpec.ru/avtolikbez/chto-takoe-dmrv.html

Что такое ДМРВ, предназначение, устройство, принцип работы

«Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) — что это такое и для чего он нужен?» — вопрос, интересующий многих начинающих автолюбители. Вкратце ответ таков: датчик массового расхода является важным элементом системы управления ДВС с микропроцессорной системой зажигания (ЭБУ).

  Его задача — измерение количества воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. На основании показаний ДМРВ контроллер двигателя рассчитывает количество топлива, которое должна подать форсунка.

Обычное месторасположение расходомера — после фильтра очистки воздуха и перед дроссельной заслонкой.

Принцип действия

Действие датчика основано на измерении электрической мощности, которая необходима для поддержания температуры нагревательного элемента, расположенного в корпусе. Набегающий воздух охлаждает элемент в датчике, а контроллер ДВС стремится поддержать температуру, подавая электрический ток.

Чем больше воздуха пропускает через себя датчик, тем большая мощность требуется для поддержания его температуры. Мощность преобразуется в сигнал, который получает контроллер блока управления. На основании полученного сигнала ЭБУ рассчитывает количество топлива, которое форсунка должна подать во впускной тракт.

Количество проходящего воздуха зависит от угла, на который открыта дроссельная заслонка.

Конструкция датчика

Датчик массового расхода воздуха состоит из двух частей — корпуса и измерительного элемента. Корпус ДМРВ круглого сечения имеет на концах резиновые уплотнительные кольца. Они нужны для того, чтобы не допустить подсос воздуха в обход воздушного фильтра.

Измерительный элемент может быть двух типов:

  • с проволочным нагревательным элементом
  • с пленочным нагревательным элементом

И в случае с проволокой, и в случае с пленкой материалом служит платина. Это объясняет довольно высокую стоимость ДМРВ.

В измерительном элементе смонтирована электрическая схема, которая формирует и отправляет частотно-импульсный сигнал контроллеру двигателя.

Ремонт или замена

Датчик очень чувствителен к отложениям на нагревательном элементе. Если причиной неверного сигнала послужили именно они, можно попробовать отмыть их. Для очистки термоэлемента используют этиловый спирт. Но промывка в большинстве случаев не дает долговременного эффекта. Через некоторое время его все равно потребуется заменить на новый. Для того, чтобы датчик прослужил долго, необходимо тщательно следить за состоянием фильтра очистки воздуха и вовремя его менять.

Бывает, что в некорректной работе мотора виноват воздух, который подсасывается через уплотнение после расходомера. Тогда для восстановления нормальной работы достаточно восстановить его герметичность.

В большинстве случаев, когда обнаруживается неисправность ДМРВ, поможет только его замена на новый. При этом необходимо приобретать деталь точно такую, какая была установлена ранее.

Датчики для разных систем управления двигателем не взаимозаменяемы между собой. Даже внешне неотличимые друг от друга расходомеры одного производителя, предназначенные для работы с разными ЭБУ двигателя выдают разный выходной сигнал.

Приобретая новый датчик, необходимо следить, чтобы номер нового датчика совпадал с номером старого.

Источник: https://autolirika.ru/teoriya/chto-takoe-dmrv.html

Делаем «вечный» датчик массового расхода воздуха на ATiny13

Этот проект появился из-за нежелания покупать бывшую в употреблении около 30 (тридцати) лет деталь за совсем немаленькую сумму в 3000 — 5000 руб. Можно сказать что это будет проба пера в схемотехнике и программировании микроконтроллеров. Если интересно — продолжение под катом.

Осторожно много фото!

Итак, начинаем подпирать велосипеды костылями.

Вводные данные

BMW E30 в кузове купе 1986г с мотором M10B18 (4 цилиндра, 1.8л, инжектор):

Проблемы

1. Чихает 2. Не едет 3. Жрет и не толстеет

Годы в России не пощадили её. Высококачественный бензин, соляные ванны, «пористые дороги». Однако, больше всего ей досталось от бывших хозяев и суровых Русских автомехаников, бессмысленных и беспощадных, производивших ремонты сомнительной необходимости и эффективности. Ярким примером одного из таких ремонтов вы можете полюбоваться на КДПВ.

А что это там такое беленькое, все в припое? Это керамическая плата— основная деталь ДМРВ, на нее нанесены пленочные резисторы и дорожка по которой должен бегать подвижный контакт. Как видно на фото она треснула, и некто пытался восстановить ее таким вот варварским методом. Безуспешно.

Вот он — корень всех проблем! Тут нужно сказать что ДМРВ является основным датчиком, влияющим на смесеобразование.

