В каком году выпустили газ 66

Технические характеристики ГАЗ-66: габариты, вес и другие рабочие параметры машины

В каком году выпустили газ 66

Во второй половине XX века, в течение тридцати пяти лет, в Горьком на ГАЗе выпускался один из самых успешных автомобилей советского времени — грузовик с двумя осями и полным приводом марки ГАЗ-66.

В период с 1964 по 1999 год было произведено чуть менее одного миллиона этих транспортных средств в различных модификациях.

Описание базовой модели

Платформой вездеходу ГАЗ-66 послужил собиравшийся в пятидесятые годы на заводе в Горьком ГАЗ-62.

Эта машина обладала характерной для того времени конструкцией кабины с матерчатой сворачивающейся крышей и съемными надставками дверей.

Создатели нового полноприводного автомобиля сохранили общую компоновку кабины, находящуюся над двигателем. Только теперь она стала цельнометаллической.

Запаску разместили вертикально за кабиной, перед кузовом. В результате при укороченных общих размерах всего автомобиля удалось увеличить размер грузовой платформы и понизить ее посадку, тем самым облегчив погрузку/разгрузку.

Кузовная платформа грузовика была металлической с деревянными решетчатыми и откидным бортами с задней стороны. В кузове имелись складывающиеся скамейки для перевозки людей.

Первый базовый ГАЗ-66-1 обладал грузоподъемностью в две тонны. Различные модификации на этом шасси выпускались до середины восьмидесятых годов.

Основные преимущества грузового автомобиля «Урал-6464» представлены в нашем обзоре.

А здесь описаны технические характеристики полуприцепов «Кегель».

За это время для нужд Вооруженных Сил, сельского хозяйства и районов с труднопроходимыми дорогами были созданы такие модификации, как:

  • «66А» с лебедкой;
  • «66Э» или «66-03» — машина, у которой оборудование было экранировано;
  • модификация, предназначенная для десантирования с военно-транспортного самолета, под маркировкой «66Б». Она имела складывающуюся крышу, откидывающуюся переднюю рамку с триплексом и РУ с колонкой складывающейся конструкции;
  • единичные испытательные образцы — ГАЗ-4 с колесной формулой 6х6 и «66П» в качестве седельного тягача.

Отличительной особенностью первых автомобилей ГАЗ-66-1 было отсутствие автоматической подкачки воздуха в колеса.

В середине восьмидесятых с конвейера сошел модернизированный вариант этого вездехода под маркировкой ГАЗ-66-11.

На нем установили компрессор с питанием от двигателя для автоматического поддержания нужного давления в колесах, что, согласно отзывам владельцев, достаточно удобно.

Благодаря технической характеристики автомобиля, такой как грузоподъемность в четыре тонны, на базе ГАЗ-66 можно было устанавливать КУНГи и спецоборудование в разных комплектациях. В книгах можно найти следующие параметры автомобиля:

  1. Геометрические размеры машины — 5 655 (без спецоборудования в виде лебедки)х2 322х2 490 (по кабине) в миллиметрах.
  2. Дорожный просвет составляет 315 мм.
  3. Наибольший возможный вес машины — 5 940 кг.
  4. Колесная база у этого автомобиля — 3 300 мм, колея — 1 800 мм.
  5. Радиус при развороте обеспечивает хорошую маневренность и составляет 9,5 метров, что меньше, чем у многих легковых автомобилей, более компактных по размеру.
  6. Восемнадцатидюймовые шины и герметичные агрегаты машины и двигателя обеспечивают возможность преодоления брода глубиной в 80 см.
  7. В качестве трансмиссии — синхронизированная КПП с четырьмя передачами и раздатка с прямой и понижающей передачами, которая также имеет способность отключать передний мост.

    Сцепление однодисковое. Усилия передаются с помощью трех валов и шести карданов.

    Дифференциалы имеют способность к повышенному трению, кулачкового типа. Поскольку передние колеса являются ведущими, то в их приводе используются ШРУСы.

  8. Подвеска впереди и сзади зависимая, рессорная. Концы рессор находятся на резиновых опорах. На обоих мостах имеются амортизаторы.
  9. Рулевое управление — червячное с роликом. На РУ установлен гидроусилитель.
  10. Привод у тормозной системы сделан с гидровакуумным усилителем. Тормоза на колесах колодочного типа.
  11. Стартер СТ-130Б, аккумулятор 6-СТ66-ЭМ. Напряжение бортовой сети 12В.
  12. В топливные баки можно залить 210 литров.

Кунг различной комплектации

Надежная рама из высокопрочной стали, которая является основой ГАЗ «66-11», позволяет крепить на нее два ведущих моста с рессорной подвеской, двигатель с элементами трансмиссии, кабину, поднимающуюся на шарнирах и открывающую возможность работать с двигателем, а также разные варианты кузовов.

Данные автомобили обладали следующими особенностями и техническими характеристиками:

  1. «66-12» — это модель модернизированного грузовика с установленной лебедкой и КОМ.
  2. «66-14» — с такой маркировкой в течение одиннадцати лет выпускалось шасси с экранированными электрическими проводами и агрегатами, а также КОМ.
  3. «66-15» — машина с экранированным оборудованием и механической лебедкой.
  4. «66-21» — вариант автомобиля для нужд народного хозяйства со сдвоенными задними колесами и деревянной грузовой платформой.
  5. «66-31» — под такой маркировкой выпускалось шасси, на которое ставились самосвальные платформы на Саранском заводе.
  6. Такие самосвалы с полным приводом для потребностей сельского хозяйства имели наименование ГАЗ-САЗ-3531 и обладали хорошими техническими характеристиками.

  7. «66-92» — это вариант машины для северных широт со сложным климатом.
  8. «66-96» — шасси для установки КУНГа вахтового автобуса.

Шасси «66-11», на которые монтировались специализированные КУНГи или кузова, получали отдельную маркировку. Например, для народного хозяйства производились:

  • передвижные мастерские для ремонта сельскохозяйственной техники;
  • для медицинских нужд – клиники на колесах;
  • хозяйственные фургоны для перевозки хлебобулочных изделий, почтовых отправлений или медикаментов;
  • передвижная буровая установка;
  • вахтовые автобусы с теплым кузовом — НЗАС-3964 и Волгарь-39461;
  • выпускался также полноприводный вариант автобуса ПАЗ-672 — ПАЗ-3201.

Наибольшее количество таких специальных автомобилей производилось для армейских нужд:

  • командирская и штабная машина-вездеход Р-142;
  • маслозаправщик МЗ-66 и спиртозаправщик такого же типа;
  • медицинский автомобиль для транспортировки больных и раненых — АС-66;
  • передвижной санитарный пункт — мобильная перевязочная АП-2;
  • ДДА-2 — дезинфекционная установка с душевой кабиной;
  • на шасси ГАЗ-66 была смонтирована реактивная пусковая установка — БМ-21В.

Выводу этого автомобиля из штатного армейского расписания способствовали боевые действия в Афганистане.

Оказалось, что при реальном подрыве на мине экипаж машины, находящийся в кабине, получал значительные повреждения. Это происходило из-за того, что кабина находится над колесами, то есть в зоне подрыва.

В девяностых годах на базе этого вездехода был сконструирован ГАЗ-3308 «Садко», на котором силовая установка располагалась впереди.

Тем не менее в десантных и пограничных войсках ГАЗ-66 используется до сих пор благодаря своим уникальным качествам.

Важно! Впервые в СССР на этом автомобиле был установлен V-образный двигатель, который имел восемь цилиндров с объемом 4254 куб. см и мощностью в 120 л. с.

Маркировка ДВС — ЗМЗ 66-06 производства Заволжского моторного завода.

В течение двух лет, с 1991 по 1993 год, выпускался вариант «66-16» с ДВС ЗМЗ-513.10 для эксплуатации в особо сложных условиях. Мощность этого двигателя 125 л. с. при крутящем моменте 294Нм на оборотах 2 000.

В начале девяностых годов XX века на «66-й» ставили дизельный ДВС ГАЗ-544, эти машины имели маркировку «66-41». Этот дизель обладал мощностью 85 л. с. Крутящий момент при этом 235 Нм на оборотах 1 600.

В дальнейшем стали монтировать дизель с турбонаддувом марки ГАЗ-5441. Такой вариант автомобиля имеет маркировку ГАЗ «66-40» и обладает улучшенными техническими характеристиками.

Этот дизель с турбонаддувом на оборотах 1 600 обладает мощностью 116 л. с. и выдает расход топлива 17 л при 25 л на карбюраторных ДВС.

Конструктивные особенности раздатки

Раздаточная коробка на машине предназначена для того, чтобы усиливать крутящий момент и распределять, а также передавать его на передний и задний мосты.

Кроме того, в РК «66-11» имеется конструкция для отключения и включения переднего ведущего моста.
Конструктивно она включает в себя:

  • ведущий вал, на котором имеется подвижное зубчатое колесо для подключения прямой и понижающей передачи;
  • вал промежуточный. Он тоже имеет зубчатые колеса. Одно колесо включает понижающую передачу, второе, подвижное, служит для включения мостов;
  • имеется вал привода для заднего моста;
  • вал привода переднего моста;
  • управляющий механизм, имеющий рычаги переключения и тяги.

Для автомобилей, работающих в особо сложных условиях, на раздатке ставят дополнительную КПП с двумя понижающими передачами, чтобы еще больше повысить тяговые усилия ведущих колес.

Раздаточные коробки на ГАЗ-66 сегодня продаются по цене от 12 тыс. рублей.

Что представляет собой лебедка

На «ГАЗ-66» модификаций 02, 05, 12, 15, 52 (экспортный вариант) устанавливалась механическая лебедка, которая приводилась в движение с помощью коробки отбора мощности через два кардана и промежуточную соединяющую опору.

Такая лебедка по всем параметрам превосходит электрическую конструкцию, особенно учитывая сложные условия эксплуатации машины.

Длина троса на лебедке 50 метров, толщина — 16 мм. Тяговая нагрузка на прямом тросе составляет порядка три с половиной тонны. Лебедка оборудована тормозом.

Механическая лебедка на «66» достаточно проста и мало подвержена поломкам. Ее можно использовать во влажной и грязной среде, не боясь эту лебедку сломать.

Цены

С 1999 года этот полноприводный автомобиль не выпускался, и новые можно найти только при продаже конверсионных машин. Такие ГАЗы-66, особенно с КУНГами, продаются по цене от 400 тыс. рублей.

Бортовые автомобили имеют цену значительно ниже — от 250 тыс. рублей. Машины, которые были в употреблении, на рынке оцениваются по-другому и стоят от 70 до 200 тыс. рублей.

В следующем видео более подробно рассказана история создания и эксплуатации автомобиля ГАЗ-66, а также рассмотрены его общие технические характеристики:

Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/gaz/harakteristiki-66-gabarityi-ves-i-drugie-rabochie-parametryi-mashinyi.html

Кто придумал ГАЗ-66

В каком году выпустили газ 66

«Шишига» или «шишка» (как в просторечии окрестили ГАЗ-66 из-за труднопроизносимого «шесть-шесть») не нуждается в представлении. Не нужно быть военным, чтобы узнавать легендарный автомобиль, который до сих пор на ходу на балансе воинских частей и в сельском хозяйстве.

По массовости выпуска, среди 2-осных полноприводных грузовых авто, 66-й модели нет равных – за 40 лет производства было выпущено порядка миллиона экземпляров (956 641 единица).

Кто конструктор ГАЗ-66 – этой удачной (или все же – не очень удачной) модели? Когда речь идет о большой популярности, без красивых легенд не обойтись.

История создания автомобиля

«Шишига» – детище Горьковского автозавода (сборка совершалась также на Кременчугском автозаводе). Первые чертежи появились еще в 1957 году, однако реализовать «начертанное» не представлялось возможным из-за отсутствия необходимого по мощности серийного мотора. Поэтому на базе существующих наработок до 1962 г. был выпускаем ГАЗ-62.

А к 64-му году подходящий мотор был найден (им стал ЗМЗ-513). И производство стартовало. Продлилось оно аж до 1999 года (массовый выпуск был завершен 4-мя годами ранее), когда с конвейера сошел финальный ГАЗ-66-11.

История создания ГАЗ-66 не закупорилась в 64-м году, а развивалась все 40 лет, чему подтверждение – множество конструктивных изменений, отразившихся в многочисленных модификациях. Грузовик был удостоен наград:

  • первое место на выставке «Современная сельхозтехника» (Москва, 1966 год);
  • первое место на Международной выставке сельхозтехники (Германия, 1967 год);
  • присвоение Знака качества (до этого ни один советский автомобиль не был удостоен знаменитого пятиугольника) в 69-м году.

Грузовик имеет прекрасную проходимость по бездорожью

На смену «Шишиге» пришла 3308-я модель («Садко»). Однако превзойти (как минимум, по численности) «шестьдесят шестую» ничто не сможет. И после развала «Союза» она незаменима в Погранвойсках, для ВДВ, в сельском хозяйстве не только в России, но и во всех бывших союзных республиках, куда активно экспортировалась десятилетиями.

Обязательно почитайте:

Лесовоз КРАЗ 260

Конструктор ГАЗ-66

Кто изобрел ГАЗ-66 также однозначно известно, как и источник вдохновения для разработчиков (американский «Додж» WC-51, который в «Союзе» был хорошо известен благодаря поставкам по ленд-лизу), однако ходит легенда, что изобрела его женщина, причем фамилия женщины-конструктора так и осталась неизвестной.

Это не так: главный конструктор ГАЗ-66 – Просвирин А. Д. (изначально координировали конструкторскую работу Заворотный Р., немного позже – Образцов О.). Под его эгидой также разрабатывался ГАЗ-62, к которому ни военная промышленность, ни народное хозяйство никакого интереса не проявили (всего выпустили 69 единиц).

Собственно, после этого все силы Просвириным были брошены на ГАЗ-66 (по заказу и с учетом пожеланий Минобороны).

Откуда миф про женщину конструктора? Ну, только женщина могла придумать такую неудобную кабину, разместив ее над мотором, неудобный рычаг переключения скоростей (справа, чуть сзади от водителя) и в целом додуматься до многих нестандартных решений по конструкции.

Описание

Как и «Додж ¾», «Шишига» вобрал лучшее от джипа и грузовика одновременно: маневренность, легкость объединилась с неплохой грузоподъемностью (2 тонны при 3,47-тонной массе авто) и многофункциональностью. Грузовик воплощает несколько нестандартных решений:

  • 2-местная кабина размещена над силовым агрегатом, что позволяет расширить площадь платформы (как показала эксплуатация в условиях войны, из-за такой конструкции при наезде намину у экипажа нет шанса выжить, поэтому поставки на Афганский фронт были прекращены, несмотря на то, что авто прекрасно справляется с гористой местностью);
  • «запаска» крепится вертикально позади кабины (это позволило понизить платформу);
  • система торможения оснащена гидровакуумными усилителями;
  • гидроусилитель руля (не часто присутствует на малотоннажниках);
  • давление в шинах регулируемо централизованной системой.

«Шестьдесят шестой» – рамный грузовик с цельнометаллическим кузовом. Модель оснащена V-образным «движком» от ЗМЗ на 8 цилиндров. Это позволяет быть грузовику достаточно проворным: допустимая по ограничителю скорость – 90 км/ч.

Модификации и технические характеристики

У 66-й модели много модификаций, ведь за 40 лет автомобилестроение развивалось и модернизации были необходимостью:

  1. ГАЗ-66А (выпускался до 66-го года, оснащен лебедкой, давление в колесах не регулируется централизованной системой);
  2. 34-я версия (существует только 7 опытных образцов с колесной формулой «6 на 6», с лебедкой и централизованной системной регулировкой давления в колесах);
  3. ГАЗ-66Б (опытная авиадесантная модификация, которая нашла свое серийное развитие в 66-04-й и 66-05-й модификациях; предусматривались откидная рама «лобовухи» и складная крыша);
  4. Модификация 66Д (сельскохозяйственная модификация, рассчитанная на агрегирование с бурильной установкой и самосвальным оборудованием);
  5. Модификация 66К (опытная модификация, изготовленная в количестве всего 1 единицы; рассчитана на эксплуатацию с активным полуприцепом);
  6. ГАЗ-66П (изготовленный в количестве 1-й единицы опытный экземпляр, который представляет собой седельный тягач);
  7. ГАЗ-66Ф (шасси под армейские спецкузовы, оснащенные системой экранирования);
  8. 66Э-я модификация (классическая 66-я модель, оснащенная системой экранирования);
  9. 66АЭ-я модификаация (сочетает наличие системы экранирования, лебедку и централизованное регулирование давления в колесах);
  10. ГАЗ-66-01 (улучшенная «классика» 66-я модель с бортовой платформой и централизованным управлением давления в колесах);
  11. ГАЗ-66-02 (по существу, ничем не отличается от 66-01-й модификации, но оснащен лебедкой);
  12. ГАЗ-66-03, -66-04 (централизованное управления давления в колесах отсутствует, установлена система экранирования);
  13. ГАЗ-66-05 (давление в колесах регулируется централизовано, лебедка присутствует);
  14. ГАЗ-66-11 (бортовой грузовик, используемый в том числе как вахтовый автобус; выпускался как шасси с кабиной);
  15. ГАЗ-66-12 (выпускался как шасси или бортовой грузовик, оснащен лебедкой и системой централизованного управления давлением в колесах);
  16. Версии 66-14, 66-15 (производились как бортовая версия либо шасси, часто использовались как фургоны, на которых монтирована система экранирования);
  17. 66-16-я модель (выпускался как бортовой грузовик или просто шасси с пределом по грузу – 2300 кг., имеет: обновленный мотор ЗМЗ-513.10, модернизированные односкатные колеса; на платформе отсутствуют надколесные шины);
  18. Модели 66-21, 66-22 (модификации для использования в народном, сельском хозяйстве грузоподъемностью 3500 кг., которая имеет деревянную платформу и оснащена сдвоенными задними шинами);
  19. ГАЗ-66-31 (предполагает агрегирование с самосвальным оборудованием);
  20. 66-40-я модификация (бортовой грузовик либо шасси с турбированным дизелем, имеются комплекты с лебедкой и без нее);
  21. ГАЗ-66-41 (дизельный (без наддува) бортовой грузовик или шасси, существующий в комплекте с лебедкой и без нее);
  22. ГАЗ-66-92 (модификация для суровых северных условий, с улучшенным отоплением, удвоенными стеклами и более емкой АКБ);
  23. Модификация 66-96 (универсальное шасси-тягач).
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лошадиных сил в Лада Гранта Спорт