Немного теории

Наша машинка оснащена чудом Немецкой промышленности системой распределенного впрыска L-Jetronic. Гугл гласит:Система распределенного впрыска L-Jetronic является системой импульсного впрыска с электронным управлением количественным и качественным составом топливно-воздушной смеси. Для обеспечения импульсного впрыска топлива в системе применены форсунки с электромагнитным управлением.

Ну, распределённого — это громко сказано, тут все 4 форсунки соединены параллельно и, соответственно пшикают одновременно, хотя да, это я придираюсь, установлены они каждая напротив своего цилиндра в разных местах впускного коллектора — т.е. распределённо. Мозг здесь довольно глупенький — холостым ходом, зажиганием, прогревочными оборотами не управляет. Все что ему подвластно — это несколько датчиков и форсунки.

Вернемся к ДМРВ. Здесь установлен электро-механический ДМРВ, в народе именуемый «лопата», очевидно за характерную форму подвижной заслонки. Принцип действия его довольно прост: воздух потребляемый мотором проходит через входное отверстие, и в зависимости от интенсивности (считай массы воздуха в единицу времени) отклоняет измерительную заслонку на определенный угол.

На оси заслонки установлен подвижный контакт, который и бегает по дорожке нашей многострадальной платы из первой картинки.

Варианты решения проблемы:

1. Купить новый ДМРВ — стоит космических денег 35000-60000 руб, сопоставимо со стоимостью авто.
2. Купить БУ ДМРВ — 30 лет эксплуатации, никаких гарантий, стоит 3000 — 5000 руб.
3. Купить новую плату (неоригинал, делают малыми партиями) — цена 300р+пересыл, выглядит так: Как видно, конструкция отличается от заводской.

Надежность под вопросом, в интернете можно найти негативные отзывы о якобы недолговечности сего решения, подтвержденные фотографиями изношенных плат подобного типа.

4.

Купить ДМРВ современного типа без движущихся деталей + так называемый конвертер — цена вопроса немного отпугивает, так же необходимо будет адаптировать впускной тракт, наращивать длину патрубков и т. д.

5. Придумать что-то своё.

Для меня выбор был очевиден. Я решил оставить механическую часть, так как никаких признаков износа не обнаружил. Думаю она прослужит дольше чем остальная машина. Задача немного упростилась, необходимо преобразовывать угол поворота в напряжение. Хотя нет, постойте, не все так просто Дело в том что как я уже говорил мозг здесь довольно глупенький и, соответственно на вход он хочет получать максимально готовые данные. Это отразилось в конструкции ДМРВ — график зависимости выходного напряжения от угла поворота оси заслонки нелинеен, и дополнительная сложность — он масштабирован сопротивлением датчика температуры воздуха, который так же встроен в ДМРВ. Соответственно характеристика датчика должна меняться в зависимости от температуры воздуха. Поиск готового схемотехнического решения не привел к успеху. Проблема с износом ДМРВ подобного типа многих коснулась, много тем на специализированных форумах где на десятках страниц люди обсуждают как же её решить. Для начала хотелось бы получить данные об угле поворота оси. Переменные резисторы и прочую механику я сразу отбросил, как ненадежные. Оптический датчик — хорошо, но пыль может доставить неприятности, а пыли в дороге хватает. Магнитные датчики — вероятно это то что нужно.

Нашёл вот такой: KMA-200.

С ходу не смог купить его в своей глуши. И случайно наткнулся на вот такой готовый ДПДЗ в котором и применен KMA-200.

В нагрузку получаю магнит с креплением, датчик уже на плате с необходимой обвязкой, покрыт лаком, защищающим от влаги и статики. Нашёл кстати похожий проект.

Отлично! На выходе у такого датчика напряжение от 0 до 5 вольт зависимость от угла поворота линейная. Нужно как-то преобразовать ее в нужную нам характеристику. Аналоговые схемы в принципе могли бы обеспечить это, но были бы довольно сложны в проектировании и наладке, например какой-нибудь интегратор на операционниках с термокомпенсацией, но это для меня сложновато Тут я вспомнил что у меня есть горсть ATiny13, почему бы не использовать их? Набросал и смоделировал схемку: Немного о схеме.

  • Микроконтроллер тактируется от внутреннего генератора частотой 8МГц.
  • Использованы 2 канала АЦП, считывается угол поворота оси заслонки и уровень напряжения на резистивном делителе частью которого является датчик температуры.
  • Выходной сигнал ШИМ с частотой около 18кГц

Источник: https://habr.com/post/367481/

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как быстро завести машину с разряженным аккумулятором
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автолайф
Какой двигатель стоит на газ 66

Закрыть