Обязательно почитайте:

Технические характеристики Мерседеса Унимог

Отдельно производились модификации для местностей с тропическими (с 66-50 по 66-65 модификации по порядку) и умеренными (с 66-70 по 66-85 модификации) условиями. Также существуют спецмашины на основе 66-й модели: санитарный, дезинфекционно-душевой, командно-штабный грузовик, передвижная мастерская и сверхпроходимые автобусы.

«Шишига» (в тюркской мифологии так называют лешего) в любой модификации и комплектации – универсальная техника с высокой проходимостью. В управлении и комфорте, судя по отзывам, грузовик не имеет выдающихся черт, однако как маневренный вездеход с неплохой грузоподъемности с частном владении может быть полезным.

Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/kto-pridumal-gaz-66.html

Новый 1986 ГАЗ 66 – с хранения, пробег 1400 км

В каком году выпустили газ 66

ГАЗ-66 — советский и российский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью 2,0 т и кабиной над двигателем. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик в Советской Армии и в народном хозяйстве СССР и России в 1960—1990-е годы.

Конструктор машины — Александр Дмитриевич Просвирнин.

ИСТОРИЯ

Первые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958—1962 гг. (выпущено крайне малое количество) и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. Серийное производство ГАЗ-66 развёрнуто с июля 1964 года. В 1968 году грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах (66-01 и модификации).

В 1966 году удостоен Золотой медали на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве. В 1967 году удостоен Золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге. В апреле 1969 ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственныйЗнак качества. ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря.

ГАЗ-66 был принят на вооружение в Советской армии, использовался в народном хозяйстве, после распада СССР большое количество ГАЗ-66 стали использовать в Российской армии, в основном в ВДВ и пограничных войсках.

В 1995 году массовое производство ГАЗ-66-11 с модификациями было прекращено. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко», унифицированной с ГАЗ-3307. Последний экземпляр ГАЗ-66-40 сошёл с конвейера 1 июля 1999 года. Всего было выпущено 965 941 экз. семейства ГАЗ-66.

Основные модификации газ-66 и специализированные кузова на его шасси

ГАЗ-66 на советской почтовой марке

  • ГАЗ-66-1 (1964—1968) — первая модель без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах
  • ГАЗ-66А (1964—1968) — с лебёдкой
  • ГАЗ-34 — опытный образец с колёсной формулой 6×6
  • ГАЗ-66Б (с 1966) — авиадесантный вариант с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла
  • ГАЗ-66Д (1964—1968) — шасси с коробкой отбора мощности
  • ГАЗ-66П — седельный тягач (опытный)
  • ГАЗ-66Э (1964—1968) — с экранированным электрооборудованием
  • ГАЗ-66-01 (1968—1985) — базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах
  • ГАЗ-66-02 (1968—1985) — с лебёдкой
  • ГАЗ-66-03 (1964—1968) — с экранированным электрооборудованием
  • ГАЗ-66-04 (1968—1985) — шасси с экранированным электрооборудованием
  • ГАЗ-66-05 (1968—1985) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкой
  • ГАЗ-66-11 (1985—1996) — модернизированная базовая модель
  • ГАЗ-66-12 (1985—1996) — с лебёдкой
  • ГАЗ-66-14 (1985—1996) — шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности
  • ГАЗ-66-15 (1985—1996) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкой
  • ГАЗ-66-16 (1991—1993) — модернизированый вариант с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса — односкатные), доработанными тормозами, платформой без надколесных ниш (впоследсттвии устанавливалась также на ГАЗ-66-11 и ГАЗ-66-40); грузоподъемность 2,3 т
  • ГАЗ-66-21 (1993—1995) — народнохозяйственная модификация с двойными шинами заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т.
  • ГАЗ-66-31 — шасси для самосвалов
  • ГАЗ-66-41 (1992—1995) — с безнаддувным дизелем ГАЗ-544
  • ГАЗ-66-40 (1995—1999) — с турбодизелем ГАЗ-5441
  • ГАЗ-66-92 (1987—1995) — северный
  • ГАЗ-66-96 — шасси для вахтовых автобусов

Экспортные

  • ГАЗ-66-51 (1968—1985)
  • ГАЗ-66-52 (1968—1985) — с лебёдкой
  • ГАЗ-66-81 (1985—1995) — для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-91 (1985—1995) — для стран с тропическим климатом

Специализированные

  • АП-2 — автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка.
  • АС-66 — санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых.
  • ДДА-2 — дезинфекционно-душевая установка, используется в войсковых (иногда в гражданских) санитарно-эпидемиологических подразделениях.
  • ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 — фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты».
  • МЗ-66 — маслозаправщик.
  • Р-142 — командно-штабная машина
  • 3902, 3903, 39021, 39031 — передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике.
  • 2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 — передвижные клиники.
  • ГАЗ-САЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Саранск).
  • ГАЗ-КАЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Бишкек, Киргизия).

Автобусы

  • НЗАС-3964, Волгарь-39461 — вахтовые автобусы (на шасси устанавливался комфортабельный кузов с креслами для пассажиров).
  • АПП-66 — автобус повышенной проходимости, шины с регулировкой давления. Выпускался 172 Центральным автомобильным ремонтным заводом только для нужд Министерства обороны СССР. До 1987 г. выпущено около 8 000 экз.
  • ПАЗ-3201, полноприводный вариант ПАЗ-672.
  • ПАЗ-3206, полноприводный вариант ПАЗ-3205.

Технические характеристики автомобиля газ-66-11

Тип Двухосный грузовой автомобиль
Грузоподъёмность 4 000 кг
Разрешенная максимальная масса 5 940 кг
Длина 5 806 мм (с лебёдкой)
Ширина 2 322 мм
Высота по тенту без нагрузки 2 520 мм
Высота по кабине с полной массой 2 490 мм
Колёсная база 3 300 мм
Дорожный просвет 315 мм
Колея передних колес 1 800 мм
Колея задних колес 1 750 мм
Радиус поворота 9,5 м
Глубина преодолеваемого брода(по дну) 0,8 м
Двигатель ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный,с жидкостным охлаждением
Рабочий объём 4 254 см3
Мощность 120 л.с.
КПП механическая 4-ступенчатая с синхронизаторамина 3-й и 4-й передачах
Раздаточная коробка С понижающей передачейи отключаемым передним мостом
Привод задний или полный
Колёса специальные с разъёмным ободоми бортовым кольцом 8,00-18; шины 12,00-18
Давление в шинах 0,5-3 кг/см2
Максимальная скоростьс полной массой 90 км/ч
Ёмкость топливных баков 210 л
Контрольный расход топлива, л/100 кмпри скорости 60 км/ч 20
Марка топлива бензин А-72, A-76, АИ-80
Ёмкость АКБ 75 А·ч
Максимальный ток автомобильного генератора 85 А

1986 ГАЗ 66 новыйпробег – 1400 км

Боксовое хранение. В идеальном состояние. С птс.

Источник: https://xn--80aafe9bhdrpm.com/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-1986-%D0%B3%D0%B0%D0%B7-66-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B3-1400-%D0%BA%D0%BC-%D1%81-%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

ГАЗ-66

ГАЗ-66 – популярный советский грузовой автомобиль с кабиной, расположенной над силовой установкой, колесной формулой четыре на четыре и грузоподъемностью 2000 кг. Модель считается наиболее массовым полноприводным 2-осным грузовиком. Пик популярности автомобиля пришелся на 1960-1980-е годы.

Дебютные образцы машины были представлены в 1962-ом году. Грузовик позиционировали в качестве улучшенного варианта 1,2-тонного ГАЗ-62, которому была необходима замена. Также модель вытеснила и другой продукт Горьковского автозавода – ГАЗ-63, производство которого окончательно завершилось к 1968-му году.

В серию ГАЗ-66 поступил летом 1964-го года. Спустя 4 года модель обзавелась функцией регулирования давления в шинах. В этот период автомобиль получил главный приз на московской выставке современной техники. В 1967-ом году грузовик признали и за рубежом, наградив «золотом» в Лейпциге. Еще через два года модель получила национальный Знак качества. Автомобиль экспортировался практически во все социалистические страны.

Большой популярностью грузовик пользовался в народном хозяйстве и советской армии. Позднее его приняли на вооружение в российскую армию.

о истории создания

Массовый выпуск ГАЗ-66 был прекращен в 1995-ом году. На смену ему пришла модель ГАЗ-3308 «Садко». Окончательно производство автомобиля завершилось летом 1999-го года. Всего Горьковский автозавод собрал свыше 965000 экземпляров ГАЗ-66.

Модель отличалась повышенной проходимостью и предназначалась для работы в тяжелых дорожных условиях и на бездорожье. Улучшали ходовые качества большой дорожный просвет, самоблокирующийся дифференциал двух мостов и функция регулировки давления в шинах.

Другой важной особенностью автомобиля стало сбалансированное расположение центра тяжести, обеспечивающее практически одинаковую нагрузку на заднюю и переднюю оси. К минусам автомобиля можно было отнести ограниченный объем кабины и ее расположение над колесами. Это сделало модель более компактной, но менее защищенной. Осмотр мотора осуществлялся путем откидывания кабины.

Двигатель также был защищен несъемным кожухом. Перегружать машину было нельзя, поскольку в ее конструкции использовались одинарные рессоры.

Для отдыха в автомобиле можно было использовать брезентовую койку, применяемую по аналогии с гамаком.

Горьковский автозавод выпускал следующие модификации ГАЗ-66:

  1. ГАЗ-66-1 – версия без функции настройки давления воздуха в шинах. Ее производство завершилось в 1968-ом году;
  2. ГАЗ-66А – модель с лебедкой;
  3. ГАЗ-66Б – авиадесантная модификация с откидной рамкой основного стекла, телескопической рулевой колонкой и складной крышей;
  4. ГАЗ-66Д – шасси, оборудованное коробкой отбора мощности;
  5. ГАЗ-66П – опытный седельный тягач;
  6. ГАЗ-66Э – модификация с экранированным электрооборудованием. Снята с производства в 1968-ом году;
  7. ГАЗ-66-01 – базовый вариант с функцией регулирования давления воздуха в шинах;
  8. ГАЗ-66-02 – версия с лебедкой;
  9. ГАЗ-66-03 – модель с экранированным электрооборудованием;
  10. ГАЗ-66-04 – шасси с экранированным электрооборудованием;
  11. ГАЗ-66-05 – модификация, получившая лебедку и экранированное оборудование;
  12. ГАЗ-66-11 – улучшенная базовая версия;
  13. ГАЗ-66-12 – улучшенный вариант с лебедкой;
  14. ГАЗ-66-14 – улучшенная модификация с коробкой отбора мощности и экранированным электрооборудованием.

На экспорт выпускались модификации ГАЗ-66-51, ГАЗ-66-52, ГАЗ-66-81 и ГАЗ-66-91.

Также потребителям предлагались и специализированные варианты:

  1. АС-66 – санитарная машина;
  2. АП-2 – главный автомобиль медицинского пункта;
  3. ДДА-2 – дезинфекционная душевая установка;
  4. ГЗСА-731 – фургоны «Хлеб», «Почта» и «Медикаменты»;
  5. Р-142 – командно-штабная машина;
  6. МЗ-66 – маслозаправщик.

Технические характеристики

ГАЗ-66 благодаря необычной компоновке получился довольно компактным.

Габариты автомобиля:

  • длина – 5806 мм;
  • ширина – 2322 мм;
  • высота по кабине с полной массой – 2490 мм;
  • высота по тенту – 2520 мм;
  • колесная база – 3300 мм;
  • колея задних колес – 1750 мм;
  • колея передних колес – 1800 мм.

Машина имеет дорожный просвет в 315 мм. Грузоподъемность модели составляет 2000 кг, а максимальная масса – 5940 кг.

Прочие характеристики автомобиля:

  • глубина преодолеваемого брода – 0,8 м;
  • минимальный радиус поворота – 9,5 м;
  • максимальная скорость – 90 км/час;
  • время разгона до 60 км/час – 30 сек;
  • тормозной пусть при скорости в 50 км/час – 25 м;
  • выбег с 50 км/час – 500 м;
  • максимальный преодолеваемый подъем – 31 градус.

В сравнении с предыдущими версиями модель стала более устойчивой. Оптимальное расположение центра тяжести помогало преодолевать различные препятствия во время движения. При этом машина легко проезжала 80-сантиметровые сугробы и брод, показывая себя как настоящий вездеходный грузовик.

Расход Топлива

При скорости 60 км/час показатель расхода топлива у ГАЗ-66 составляет 20 л/100 км. В качестве горючего для автомобиля используется бензин А-72, A-76 и АИ-80. Объем топливного бака модели равняется 210 л.

Двигатель

ГАЗ-66 комплектовался V-образным 8-цилиндровым 4-тактным карбюраторным дизельным агрегатом «ЗМЗ-66-06» с жидкостным охлаждением (производитель – Заволжский моторный завод). По многим параметром он был схож с предшественниками, но имел определенные отличия. Мотор был более компактным и выделялся рядом уникальных решений.

Характеристики мотора «ЗМЗ-66-06»:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 115 л.с.

В 90-х появились версии с дизельным ДВС «ГАЗ-544» мощностью 85 л.с. и крутящим моментом 235 Нм. Данные модификации получили индекс «66-41». Вскоре Горьковский автозавод начал выпуск дизельных моделей с мотором «ГАЗ-5441» с турбонаддувом. Агрегат имел улучшенные характеристики и номинальную мощность в 116 л.с.

Устройство

ГАЗ-66 применялся не только для военных нужд. В строительстве, горном деле и при добыче полезных ископаемых маневренные, неприхотливые и выносливые полноприводные автомобили пользовались большим спросом. Широкая линейка модификаций, построенных на базовой версии, заметно увеличивала сферу применения автомобиля. В 60-80-х годах прошлого века грузовик использовался повсеместно. Он нашел применение и в сельскохозяйственной отрасли.

Базовые версии модели оборудовались стандартным кузовом, представляющим собой металлическую платформу с откидными скамейками. Дополнительно его закрывали тентом.

ГАЗ-66 комплектовался цельнометаллической кабиной. В ней располагались два унифицированных кресла – водительское и пассажирское. Салон предусматривал организацию спального места. Внутреннее пространство отличалось лаконичностью. В зимнее время в кабине было довольно жарко. Капот сильно нагревался, передавая часть тепла салону.

Автомобиль оснащался 4-ступенчатой коробкой передач, которая отличалась нестандартным расположением. Ее установили сзади и справа от водителя. В состав трансмиссии также входили сцепление с гидроприводом и 2-ступенчатая раздаточная коробка. Грузовик имел ведущие мосты гипоидного типа и передний мост с шариковыми шарнирами. ГАЗ-66 оснащался барабанными тормозами с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем.

Раздаточная коробка, установленная на автомобиле, помогала усиливать крутящий момент, а также распределять его на задний и передний мосты. В некоторых модификациях модели предусматривался механизм отключения (включения) переднего моста, конструктивно включающий:

  • ведущий вал с подвижным зубчатым колесом для подключения понижающей и прямой передачи;
  • промежуточный вал с зубчатыми колесами;
  • вал привода заднего моста;
  • управляющий механизм;
  • вал привода переднего моста.

Некоторые версии автомобиля получили механическую лебедку, усилие на которую подавалось посредством коробки отбора мощности. По своим параметрам она значительно превосходила электрический вариант. Длина троса равнялась 50 метрам, а тяговая нагрузка составляла 3,5 тонны.

Стоимость ГАЗ-66 б/у и с консервации

Производство ГАЗ-66 завершилось в 1999-ом году, но в продаже и сейчас присутствует немало автомобилей данной модели. Довольно часто можно встретить грузовики, снятые с консервации. Версии последних годов выпуска с КУНГами доступны по цене от 400000 рублей. Бортовые модификации можно приобрести по более низкой стоимости – от 250000 рублей. При этом на рынке присутствует и более дешевые варианты (70000-100000 рублей). Однако их состояние оставляет желать лучшего.

Аренда автомобиля популярностью не пользуется.

Аналоги

Аналогами ГАЗ-66 можно назвать модели ЗИЛ-131, ГАЗ-63 и ГАЗ-3308.

Источник: https://gruzovo.com/gaz-66.html

ГАЗ-66 — история легендарного грузового внедорожника

ГАЗ-66

ГАЗ-66 — легендарный советский грузовой внедорожник. Приличная грузоподъемность, полноценный полный привод, неприхотливость и широкие возможности по модернизации — всё это сделало его очень популярным начиная с 1960х годов. И по сей день шестьдесят шестой остаётся востребованным в армии, научно-полевых изысканиях, туризме и путешествиях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какое животное изображено на логотипе автомобилей Ferrari

ГАЗ-66 — история создания или с чего всё начиналось

ГАЗ-66

Впервые этот тяжелый и многофункциональный внедорожник предстал перед публикой в 1962-м году. Грубо говоря, это была не сделанная с нуля модель, а очередная хорошая модификация менее популярного ГАЗ-62. Тот уже изжил своё и требовал адекватной замены. Между 62-м и 66-м какое-то время выпускали ГАЗ-63, но он тоже не снискал популярности.

Его окончательно прекратили выпускать в 1968-м. Что же касается конкретно ГАЗ-66, то к 1964-му году его официально запустили в серийное производство. На то время это был маленький прорыв — на замену устаревшим грузовикам пришел новый, сравнительно небольшой внедорожник с отличными данными.

И, хотя первые модели были далеки от совершенства, он всё равно стал очень распространенным.

Постепенно шестьдесят шестой дорабатывался, выходили новые его разновидности, допиливался функционал. Так, в 1968-м году он стал массово комплектоваться системой регулировки воздуха в шинах (которая оказалась настолько живучей, что до сих пор работает на большинстве стареньких подержанных 66х).

Примерно в эти же годы ГАЗ-66 презентовали на Московской выставке современной техники, где он получил самый главный приз (что само по себе уже является хорошим показателем актуальности и интересности модели на тот момент). Выставлялся 66й и за рубежом.

Например, в Лейпциге он смог получить «золотую» награду за свои выдающиеся грузовые и внедорожные качества.

ГАЗ-66

В 1969-м ГАЗ-66 удостоился национального Знака Качества и после этого начался его интенсивный экспорт практически во все социалистические страны. Серийный выпуск становился всё более массовым и грузовик стал верным спутникам самых разных категорий общества.

Особенно популярным его признавали, что естественно, в армии и в сельском хозяйстве.

Полноприводный советский грузовик даже официально приняли на вооружение в армию (и до сих пор во многих бывших социалистических странах и республиках СССР он стоит на балансе вооруженных сил).

Выпускать ГАЗ-66 прекратили в 1995-м году, сменив его на менее популярную, но достаточно распространенную машину типа ГАЗ-3308 «Садко». Выпускались единичные модели и партии по спецзаказам, но в 1999-м году сделали самый последний официальный грузовик. Согласно статистике, всего на автозаводе было выпущено 965 тысяч ГАЗ-66.

ГАЗ-66 — характеристики и описание

ГАЗ-66

ГАЗ-66 был сделан для использования на бездорожье в тех условиях, где другая техника работать не могла или же была не столь эффективна. Грузовик имеет повышенную проходимость, самоблокирующиеся дифференциалы в обеих мостах, а также функцию регулирования шинного давления.

Интересной особенностью внедорожника является и практически идеальная сбалансированность — благодаря грамотно распределенному центру тяжести нагрузка на переднюю и заднюю части авто почти одинаковая. К некоторым минусам внедорожника можно отнести то, что кабина расположена прямо над передними шасси и объем её достаточно мал — особо не развернуться. Хотя грузовик от этого несколько выиграл — стал достаточно компактным.

Но чтобы получить доступ к моторному отсеку, кабину нужно откидывать. Изначально на двигатель монтировался защитный не снимаемый кожух и нужно было избегать общих перегрузок по весу из-за одинарных рессор.

Также, с завода автомобили шли с брезентовой койкой, которая вешалась в кабине как гамак. Для одного человека получалось универсальное место для отдыха — всяко лучше, чем спать на сиденьях.

Какие версии ГАЗ-66 вообще выпускались

ГАЗ-66

За время выпуска придумали множество модификаций этого универсального внедорожного грузовичка. Известно о 14-ти версиях авто с теми или иными модулями, а также о нескольких серийно выпускаемых специальных автомобилях определенного назначения:

  • ГАЗ-66-1 — самая первая версия грузовика. Выпуск закончился через несколько лет после начала — в 1968-м. Примечательная особенность — функции регулировки воздуха в покрышках не имела;
  • ГАЗ-66А — первая модель, выпускаемая с лебедкой с завода;
  • ГАЗ-66Б — модификация для десантников, сделанная для спуска с парашюта. Имела откидную раму лобового стекла, а также меняющуюся рулевую колонку и складывающуюся крышу;
  • ГАЗ-66Д — эта версия комплектовалась коробкой отбора мощности;

ГАЗ-66-32

  • ГАЗ-66П — выпускалась недолго, представляя собой крупный тягач опытного образца;
  • ГАЗ-66Э — интересная модель, в которой всё электрооборудование было сделано экранированным. Но её быстро перестали производить — в 1968-м выпущен последний грузовой внедорожник такого типа;
  • ГАЗ-66-01 — основной вариант автомобиля, оснащенный функцией регулировки давления в покрышках;
  • ГАЗ-66-02 — тоже самое, что предыдущий вариант, но уже с заводской лебедкой;
  • ГАЗ-66-03 — тоже самое, что и 01 с 02 вариантами, но еще и с экранированным электронным оборудованием;
  • ГАЗ-66-04 — эта версия включала в себя всё тоже, что и предыдущие, но имела экранированные колеса;

ГАЗ-66 дизельным двигателем

  • ГАЗ-66-05 была моделью с лебедкой и экранированием электрического оборудования;
  • ГАЗ-66-11 — существенно усовершенствованная оригинальная версия внедорожника, но без каких-то новых модулей;
  • ГАЗ-66-12 — еще один улучшенный вариант базового модификации, но с лебедкой;
  • ГАЗ-66-14 — один из наиболее полных вариантов, включающий в себя всё.

Это были перечислены те модели, которые предлагались для использования в СССР. Разрабатывались и специальные модели ГАЗ-66 на экспорт — это 66-51, 66-52, 66-81 и 66-91.

ГАЗ-66

Стоит вспомнить и специализированные варианты этого легендарного грузовика — их затачивали под более эффективное выполнение определенных задач:

  • АС-66 — классический и очень популярный в то время медицинский внедорожник;

АС-66

  • АП-2 — тоже санитарная модель, но уже главная в группе. Что-то вроде медштаба;
  • ДДА-2 — душевой агрегат с дезинфекцией. Интересный вариант, предназначенный для работ в зонах с радиоактивным заражением;
  • ГЗСА-731 — специализированные полноприводные фургоны для развоза почты, хлеба и лекарств. Делали для использования в городах, но широкого распространения машина не получила;
  • Р-142 — командно-штабная модификация с полным оснащением всем необходимым;
  • МЗ-66 — маслозаправочный внедорожник, используемый больше военными в специфичных целях.

ГАЗ-66

Что же касается технических характеристик, то они были достаточно неплохими. Во-первых, автомобиль был компактным, что для грузового внедорожника всегда было плюсом.

Во-вторых, при клиренсе по умолчанию в 315мм автомобиль показывал чудеса проходимости, что и обеспечило ему такую распространенность в определенных кругах.

А грузоподъемность в 2 тонны лишь подчеркнула тот факт, что внедорожник был многоцелевым и прекрасно справляться как с военными, как с исследовательскими, так и с гражданскими задачами.

Заводская версия ГАЗ-66 может преодолевать броды глубиной до 0,8 метра и развивать максимальную скорость до 90 км/ч. До 60 км/ч автомобиль разгоняется за 30 секунд. По паспорту значится, что внедорожный грузовик может преодолевать подъемы до 31 градуса.

ГАЗ-66

Постепенно, по мере развития, модель становилась всё более устойчивой и удобной в управлении. Как уже было выше сказано, у грузовика был очень хорошо расположенный центр тяжести, что обеспечивало его возможностью преодолевать самые разные препятствия относительно безопасно.

Сугробы под 80 сантиметров были для внедорожника не преградой, как и небольшие броды. Что же касается расхода, то с завода авто потребляло 20 литров на 100 километров. Изначально автомобиль заправлялся 72-м, 76-м и 80-м топливом.

При объеме бака в 210 литров это обеспечило его достаточно хорошим запасом для путешествий и поездок на дальние расстояния.

ГАЗ-66 оборудовался четырехтактным агрегатом типа V8 с обычным жидким охлаждением. Это был небольшой мотор, который от своих современников отличался целым набором интересных и даже уникальных фишек. Двигатель имел объем 4,25 литра и мог развивать мощность до 117 л.с. Чуть позже, уже в 90х, выпустили дизельный мотор на 84 л.с. А еще позже начали делать не очень распространенные турбированные дизеля мощностью в 114 л.с.

ГАЗ-66

Что касается коробки передач, то это механика на 4 скорости. У неё немного необычное расположение — сзади и как бы справа от водительского места, поэтому управление требует некоторого опыта и с непривычки кажется очень неудобным. Помимо обычной КПП грузовик оснащен ведущими мостами гиподного типа и раздаткой на 2 ступени. Тормоза у ГАЗ-66 барабанные по кругу, для усиления используется гидровакуумная установка.

Где применялся ГАЗ-66

Изначально этот грузовой советский внедорожник был предназначен для военных, но быстро разошелся для различных нужд по всей стране. Его активно эксплуатировали в исследовательских и строительных целях, в горном деле (добыча полезных ископаемых), использовали для путешествий и активного туризма.

Автомобиль зарекомендовал себя как крайне выносливый и неприхотливый, поэтому успешно эксплуатировался даже в сложных и экстремальных условиях. Модификаций было настолько много, что каждая сфера смогла приспособить этот внедорожник под себя. Согласно статистике, между 60 и 80-ми годами ГАЗ-66 использовался практически повсеместно и везде.

Особенно успешным его применение было в сельскохозяйственной местности, так как у фермеров до него не было ничего аналогичного по характеристикам.

ГАЗ-66

Базовая версия грузовика была универсальной — она комплектовалась обыкновенным кузовом из металла с откидными боковыми скамейками. Для защиты использовался обычный тент.

Кабина была тоже сделана из металла и в ней было место всего для двух кресел — пассажирского и водительского. Как уже упоминалось выше, в салоне было место для организации гамака.

Благодаря ограниченному пространству, в кабине зимой было довольно тепло (чему способствовал и двигатель, расположенный прямо под ней).

Поскольку производство легендарного ГАЗ-66 завершилось в конце прошлого века (1999й год), сейчас найти новый автомобиль затруднительно. Но масса модификаций до сих пор находится на консервации в военных частях, многие из которых периодически снимаются, списываются и продаются. Предлагаются как версии с КУНГами, так и обыкновенные бортовые.

Цены разные, но подержанный грузовик можно купить по вполне сходной стоимости. Привести его в порядок выйдет не очень дорого, но вот сделать из него походный вариант для дальних путешествий с комфортом — тут бюджет нужен практически неограниченный.

Хотя стоит напомнить, что даже в базовом варианте этот автомобиль — весьма достойны и, оборудовав жилой КУНГ, можно смело отправляться на встречу приключениям!

Источник: https://azov-off-road.com.ua/gaz-66-istoriya-legendarnogo-gruzovogo-vnedorozhnika/

Легендарный ГАЗ-66

Работа над созданием полноприводного грузовика ГАЗ -66, который должен был заменить выпускавшийся на Горьковском автозаводе 2-х тонный ГАЗ-66, началась в начале 60 –х годов.

На начальном этапе разработки конструкторскую группу возглавлял Р.Заворотный, позже ведущим конструктором был назначен О.Образцов. Координировал работу по созданиию автомобиля А.Д.Просвирин. При проектировании автомобиля широко использовался опыт созданного в 1958 году грузовика ГАЗ-62 с расположением кабины над силовым агрегатом.

ГАЗ-62 ставший основой для разработки следующей модели

Автомобиль выделялся на фоне существующих моделей многими нестандартными решениями. На ГАЗ -66 впервые в СССР устанавливался 8 – и цилиндровый V – образный двигатель. Расположение водительской кабины над силовым агрегатом позволило добиться увеличения площади грузовой платформы при сохранении минимальной длины автомобиля.

Вертикальное размещение за кабиной запасного колеса позволило опустить основание грузовой платформы. Другими особенностями конструкции грузовика были гипоидная передача, тормозная система с гидровакуумным усилителем, гидроусилитель руля, цельнометаллическая конструкция грузовой платформы, омыватели ветрового стекла.

https://www.youtube.com/watch?v=2lsA_weByzs

Серийное производстов ГАЗ-66 началось в 1964 году

Опытная партия грузовиков появилась к ноябрю 1963 года, а с 1 июля 1964 года с конвейера ГАЗа начали сходить серийные автомобили. ГАЗ-66 –автомобиль – долгожитель, сходивший с конвейера завода в разных модификациях 35 лет.

Он неоднократно отмечался различными медалями и наградами на автомобильных выставках. Среди его наград – Золотая медаль Лейпцигской ярмарки 1967 года, золотая медаль московской сельскохозяйственной выставки 1966 года.

В 1969 году, первым из советских автомобилей, он удостоился права носить на борту Государственный знак качества.

Конструкция ГАЗ-66

ГАЗ – 66 имеет рамную конструкцию. Высокая проходимость автомобиля обеспечивается за счет полноприводной конструкции , коротких свесов и односкатных шин. С 1968 года на грузовике применяется система централизованного регулирования давления в шинах. Цельнометаллический кузов оснащен решетчатыми бортами и откидывающимся задним бортом. Вдоль бортов установлены откидные скамейки, предусмотрена возможность установки тентового покрытия на пяти дугах.

Габариты ГАЗ-66

Цельнометаллическая двухместная кабина установлена над силовым агрегатом, оснащена отопительной системой и омывателем ветрового стекла. При необходимости, в кабине можно установить подвесное спальное место. Доступ к двигателю осуществляется посредством откидывания кабины вперед. Большая часть грузовиков укомплектована 8-цилиндровым бензиновым V –образным двигателем ЗМЗ -66. Для запуска двигателя при отрицательных температурах применяется предпусковой подогреватель ПЖБ -12.

Двигатель ГАЗ-66

ГАЗ -66 оснащен четырехступенчатой коробкой передач с синхронизацией на 3 и 4 передачах, однодисковым сцеплением с гидроприводом, двухступенчатой раздаточной коробкой, одинарной гипоидной главной передачей.

Отключаемый передний мост комплектуется шаровыми шарнирами равных угловых скоростей. Колеса на рессорной зависимой подвеске оснащаются гидравлическими амортизаторами. Для повышения удобства управления автомобилем рулевой механизм снабжается гидроусилителем.

Рабочая тормозная система автомобиля – барабанная , с гидроприводом и вакуумным усилителем. Стояночный тормоз –барабанный на все колеса, трансмиссионный. Некоторые модификации грузовиков оснащались лебедкой с приводом от силового агрегата.

Модификации и военное применение

ГАЗ-66 –универсальный грузовик, предназначенный для перевозки грузов и людей по всем видам дорожных покрытий, а также по бездорожью. Благодаря удачной конструкции, на основе базовой модели было создано множество модификаций, как универсальных, так и специализированных.

Так, автомобиль применяется на аэродромах для буксировки легких летательных аппаратов. В качестве тягача он используется и на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Широкое применение автомобиль нашел в воздушно – десантных войсках благодаря сбалансированности центра тяжести и компактности. Одинаковая нагрузка на переднюю и заднюю ось позволяют ему при десантировании опускаться на все колеса без завала кабины вперед.

Десантный вариант ГАЗ-66Б со складывающейся кабиной

В 80 –е годы конструкция автомобиля подверглась частичной модернизации. Мощность двигателя была увеличена, подверглась изменениям тормозная система, была установлена новая светотехника. Обновленная модель грузовика начала выпускаться с 1985 года.

С 1993 года на некоторых модификациях начали устанавливать дизельный двигатель.

Серийное производство автомобилей ГАЗ-66 полностью завершилось в 1999 году, однако, отдельные партии грузовиков ГАЗ-66 дизель, продолжали выпускать по специальным заказам и позже.

Всего за годы производства с конвейера завода сошло около миллиона экземпляров автомобилей этой модели. В настоящее время вместо ГАЗ -66, завод освоил выпуск капотных грузовиков «Садко».

Основные модификации

ГАЗ-66-01 Базовая модель, годы производства 1964-1984
ГАЗ-66-02 Грузовик, оснащенный лебедкой, производился с 1964 по 1984.
ГАЗ-66-03 Модификация, оснащенная помехозащищенным электрооборудованием, без системы централизованного регулирования давления в шинах, годы производства 1964-1968.
ГАЗ-66-04 Грузовик, оснащенный дополнительным помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984.
ГАЗ-66-05 Модификации грузовика оснащенного лебедкой и помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984.
ГАЗ-66-11 Модернизированный автомобиль с новым двигателем ЗМЗ 6606 (120л.с.) и новой светотехникой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-12 Модернизированный вариант автомобиля с лебедкой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-14 Модернизированный автомобиль с помехозащищенным электрооборудованием, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-15 Специальная модификация автомобиля с помехозащищенным электрооборудованием и лебедкой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-16 Грузовик с деревянной платформой с двускатными задними шинами без системы регулирования давления в шинах и дополнительного бензобака, выпуск освоен в 1993 г.
ГАЗ-66-21 Грузовик с удлиненной деревянной платформой с усиленной рамой ,мостами и подвеской, выпуск освоен в 1993 г.
ГАЗ-66-30 Специальная платформа–шасси для самосвала САЗ 3531
ГАЗ-66-40 Версия автомобиля с турбодизельным двигателем, годы производства 1993 -1999.
ГАЗ-66-41 Автомобиль с дизельным двигателем ГАЗ 544, с двускатными шинами. На грузовике отсутствует система централизованной регулировки давления шин и дополнительный бензобак, годы производства 1993 -1999.
ГАЗ-66-81 Экспортный вариант автомобиля для стран с умеренным климатом.
ГАЗ-66-91 Экспортный вариант автомобиля для стран с тропическим климатом.
ГАЗ-66-92 Автомобиль в северной компоновке, с дополнительной изоляцией и обогревателем, двойными стеклами, противотуманными фарами, аккумулятором увеличенной емкости. Выпуск освоен с 1987г.
ГАЗ-66-96 Платформа–шасси для вахтовых автобусов.
ГАЗ-66Б Десантный автомобиль оснащенный специальным десантным оборудованием и брезентовым верхом.
ГАЗ-66П Опытная модель легкого седельного тягача.
ГАЗ-33 Опытная модель трехосного грузовика.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое VIN код автомобиля

Технические характеристики ГАЗ-66

Источник: http://gredx.ru/history/gaz-66

«Шишига» молодости нашей: история грузовика-миллионника ГАЗ-66

Основным полноприводным «двухтонником» в СССР 50-х годов был ГАЗ-63. И все вроде было хорошо, но имелся у него серьезный недостаток — склонность к опрокидыванию. Да и двигатель помощнее хотелось. Военные при этом еще и настаивали, чтобы габариты сильно не увеличивались — грузовик должен быть аэротранспортабельным.

ГАЗ-66 с кузовом КЗ-1 на случай ядерной войны (strangernn.livejournal.com)ГАЗ-66 с кузовом КЗ-1 на случай ядерной войны (strangernn.livejournal.com)

Результатом стал ГАЗ-66, пущенный в серию летом 1964 года.

В первую очередь конструкторы поработали над переворачиваемостью — центр тяжести машины был значительно ниже, чем у ГАЗ-63.

Поэтому чреватый переворачиванием занос у нового грузовика начинался на треть позже, чем у предшественника: на 65 км/ч при движении по 50-метровой (в диаметре) бетонной окружности. ГАЗ-64 грозился грохнуться набок уже на 44 км/ч.

Кроме того, давал о себе знать новый 8-цилиндровый двигатель. Удельная мощность новой машины была самая большая среди полноприводных грузовиков в Союзе — 33 «лошадки» на тонну снаряженной массы.

Вкупе с появившейся в 1968 году централизованной системой регулирования давления в шинах, позволяющей быстро адаптироваться к тому или иному виду бездорожья, а также блокировке дифференциалов, это дало серьезные преимущества в проходимости. В сухую погоду на хорошем грунте ГАЗ-66 брал 37-градусный подъем, в то время 63-й как буксовал уже на 280. Помогала на сложном рельефе и новая бескапотная кабина. Из нее просто было лучше видно.

«Шишига» на войне

Точка зрения военных на грузовик была двоякой. С одной стороны, долгое время «шишига» успешно решала задачи, и при этом была лучшей машиной в классе. Но она была не лишена ряда недостатков. Основные нарекания сводились к бескапотной кабине.

С одной стороны, она ограничивала разрастание габаритов, и ГАЗ-66 было удобнее перебрасывать по воздуху. С другой — эргономика внутри оставляла желать лучшего. Прикрытый кожухом двигатель находился строго между водителем и пассажиром, занимая почти все пространство. Поэтому рычаг КПП пришлось поставить справа-сзади от водителя — что при долгой активной езде почти неминуемо оборачивалось болью в плечевом суставе. И, кроме того, в теплые времена года в кабине было очень жарко.

Украинское «гантрак-творчество» на тему «шишиги» (forum.topwar.ru)Украинское «гантрак-творчество» на тему «шишиги» (forum.topwar.ru)

Кроме того, что немаловажно для военных, ГАЗ-66 отличался пониженной выживаемостью водителей при подрыве на минах. У капотных грузовиков расположение двигателя было таким, что тот принимал на себя львиную часть осколков. Тут же поразить водителя или пассажира было заметно легче.

На этом список серьезных проблем заканчивался. Именно поэтому «шишигу» до сих пор можно встретить в текущих локальных конфликтах. Не менее впечатляет и список модификаций — как разумных, так и не очень.

Одной из первых был, например, ГАЗ-66Б для ВДВ — верхнюю часть кабины, включая лобовое стекло, можно было сложить, и легче впихнуть грузовик в самолет. Еще для десантников сделали мини-«Град» на базе «шишиги», который мог не только обстреливать противника реактивными снарядами, но и, например, проводить дистанционное минирование.

Ну и, конечно, ГАЗ-66 стал хорошей платформой для множества машин управления и вспомогательных модификаций. Дегазационные камеры, «санитарки», топливозаправщики, командно-штабные машины и даже понтонные парки — список можно продолжать долго.

Отдельно стоит упомянуть попытку создать нечто вроде автобуса для ядерной войны — поставленный на шасси «шишиги» кузов КЗ-1. Стеклопластика и пенопласт уменьшали воздействие радиации, а необычная форма была призвана ослабить ударную волну. Но в серию смелый концепт так и не пошел.

Оч.умелые ручки

Та самая «Танюша» с динамической защитой (vif2ne.org)Та самая «Танюша» с динамической защитой (vif2ne.org)

Но намного интереснее не заводские модификации, а сделанное «на коленке» в локальных конфликтах — как правило, не от хорошей жизни.

Правда, ГАЗ-66 в силу сравнительно небольшой грузоподъемности не очень привлекал любителей изготовить гантрак—другой. На Ближнем Востоке ему разве что «уполовинивали» кабину, чтобы уменьшить жар от двигателя, и ставили в кузов 23-мм спаренную зенитку. Зато на Украине гаражные умельцы развернулись вовсю.

В самом начале войны в Донбассе всеобщее воодушевление по обе стороны фронта и, во многом, иррегулярный характер происходящего, подхлестывали кустарное производство броневиков. Стать таковым имел шансы даже подвернувшийся под руку «Запорожец», не говоря уже о «шишиге».

Порой такие модификации были не просто бесполезны (как простое обшивание машин незакаленными стальными листами), а даже опасны.

Например, в Донбассе был замечен украинский ГАЗ-66 с именем «Танюша», к радиатору которого была приварена динамическая защита для танков, представляющая собой фактически контейнеры с взрывчаткой, задача которых — контрвзрывом рассеивать струи кумулятивных боеприпасов.

Работает это, конечно, только на бронетехнике, но не на незащищенном грузовике, который после такой переделки превращается разве что в орудие шахида.

ГАЗ-66Б для десантников (modelist-konstruktor.com)ГАЗ-66Б для десантников (modelist-konstruktor.com)

Правда, возможно, контейнеры были пустые, а наварили их из-за находящихся внутри небольших бронепластин, которые могли прикрыть радиатор. Но в царящей тогда обстановке безумного клепания всего подряд из любых подручных материалов нельзя исключать ничего — в том числе и радостной установки на обычный грузовик предназначенной для танков динамической защиты.

Реактивная система залпового огня на шасси ГАЗ-66 (gruzovikpres.ru)Реактивная система залпового огня на шасси ГАЗ-66 (gruzovikpres.ru)

И в мирной жизни

Пусть и прожорливая, и неэргономичная, но проходимая и довольно простая «шишига» нашла себя и на «гражданке». Самосвалы, грузовики, вахтовые автобусы для труднодоступных местностей — ниша для ГАЗ-66 всегда была.

Но военным все-таки хотелось чего-то капотного — и на место «шишиги» пришел «Садко». Но встретить «старичка» можно и сегодня — хотя и все реже и реже, особенно в городе. Впрочем, совсем уж удивительной редкостью ГАЗ-66 станет еще не скоро — тираж в 965 000 автомобилей не может исчезнуть без следа.

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/919607-gaz-66-shishiga-vypushcheno-pocht/

Газ 66

Газ 66 без преувеличения можно назвать самым популярным малотоннажным грузовиком-вездеходом Советского Союза, а потом и России. В Вооруженных Силах СССР он стал самым массовым двухосным полноприводным автомобилем для грузовых перевозок. За 35 лет производства в различные отрасли народного хозяйства и на военные нужды было отправлено около миллиона экземпляров.

Главным конструктором, под руководством которого был создан автомобиль стал Александр Дмитриевич Просвирин. Специалисты в области автомобилестроения считают, что прообразом Газ 66 стал немецкий Mercedes-Benz Unimog как универсальное транспортное средство с повышенными характеристиками проходимости.

Первые немецкие «Унимоги» были разработаны сразу после войны и дали начало целому семейству грузовиков-вездеходов. Газ 66 в этом плане также не отстал от немецкого аналога. Предшественником также являлся автомобиль ГАЗ-63, однако он имел стандартную на то время переднемоторную компоновку. По сравнению с ГАЗ-63 новый внедорожник имел несравненно лучшую боковую устойчивость и проходимость.

Первый серийный Газ 66 покинул ворота Горьковского автозавода в июле 1964 года дав старт выпуску более двадцати модификаций в различных вариантах исполнения и комплектации. От созвучия «66», в народе автомобиль получил название «Шишига». Популярность автомобиля очень быстро росла и в армии, и в народном хозяйстве.

До сих пор Газ 66 остается единственным грузовым автомобилем, состоящим на вооружении армии и способным десантироваться на парашютных системах с самолетов военно-транспортной авиации.

Назначение

Естественной стихией Газ 66 является бездорожье. Совершить дальнюю поездку даже по обычной трассе без заметной усталости водителя не удастся. Однако для работы в качестве вахтового автобуса, скорой помощи, почтовой машины, хлебовоза, выездной торговой точки или пожарной машины между населенными пунктами на проселочных дорогах, особенно в период распутицы, Газ 66 вне конкуренции.

В вооруженных силах Газ 66 используется в качестве тягача для буксировки вооружения, перевозки людей и военных грузов, установки на шасси артиллеристских систем и систем РЭБ. Наиболее часто на шасси устанавливаются специализированные КУНГи под передвижные мастерские, узлы связи (командно-штабные машины), медицинские пункты, дезинфекционно-душевые камеры и другие нужды.

Посмотрев любой художественный фильм «про десантников» или «про пограничников» советского периода с большой долей вероятности можно встретить на экране Газ 66, вне зависимости от того, в каком регионе происходит действие.

Особенно хорошо, по мнению военных, машина показала себя в условиях песчаных пустынь Средней Азии и в Забайкалье где по проходимости Газ 66 мог сравниться с верблюдом или гужевой повозкой.

Модификации

На базе Газ 66 выпущено множество машин, конечное назначение которых определяется установленной надстройкой.

На шасси грузовика собраны самосвалы для сельского хозяйства (ГАЗ-САЗ-3511, ГАЗ-КАЗ-3511), передвижные технические мастерские для комбайнов и тракторов (3902, 3903, 39021, 39031), автофургоны «Хлеб», «Почта», «Медикаменты» (ГЗСА-731, 983А, 947 и т.д.

), вахтовые автобусы (НЗАС-3964, Волгарь -39461), не получивший распространение седельный тягач ГАЗ-66П и десятки других вариантов и комплектаций. К основным модификациям Газ 66 можно отнести:

  • Газ 66-1 – первая модификация, выпускавшаяся до 1968 года и не имеющая системы централизованной подкачки шин;
  • ГАЗ-66б – десантный вариант оборудованный телескопической складывающейся рулевой колонкой, складывающейся крышей и откидной рамкой ветрового стекла;
  • ГАЗ66-01 – наиболее распространенная, базовая версия, выпускавшаяся с 1968 по 1985 год с централизованной системой подкачки шин;
  • ГАЗ-66-11 – модернизированная базовая модель, производимая в виде грузовика с платформой и шасси с кабиной. Одна из таких машин до сих пор выполняет роль авиационного тягача на легендарном тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов»;
  • ГАЗ-66-92 – северный вариант исполнения, оборудованный утепленной кабиной с двойными стеклами и дополнительным отопителем, АКБ повышенной емкости, лебедкой и противотуманными фарами. С 1987 по 1995 год выпускался небольшими опытно-промышленными партиями;
  • ГАЗ-66-50, ГАЗ-6651, ГАЗ-66-65 – модификации для стран с тропическим климатом;
  • ГАЗ-66-31 – шасси для самосвальных кузовов. Отличительной особенностью является двойная ошиновка колес заднего моста. Оснащен коробкой отбора мощности;
  • ГАЗ-66-41 – автомобиль, оборудованный безнаддувным дизельным двигателем ГАЗ-544.10 мощностью 85 л.с. Выпускался с 1993 по 1995 год в двух комплектациях: с лебедкой и без нее;
  • Газ-66-40 – грузовик повышенной грузоподъёмности (2,3 т), с турбированным дизельным двигателем ГАЗ-5441 мощностью 116 л.с. Выпускался с 1995 по 1998 год в комплектации с лебедкой и без нее.

Приемником Газ 66 на производственном конвейере стал новый автомобиль ГАЗ 3308 «Садко» с целой линейкой дизельных моторов и измененной компоновкой. При этом конструкция двухосного шасси сохранила преемственность.

Основные параметры автомобиля ГАЗ-66

  • Масса грузовика – 3470 кг;
  • Разрешенная максимальная масса автомобиля – 5940 кг;
  • Габаритные размеры автомобиля – длина 5806 мм (с лебедкой), ширина 2322 мм, высота по тенту 2520 мм;
  • Клиренс – 315 мм;
  • Ширина колеи – передние колеса 1800 мм, задние колеса 1750 мм;
  • Распределение нагрузки по осям – передняя ось 47%, задняя ось 53%;
  • Максимальная скорость движения с полной массой – 90 км/ч;
  • Радиус поворота – 9,5 м;
  • Глубина преодолеваемого брода – 0,8 м;
  • Емкость топливных баков – 210 литров;
  • Контрольный расход топлива при движении со скоростью 60 км/ч – 20 л/100 км;
  • Запас хода по топливу – 800 км;
  • Используемые марки бензина – А-72, А-76, А-80;

На автомобиле применяются специально разработанные шины увеличенного профиля с развитыми грунтозацепами размером 12.00-18. Колеса с разъёмным ободом позволяют снижать давление в шинах до 0,5 кг/см2, осуществляя при этом движение по слабым грунтам со скоростью до 10 км/ч. Установлено, что Газ 66 способен преодолевать песчаные подъемы с уклоном 23*.

Трансмиссия и тормозная система

Все модификации Газ 66 оснащены механическими четырехступенчатыми коробками передач с синхронизаторами на 3-й и 4-й передаче. Сцепление – сухое, однодисковое. передача одинарная гипоидная. Рабочая тормозная система имеет барабанные тормозные механизмы на всех колесах. Привод – гидравлический, с гидровакуумным усилителем. Стояночный тормоз – механический на трансмиссию. Раздаточная коробка – с понижающей передачей и отключаемым передним мостом.

Особенности и эксплуатация

Основными отличительными чертами Газ 66 специалисты считают согласованное расположение центра тяжести и высокую надежность узлов ходовой части и трансмиссии. Именно эти качества позволяют использовать грузовик в десантных войсках.

При осуществлении десантирования уравновешенная машина практически идеально приземляется на все колеса, а все узлы и детали без повреждений выдерживают десантирование. Однако в деле прекращения производства Газ 66 важную роль сыграла слабая противоминная зашита, вернее сказать ее отсутствие. При наезде на мину, по опыту афганской войны, экипаж гарантировано погибал.

К сожалению, и в гражданском исполнении к шестьдесят шестому были претензии, но они уже высказывались относительно комфорта. Очень маленькая кабина с неудобным, находящимся сзади справа от водителя, рычагом переключения передач не располагали к дальним путешествиям.

Да и при езде по ухабам и рытвинам был велик риск посадить себе шишку или набить ссадину о стекло и стенки кабины, выполненную в стиле социалистического минимализма. Невзирая на неудобства, отсутствие капота и наличие системы обдува и омывки стекол обеспечивали отличный обзор для водителя, что особенно было важно в условиях бездорожья.

Среди оригинальных решений, можно отметить наличие в машине специального подвесного места (гамака) для отдыха водителя. На некоторых модификациях Газ 66 крыша выполнялась брезентовой, а верхняя часть кабины снималась. Получался своего рода грузовой кабриолет. Такие машины ценятся в наши дни у людей, занимающихся раритетными экземплярами автомобильной техники.

Основные характеристики ЗМЗ-66

  • Тип – карбюраторный, четырехтактный, жидкостного охлаждения с верхним расположением клапанов:
  • Количество и расположение цилиндров – 8, V-образное;
  • Рабочий объем – 4,25 л;
  • Максимальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин – 115 л.с. (84,6 кВт);
  • Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала – 2000-2200 об/мин – 284,4 Нм (29 кгс.м);
  • Степень сжатия – 6,7.

Цена

Так как автомобиль Газ 66 больше не производятся, можно приобрести только автомобиль с пробегом. Цена на армейские версии начинается от 100 тыс.руб. Автомобили, прошедшие переоборудование, ремонт и модернизацию могут стоить до 1 млн. руб.

Источник: https://gruzato.ru/gaz-66.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автолайф
Какое масло лить в кпп Шевроле Ланос

Закрыть